Факторы эффективности совместной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:57, творческая работа

Краткое описание

Работа содержит презентацию по дисциплине "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Факторы. эффективности совместной деятельности.pptx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Факторы эффективности совместной деятельности.

 

 

  
 
 
Групповая эффективность - это один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого.  

 

 

 

 

Важный показатель эффективности - это удовлетворенность  членов группы трудом в группе. Причем, следует различать два аспекта:

    • удовлетворенность характером труда и его результатами
    • эмоциональная удовлетворенность индивида группой.

 

 

 

    • Можно выделить несколько факторов, влияющих на эффективность групповой деятельности.

 

Численность группы.

 

    • эффективность группы возрастает с ростом ее численности до определенного уровня, а затем снижается. Слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу. Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью.

Специфика и сложность  задач.

 

    • Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.

Форма организации  деятельности группы.

 

Выделяют следующие  формы:

    • -коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие и взаимозависимость),
    • -индивидуальная (самостоятельная работа каждого),
    • -скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других).

 

Композиция.

 

    • При разном составе группа может быть более или менее совместимая, сплоченная, работоспособная. Близость или подобие членов группы по определенным параметрам может по-разному влиять на эффективность деятельности в зависимости от ее характера. Так, например, высокоразвитые группы (коллективы) с неоднородной композицией лучше, чем однородные справляются со сложными проблемами и задачами. Если группа слабо развита, то неоднородность состава может приводить к возникновению противоречий и конфликтов, плохой координации действий.

Система коммуникации

 

    • Сравнение эффективности"круговой"  системы коммуникации (информация движется от одного члена группы к другому последовательно) и "лучевой" (существует общий информационный центр) показало, что "лучевая" коммуникативная сеть эффективнее. Наилучшие результаты при решении сложных задач обнаружены при "полной" сети, когда каждый обменивается информацией с каждым (Г. Левитт, 1951).

 

Содержание  групповых норм.

 

    • Групповые нормы присваиваются участникам и являются регуляторами поведения каждого в группе. При соответствии нормам группы участник может рассчитывать на принадлежность

  к данной группе и поддержку.

  Данная зависимость характерна

  как для формальных так и для

  неформальных групп.

 

Стиль лидерства.

 

    • Успех деятельности зависит от стиля лидерства. Для группы, приближающейся к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности.

 

Сплоченность группы.

 

    • Сплоченность определяется взаимной тягой членов группы друг к другу и к группе в целом. Природа сплоченности может быть как чисто эмоциональной, так и обусловленной сходством в ценностных ориентациях. Чем выше сплоченность в группе, тем меньше проблем в общении, меньше напряженность и недоверие, и тем выше трудовая эффективность.

 

 

 

  Параметр, связанный со сплоченностью группы – конфликтность. Различают два вида конфликтов:

    • - конструктивные – конфликты, способствующие выявлению потенциала участников, для повышения эффективности групповой деятельности.
    • - неконструктивные – конфликты, негативно влияющие на эффективность групповой деятельности.

 

Статус участников группы

 

    • Эта характеристика определяется такими факторами как старшинство в должностной иерархии, уровень образования, информированность и накопленный опыт, социальные таланты.
    • Участники с высоким статусом оказывают большее влияние на решения группы, но это не всегда повышает продуктивность деятельности группы. Довольно часто для повышения эффективности группе нужно бороться с доминированием в ней мнений высокостатусных членов

Взаимосвязанность

 

 Является одним из основных факторов, влияющих на взаимодействия в группе. Под взаимодействием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обусловливают определенные действия других людей.

    • Малая взаимосвязанность представляет большие возможности для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений.

 

 

 

    •  И. Лингард попытался определить уровни взаимной зависимости с учетом сложности и качества межличностных связей:
    • 1-й уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как "публичный эф­фект".
    • 2-й уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих других лиц в конкретной деятельности.

 

 

    • Выявление «публичного эффекта» психологами состоялось в 1898 году в связи с исследованиями Нормана Триплетта психологии поведения велосипедистов. Результаты исследования показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида. Этот эффект получил название эффекта социальной фасилитации.

 

 

 

    •  Социальная фасилитация представляет собой повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

 

 

    • В ряде экспериментов было показано наличие и противоположного эффекта - известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции.

 

Автономность группы

 

    • представляет собой изолированность ее членов от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей). Отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием до известных пределов уровня межличностных отношений внутри самой группы. Сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к индивидуальной изоляции.

 

Мотивация

 

    • При высоком уровне по­ложительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой ре­зультат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы.
    • При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт, вплоть до отказа решения задачи.

 

 

  Таким образом, в регуляции эффективности совместной деятельности участвуют самые разные системы факторов:

    • - внегрупповые (физические и социальные);
    • - внутригрупповые (нормы, разнородность-однородность членов группы, межличностные отношения, социально-психологический климат и т.д.);
    • - личностные (индивидуально-психологические особенности членов группы).

 

Спасибо за внимание!

 

  


Информация о работе Факторы эффективности совместной деятельности