Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:16, реферат
Цель исследования: изучить социально-психологические факторы формирования делинквентного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решит ряд задач:
1.Проанализировать литературу по феномену делинквентного поведения.
2.Проанализировать подходы понимания делинквентного поведения на основе психологической литературы.
3.На основе психологической литературы проанализировать социально-психологические факторы делинквентного поведения подростков.
ВВЕДЕНИЕ
В подростковом возрасте у юношей и девушек идет не только физическое и половое созревание, но и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением. Формирование новых личностных качеств подростков основывается на общении в рамках различных видов деятельности. Если в этот период не будут созданы условия для реализации своих возможностей, то самоутверждение подростка может привести к отклоняющемуся поведению. Одной из форм такого поведения является делинквентное поведение.
Проблема делинквентного поведения носит междисциплинарный характер, по этой причине для написания курсовой работы была использована разнообразная литература. Различные аспекты детерминации преступного поведения широко освещены в криминологии, социологии, психологии, педагогике. Особый интерес представляют книги Фрейда З., Дюркгейма Э., Франкла В., Мертона Р.К. и других известных социологов и психологов, в которых излагаются теоретические и психологические основы делинквентного поведения. Среди отечественных ученых следует назвать А.А. Александрова, Б.С. Братуся, Л.И. Божович, С.А. Беличеву, Я.И. Гилинского, И.С. Кона, В.Н. Кудрявцева, А.А. Реана, Д.И. Фельдштейна и др.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого являются социально-психологические факторы (Пример: изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов и т.д.).
Цель исследования: изучить социально-психологические факторы формирования делинквентного поведения подростков.
Объект исследования: социально-психологические факторы.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решит ряд задач:
1.Проанализировать литературу по феномену делинквентного поведения.
2.Проанализировать подходы понимания делинквентного поведения на основе психологической литературы.
3.На основе психологической
литературы проанализировать
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Понятие «делинквентное поведение »
Интерпретация понятия «делинквентность» во многом зависит от контекста и предметной специфики исследовательской программы и ее концептуального аппарата. Так, например, в бихевиористской парадигме А.Бандура и Р.Уолтерс делинквентность определяли как агрессию, которая вызвана фрустрацией из-за невозможности удовлетворения потребности индивида.
Термин «делинквентность» произошел от латинского слова «delinquens» − совершающий проступок. Его используют для определения тех видов социально-негативного отклоняющегося поведения, которые связаны с нарушением правовых и иных (нравственных, эстетических) норм. Однако значение данного термина различно в разных языковых системах [8].
Во французском языке «делинквентность» – единственный термин, обозначающий преступность, преступление как деяние, нарушающее уголовно-правовые запреты. В английском языке термин «делинквентность» имеет многозначное и широкое толкование. Основные его значения: 1) невыполнение обязанностей; нарушение (договора, закона); правонарушение; 2) акт делинквентного поведения; 3) проступок, упущение, провинность.
Выделяются социологический, криминологический и психолого-педагогический аспекты понятия делинквентности (при этом термин имеет узкое и широкое толкование). В узком смысле слова делинквентность является синонимом понятия преступности, индивидуального и группового преступного поведения; в широком смысле − используется в качестве термина, обобщающего разнообразные формы негативного отклоняющегося поведения, начиная с наиболее опасных видов – правонарушений и преступлений – и кончая дисциплинарными проступками и несоблюдением обязанностей [21].
«Делинквентное поведение» — отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия» [22].
В криминологической литературе распространено отождествление делинквентности с противоправным поведением, включая крайнюю форму последнего – преступное поведение, нарушающее уголовные запреты [29].
В психолого-педагогической литературе существует два ведущих подхода к определению понятия «делинквентность». Сторонник первого подхода Беннет предложил назвать делинквентным поведением мелкие правонарушения и поступки, не влекущие за собой уголовной ответственности. Делинквентность, в понимании автора, проявляется в мелком хулиганстве и мошенничестве, «домашних» кражах, угонах транспортных средств, вызывающем поведении в общественных местах. Беннет подчеркивает, что большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, стремления показать свою смелость, поразить сверстников, иногда, чтобы испытать острые ощущения. Преобладающим мотивом делинквентного поведения является потребность в самоутверждении, нередко реализуемая через насилие.
От криминальных действий делинквентное поведение отличается незначительностью правонарушений и обычно не влечет за собой уголовного наказания [25].
Сторонники второго подхода определяют делинквентное поведение как поведение, несущее опасность для жизни, здоровья и благосостояния людей. Критерии степени делинквентности поведения, отмечают они, четко зафиксированы каждым обществом в своде уголовно наказуемых деяний с определением тяжести проступка и указанием меры наказания. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, то есть уголовные нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей [13].
