Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности у детей в дошкольном возрасте.
Объект курсовой работы: полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.
Предмет курсовой работы: факторы развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.
1 ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 Теоретический анализ проблемы формирования полоролевой идентичности 5
1.1 Понятие половой идентичности. 5
1.1.1 Стадии формирования полоролевой идентичности 7
1.2 Основные концепции формирования полоролевой идентичности 8
1.3 Различия в становлении полоролевой идентичности у мальчиков и у девочек 13
Раздел 2. Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности 18
2.1 Влияние семьи на формирование полоролевой идентичности 18
2.2 Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность 21
3 ВЫВОДЫ 24
4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
СОДЕРЖАНИЕ
1 ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 Теоретический анализ проблемы формирования полоролевой идентичности 5
1.1 Понятие половой идентичности. 5
1.1.1 Стадии формирования полоролевой идентичности 7
1.2 Основные концепции формирования полоролевой идентичности 8
1.3 Различия в становлении полоролевой идентичности у мальчиков и у девочек 13
Раздел 2. Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности 18
2.1 Влияние семьи на формирование полоролевой идентичности 18
2.2 Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность 21
3 ВЫВОДЫ 24
4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в последние годы в зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования полоролевой идентичности. Проблема полоролевой идентичности, включает в себя очень важные вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и полоролевой дифференциации, и является одной из важнейших и актуальных проблем в психологии. Изучение широкого круга вопросов, связанных, с различными аспектами данной проблемы имеет теоретическое и огромное практическое значение.
В отечественной психологии было проведено много исследований, направленных на изучение формирования полоролевой идентичности на различных этапах онтогенеза, был, осуществлен анализ современных подходов к проблеме влияния полоролевых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции (Алешина Ю.В., Волович А.С., Ильин Е.П., Кон И.С, Каган В.Е.).
В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентичности в разные годы занимались (Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У.Липпман, Ш.Берн и др.)
Именно в детском возраста, примерно в 3 года дети начинают обращать внимание на гениталии, фалическая стадия, дети начинают понимать что существует два пола, у них начинает, проявляется сексуальные чувства к родителю противоположного пола, а также ревность к родителю своего пола. По мере дальнейшего созревания происходит идентификация себя с родителем своего пола, подражание его поведению.
Институт семьи является важнейшим источником формирования полоролевой идентичности так как именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка. Информация о правильном полоролевом поведении передается через, взаимодействие со сверстниками. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола.
Цель курсовой работы: выявить факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности у детей в дошкольном возрасте.
Объект курсовой работы: полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.
Предмет курсовой работы: факторы развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме полоролевой идентичности.
2. Изучить влияние семьи на формирование полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.
3. Проанализировать влияние сверстников на формирование полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.
Существует много разных определений идентичности. Так, в таком общезначимом издании, как «Психологический словарь» предлагаются различные значения определения идентичности.
1) в психологии познавательных
процессов идентичность – это
узнавание, установление
2) в психоанализе –
идентичность-это процесс, в
3) в социальной психологии идентичность – отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом;
4) механизм психологической защиты, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу;
5) проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств;
6) идентификация групповая – отождествление себя с какой-либо социальной группой или общностью, принятие её целей, ценностей;
7) в инженерной и юридической психологии – распознавание, опознание каких-либо объектов (в том числе людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации. В то же время в основе различных подходов к идентичности, во всяком случае, в отечественной литературе наиболее обобщенно она может быть определена, например, как устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием полноценного психического здоровья [4, с. 15-17].
В описании Э. Эриксона заложена идея так называемой психосоциальной сущности идентичности. Эриксон определяет идентичность как сложноорганизованный, многоуровневый, устойчивый и одновременно подвижный феномен, развивающийся вместе с человеком, но устойчиво выделяющий его как явление особое, смысл которого заложен в интегративных свойствах идентичности.
Понятие “идентичность” согласно Эриксону - это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям, чувство обретения адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» способность личности к полноценному решению задач [10, с.135-137].
Идентичность - осознание индивидом своей половой принадлежности; переживание им своей маскулинности — фемининности; готовность играть определенную половую роль. Единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответственно половой роли. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям. Осознание индивидом своей половой идентичности предполагает определенное отношение к ней - полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения.
В психоанализе идентификация понимается
как бессознательное
Идентификация - противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл - в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку.
