Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 20:36, доклад
Жизнь ребенка наполнена фантазиями, мечтами и играми. Дошкольники и младшие школьники находятся словно сразу в двух реальностях – в привычном, доступном взрослому, мире обычных предметов и вещей, и в своем воображаемом мире, доступным, увы, только в детстве. Взрослый видит шкаф и ковер, а ребенок – высокую скалу и зеленую лужайку.
Как же относится к этому воображаемому, но вполне реальному для детей миру?
«Фантазии – это серьезно!»
Жизнь ребенка наполнена фантазиями, мечтами и играми. Дошкольники и младшие школьники находятся словно сразу в двух реальностях – в привычном, доступном взрослому, мире обычных предметов и вещей, и в своем воображаемом мире, доступным, увы, только в детстве. Взрослый видит шкаф и ковер, а ребенок – высокую скалу и зеленую лужайку.
Как же относится к этому воображаемому, но вполне реальному для детей миру?
«Очень бережно» – советуют психологи и педагоги. «Ни один чуткий родитель никогда не станет разрушать мир детской фантазии», – писал великий педагог Александр Нилл.
Мир фантазий ребенка – это воображаемый мир сказочных героев и необыкновенных историй. Взрослый никогда по-настоящему не поймет ребенка, если не будет понимать и принимать этой его особенности.
Вы усадили кушать суп своего любимого Сашеньку, а он воображает себя Человеком-пауком, спасающим из трясины человечков-вермишелинок или Великим военноначальником, выстраивающим свою армию из кусочков овощей.
Почему дети обязательно должны играть и придумывать свой воображаемый мир? Да потому, что в эти моменты ребенок осваивает мир взрослых, который очень и очень непрост. Фантазируя, ваш малыш «проигрывает» различные социальные роли, учится взаимоотношениям, «проживает» своих героев с их характерами, особенностями и переживаниями. С фантазиями также тесно связано такое свойство психики человека, как воображение. А хорошо развитое воображение – залог нестандартного, креативного мышления.
Самое большое счастье для малыша, когда мама или папа подключаются к его игре. При этом, дети обычно чрезвычайно серьезны, поэтому родителям важно проявить такт, чтобы не разрушить хрупкий мир фантазий ребенка. Играя с сыном или дочкой, родители могут не только лучше понять их, но и вместе справится с возможными психологическими проблемами, например, с всевозможными страхами, неуверенностью в себе, агрессией.
Замечательный пример такой «терапии» приводит американский психолог Вилл Макдональд в своей книге «Руководство по субмодальностям»: «Однажды, когда моей дочери было три года, я услышал ужасный вопль из ее комнаты. Я пошел посмотреть, что случилось, и обнаружил Джессику, которая, забравшись на кровать, кричала, что в ее комнате появился монстр. Когда я сказал, что не вижу никакого монстра, она ответила, что я, когда входил в комнату, испугал его, и он спрятался под кровать. Мы встали на четвереньки и стали его искать под кроватью. Я опять ничего не увидел, но она заявила, что это ее собственный монстр, поэтому видит его только она. Тогда я сказал, что раз это ее монстр, то она может сделать с ним все, что хочет. Например, она может сделать его совсем большим, но это было бы страшно. Она может также сделать его маленьким. Второе ей понравилось, и она уменьшила его до размера плюшевого медвежонка. Этим вечером мы поехали ужинать в ресторан, и Джессика, уже подружившаяся с монстриком, взяла его с собой. На обратном пути домой с заднего сиденья вдруг раздался громкий плач Джессики: «Я забыла своего монстрика в ресторане!» Ее шестилетний брат, искушенный в таких вещах, сказал: «Все в порядке, Джесс, он у меня в кармане».
Кроме того, фантазии часто подсказывают родителям о том, чего недостает ребенку в реальной жизни, что его беспокоит. Придуманный друг, например, позволяет справиться малышу с повышенной тревожностью, стрессовой ситуацией. Фантазии могут указывать и на дефицит информации, или вызываться неудовлетворенной потребностью. Родители часто скрывают различные факты, семейные проблемы от детей. Но, ребенок очень тонко, интуитивно чувствует напряжение в этих вопросах, а так как информации нет, то он придумывает ее сам. Естественно, не нужно посвящать ребенка во все перипетии взрослой жизни близких людей, но на уровне его понимания, простыми словами, не вдаваясь в подробности, говорить об этом нужно. Если вы затрудняетесь в том, как сообщить что-то важное ребенку, обратитесь за помощью к детскому психологу.
Если для 7-9-летнего ребенка фантазии вещь сама собой разумеющаяся, то старше, особенно, в подростковом возрасте, он уже ясно понимает, что придумывает. Поэтому ситуация ухода подростков в мир фантазий должна насторожить родителей. Важно проанализировать, почему именно такая фантазия, именно сейчас пришла в голову вашему ребенку. Подростки фантазируют в тех ситуациях, которые для них болезненны. В этом возрасте фантазии всегда имеют реальное основание, но часто в гипертрофированном виде. В данных случаях нужно работать с причиной – учится преодолевать сложные жизненные ситуации, а не уходить в выдуманный мир.
Самое важное, что должен запомнить родитель, в любом возрасте к фантазиям нужно подходить серьезно: принимать, и относится бережно в младшем возрасте, и деликатно «прорабатывать» с подростками.
Если у вас возникли какие-либо вопросы, либо вам нужна квалифицированная помощь специалиста, вы можете обратиться к детскому психологу. Бесплатно это можно сделать, написав на e-mail Parabina@mail.ru или связавшись по скайпу: parabinanastya, в будние дни с 10:00 до 16:00.
Анастасия Парабина