Многие ученые, давая определение понятию «девиантное поведение», указывают на нарушения в социальной регуляции поведения и дефектность психической саморегуляции. Таким образом, зарубежные исследователи девиантное поведение отождествляют с делинквентным.
Отечественные ученые девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается «одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации, принимающая в разных ситуациях патогенный, психосоциальный и асоциальный характер» (С.А. Беличева); «социальные отклонения от существующих социальных норм, их нарушение, т.е. «ненормальное поведение» с точки зрения нормально значимого фактора»; «отклонения от нравственных норм данного общества как явление, имеющее место быть в случаях отсутствия клинически проявляющейся пограничной патологии»[8,2].
А.Е. Личко, введя в практику подростковой клинической психологии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, вследствие социально-психологической дезадаптации личности. В.В. Ковалев придерживается иной трактовки делинквентного поведения, как одной из форм девиаций несовершеннолетних, проявляющейся в тяжких преступлениях [8,15] .
В работах Н.П. Фетискина делинквентное поведение определяется как действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе норм; как деструктивная социально-психологическая форма приспособления детей и подростков к сложной социальной среде [27].
Делинквентность – эта форма приспособления подростка к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемые обществом за свой экстремизм. Делинквентность удовлетворяет некоторые специфические потребности подростка – например, в самоуважении. Она также обеспечивает признание внутри группы сверстников и чувство самостоятельности. Для некоторых несовершеннолетних преступников нервное возбуждение при рискованном поведении само по себе обладает непреодолимой притягательной силой, и они не могут ей сопротивляться [10].
Отклонение от норм, или девиация, охватывает огромный спектр человеческих поступков. Само слово "девиация"- это прямая русскоязычная "калька" позднелатинского deviatio, т.е. отклонение. Заглянув в энциклопедические словари общего характера, мы обнаружим, что этот термин является общепринятым, прежде всего в таких науках, как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется главным образом для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.
При этом необходимо учитывать то, что девиация может быть как позитивной (геройство), так и негативной (преступление, душевная болезнь, алкоголизм и пр.). Чаще всего под девиацией понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.
В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени:
Таким образом, понятие "делинквентное поведение" охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А.И.Кравченко проводит такое разграничение между собственно девиантным и делинквентным поведением: "Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, то для другого или других может быть привычкой... Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам данной страны". Речь идет о том, что, к примеру, такая группа, как уличная шайка хулиганов может расценивать отказ любого из своих членов участвовать в какой-то очередной проделке в качестве девиации. Сами же эти проделки рассматриваются как девиантное поведение и милицией, и большинством жителей этой улицы.
Делинквентное поведение в целом охватывает более широкий спектр поступков, нежели те, что прямо преследуются законом. Так, многие различные формы поведения могут подвергаться социальному осуждению или отвержению, даже если поведение не является специфически противоправным - очевидные примеры такого рода представляют собой нецензурная брань, поддержание "дурной компании", привычка не являться в обусловленное время и беспробудное пьянство. Девиантные исследования довольно часто включают в себя большое разнообразие типов поведения от злоупотребления наркотиками до футбольного хулиганства и даже занятий колдовством и магией, как поведения, на которое наклеен ярлык девиантного и даже делинквентного. Социология девиации, таким образом, берет в качестве объекта изучения более широкие, более неоднородные категории поведения, нежели традиционная криминология.
Исходя из выше изложенной информации, можно сделать вывод о том, что отечественные учёные разделяют понятия «делинквентное поведение» и « девиантное поведение». За рубежом данного разделения понятий нет. В последующих главах мы будем опираться на формулировку «делинквентного поведения» выдвинутую сторонниками подхода Беннета.
И так «делинквентное поведение» - это поведение, сопровождающееся мелкими правонарушениями и поступками, не влекущие за собой уголовной ответственности.
Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин "делинквентное поведение", который в настоящее пора употребляется наравне с терминами «девиантное поведение» и «отклоняющееся поведение».
В отечественной литературе под делинквентным поведением понимается:
В первом значении
Как отмечает Р.В. Овчарова в соответствии с компетенцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).
Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными, в зависимости от индивидуальных особенностей личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Эти обстоятельства Р.В. Овчарова сводит в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.
Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами и условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения поведении, приводящие к той или иной реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменения деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя, расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, наркотиками, алкоголем, токсическими и лекарственными веществами. В этом проявляется компенсаторное поведение, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма .
Информация о работе Факторы делинквентного поведения в подростковом возрасте