Факторы
эффективности совместной деятельности.
Групповая эффективность - это один из показателей
успешности групповой активности и качественно,
и количественно отражающий отношения
достигнутого результата и результата
желаемого, планируемого или в принципе
максимально достижимого.
Важный показатель
эффективности - это удовлетворенность
членов группы трудом в группе. Причем,
следует различать два аспекта:
- удовлетворенность характером труда и его результатами
- эмоциональная удовлетворенность индивида группой.
- Можно выделить несколько факторов, влияющих на эффективность групповой деятельности.
Численность группы.
- эффективность группы возрастает с ростом ее численности до определенного уровня, а затем снижается. Слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу. Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью.
Специфика и сложность
задач.
- Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.
Форма организации
деятельности группы.
Выделяют следующие
формы:
- -коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие и взаимозависимость),
- -индивидуальная (самостоятельная работа каждого),
- -скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других).
Композиция.
- При разном составе группа может быть более или менее совместимая, сплоченная, работоспособная. Близость или подобие членов группы по определенным параметрам может по-разному влиять на эффективность деятельности в зависимости от ее характера. Так, например, высокоразвитые группы (коллективы) с неоднородной композицией лучше, чем однородные справляются со сложными проблемами и задачами. Если группа слабо развита, то неоднородность состава может приводить к возникновению противоречий и конфликтов, плохой координации действий.
Система коммуникации
- Сравнение эффективности"круговой" системы коммуникации (информация движется от одного члена группы к другому последовательно) и "лучевой" (существует общий информационный центр) показало, что "лучевая" коммуникативная сеть эффективнее. Наилучшие результаты при решении сложных задач обнаружены при "полной" сети, когда каждый обменивается информацией с каждым (Г. Левитт, 1951).
Содержание
групповых норм.
- Групповые нормы присваиваются участникам и являются регуляторами поведения каждого в группе. При соответствии нормам группы участник может рассчитывать на принадлежность
к данной группе и поддержку.
Данная зависимость характерна
как для формальных так и для
неформальных групп.
Стиль лидерства.
- Успех деятельности зависит от стиля лидерства. Для группы, приближающейся к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности.
Сплоченность группы.
- Сплоченность определяется взаимной тягой членов группы друг к другу и к группе в целом. Природа сплоченности может быть как чисто эмоциональной, так и обусловленной сходством в ценностных ориентациях. Чем выше сплоченность в группе, тем меньше проблем в общении, меньше напряженность и недоверие, и тем выше трудовая эффективность.
Параметр, связанный
со сплоченностью группы – конфликтность. Различают
два вида конфликтов:
- - конструктивные – конфликты, способствующие выявлению потенциала участников, для повышения эффективности групповой деятельности.
- - неконструктивные – конфликты, негативно влияющие на эффективность групповой деятельности.
Статус участников группы
- Эта характеристика определяется такими факторами как старшинство в должностной иерархии, уровень образования, информированность и накопленный опыт, социальные таланты.
- Участники с высоким статусом оказывают большее влияние на решения группы, но это не всегда повышает продуктивность деятельности группы. Довольно часто для повышения эффективности группе нужно бороться с доминированием в ней мнений высокостатусных членов
Взаимосвязанность
Является одним из основных факторов,
влияющих на взаимодействия в группе.
Под взаимодействием надо понимать такую
систему действий участников, когда действия
одного обусловливают определенные действия
других людей.
- Малая взаимосвязанность представляет большие возможности для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений.
- И. Лингард попытался определить уровни взаимной зависимости с учетом сложности и качества межличностных связей:
- 1-й уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как "публичный эффект".
- 2-й уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих других лиц в конкретной деятельности.
- Выявление «публичного эффекта» психологами состоялось в 1898 году в связи с исследованиями Нормана Триплетта психологии поведения велосипедистов. Результаты исследования показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида. Этот эффект получил название эффекта социальной фасилитации.
- Социальная фасилитация представляет собой повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
- В ряде экспериментов было показано наличие и противоположного эффекта - известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции.
Автономность группы
- представляет собой изолированность ее членов от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей). Отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием до известных пределов уровня межличностных отношений внутри самой группы. Сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к индивидуальной изоляции.
Мотивация
- При высоком уровне положительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы.
- При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт, вплоть до отказа решения задачи.
Таким образом, в
регуляции эффективности совместной деятельности
участвуют самые разные системы факторов:
- - внегрупповые (физические и социальные);
- - внутригрупповые (нормы, разнородность-однородность членов группы, межличностные отношения, социально-психологический климат и т.д.);
- - личностные (индивидуально-психологические особенности членов группы).
Спасибо
за внимание!