Идентификация - это форма психологической защиты, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря идентификации также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. При расширительном толковании - неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоторых случаях свойство «психической инфекции».
Психологические аспекты
проблематики идентичности интенсивно
разрабатываются в
Половая идентификация - это процесс, который имеет несколько стадий. Коломинский Я.К и Мелтас М.Х выделяют две составляющие полоролевой идентичности:
Томпсон выделяет на раннем этапе развития половой роли три этапа:
Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности:
1. Гендерную идентификацию.
2. Гендерную константность.
3. Дифференциальное подражание.
4. Гендерную саморегуляцию [2, с 123].
Теория психоанализа. Первым психологом, попытавшимся дать исчерпывающее объяснение половой идентичности и половой роли, был Зигмунд Фрейд; составной частью его психоаналитической теории является стадийная концепция психосексуального развития. Согласно Фрейду, дети начинают обращать внимание на гениталии примерно в 3 года, он назвал это началом фаллической стадии психосексуального развития. В частности, представители обоих полов начинают понимать, что у мальчиков есть пенис, а у девочек - нет. На этой же стадии у них начинают проявляться сексуальные чувства к родителю противоположного пола, а также ревность и злопамятность в отношении родителя одного с ними пола, Фрейд называл это Эдиповым комплексом. По мере своего дальнейшего созревания представители обоих полов постепенно разрешают этот конфликт посредством идентификации себя с родителем одного пола - подражают его поведению, склонностям и личностным особенностям, пытаясь походить на него. Таким образом, процесс формирования половой идентичности и полоролевого поведения начинается с открытия ребенком генитальных различий между полами и завершается, когда ребенок идентифицирует себя с родителем того же пола.
Теория социального научения. в отличие от психоаналитической теории, теория социального научения предлагает более прямое объяснение принятия половой роли. В ней подчеркивается важность подкрепления и наказания, получаемых ребенком соответственно за подобающее и неподобающее его полу поведение, и того, как ребенок, наблюдая за взрослыми, усваивает свою половую принадлежность. Научение путем наблюдения позволяет также детям подражать и тем самым приобретать полоролевое поведение путем имитации авторитетных для них взрослых одноименного пола, которыми они восхищаются.
И теория психоанализа, и
теория социального научения согласны
в том, что дети приобретают половую
ориентацию, подражая поведению родителя
или другого взрослого
Важно подчеркнуть еще два момента теории социального научения. Во-первых, в отличие от теории психоанализа полоролевое поведение трактуется в ней, как и всякое другое заученное поведение; чтобы объяснить, как дети обретают половую роль, здесь не требуется постулировать какие-либо специальные психологические механизмы или процессы. Во-вторых, если в полоролевом поведении нет ничего особенного, то и половая роль сама по себе не является ни неизбежной, ни неизменной. Ребенок усваивает половую роль потому, что пол оказывается основанием, по которому его культура выбирает, что считать подкреплением, а что - наказанием.
Некоторые полагают, что, по-разному реагируя на мальчиков и девочек, родители могут и не навязывать им свои стереотипы, а просто реагируют на реальные врожденные различия в поведении разных полов.
Хотя теория социального научения очень хорошо может объяснить подобные явления, есть такие наблюдения, которые с ее помощью объяснить трудно. Во-первых, согласно данной теории, считается, что ребенок пассивно принимает на себя воздействие окружения: с ребенком «это делают» общество, родители, сверстники
Психолог Лоуренс Колберг разработал когнитивную теорию развития полоролевого поведения, основываясь непосредственно на теории когнитивного развития по Пиаже.
Когнитивная теория развития. говорит о том, что двухлетние дети могут определить свой пол на своей фотографии и, как правило, могут определить пол типично одетых мужчин и женщин по фотографии, они не могут правильно рассортировать фотографии на «мальчиков» и «девочек» или предсказать, какие игрушки будет предпочитать другой ребенок, на основании его пола. Согласно этой теории, половая идентичность играет решающую роль в полоролевом поведении. В результате мы имеем: «Я - мальчик (девочка), значит, я хочу делать то, что делают мальчики (девочки)». Другими словами, мотивация к поведению согласно половой идентичности - вот что побуждает ребенка вести себя адекватно своему полу, а не получение подкрепления извне. Поэтому он по собственной воле принимает задачу формирования половой роли - и у себя, и у своих сверстников.
Информация о работе Факторы, влияющие на развитие полоролевой идентичности