Феномен одиночества зрелого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.
Задачи работы: 1) провести теоретическое исследование психологических характеристик зрелого возраста и феномена одиночества; 2) эмпирически изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретическое изучение феномена любви зрелого возраста
1.1. Психологическая характеристика зрелого возраста…………………... 5
1.2. Понятие феномена одиночества…………………………………………
1.3 Теории одиночества………………………......................................... 9
15
2. Организация исследования
2.1.Описание выборки ……………………………………………………….. 19
2.2. Описание методики исследования……………………………………… 19
2.3. Методы статистической обработки ……………………………………. 20
3. Эмпирическое изучение ощущения одиночества у лиц зрелого возраста
3.1. Изучение ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней зрелости... 21
3.2. Изучение ощущения одиночества у лиц в возрасте средней зрелости ………………………………………………………………………………….
22
3.3. Сравнительный анализ результатов изучения ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней и средней зрелости……………….
25
Выводы ………...…………………………………………………………….. 27
Заключение ………………………………………………………………….... 29
Список использованной литературы ……………………………………….. 30
Приложения ………………………………………………………………….. 31

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)


Феномен одиночества  зрелого возраста

 

 

 

 

 

Содержание

Введение  ………………………………………………………………………

3

1. Теоретическое изучение феномена любви зрелого возраста

 

1.1. Психологическая характеристика зрелого возраста…………………...

5

1.2. Понятие феномена одиночества…………………………………………

1.3 Теории  одиночества……………………….........................................

9

15

2. Организация  исследования

 

2.1.Описание  выборки ………………………………………………………..

19

2.2. Описание методики исследования………………………………………

19

2.3. Методы статистической обработки …………………………………….

20

3. Эмпирическое изучение ощущения одиночества у лиц зрелого возраста

 

3.1. Изучение ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней зрелости...

21

3.2. Изучение ощущения одиночества у лиц в возрасте средней зрелости ………………………………………………………………………………….

 

22

3.3. Сравнительный анализ результатов изучения ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней и средней зрелости……………….

 

25

  Выводы ………...……………………………………………………………..

27

Заключение  …………………………………………………………………....

29

Список  использованной литературы ………………………………………..

30

Приложения  …………………………………………………………………..

31


 

 

 

Введение

Проблема одиночества  является одной из серьёзнейших проблем  человечества, когда взаимоотношения  не складываются, не порождая, ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одиноким приходит человек в эту жизнь и одиноким покидает он этот мир. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны.

Одиночество – одна из самых сложных для современного человека психологических проблем. Бывает, что внешне благополучный человек, реализовавшийся и в профессиональной деятельности, и в своих социальных отношениях, ощущает себя, тем не менее, одиноким и никому не нужным. Именно ощущает – это чувство совершенно не обязательно отражает реальную ситуацию, - но от этого не делается легче. Одни пытаются укрыться от него в весёлой шумной компании, другие надеются спастись в семье, чувстве любви к своим близким. Но оказывается, что даже всепоглощающая любовь спасает лишь временно и «не стоит питать иллюзию, будто от одиночества, к которому человек приговорен… можно вылечиться любовью» - писал Э. Фромм [4, с. 47]. Одиночеству подвластны люди любого возраста, в том числе и в зрелом возрасте, хотя к этому возрастному периоду у человека существует круг близких людей.

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология.

Зрелый возраст –  это возраст наибольшей активности, время непрерывного изменения и роста. В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.

Объект исследования – женщины в возрасте ранней и средней зрелости.

Предмет исследования – уровень ощущения одиночества, вид одиночества

Цель работы – изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.

Задачи работы: 1) провести теоретическое исследование психологических характеристик зрелого возраста и феномена одиночества; 2) эмпирически изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.

Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях ощущения одиночества лиц в возрасте ранней и средней зрелости.

 

 

 

 

1. Теоретическое изучение зрелого возраста, особенностей межличностных отношений и психосоматических заболеваний

 

1.1. Психологическая характеристика зрелого возраста

Период взрослости –  это наиболее длительный период жизни  человека, в котором, как правило, выделяют три стадии. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками.

Развитие психических функций человека носит неравномерный гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций, определяющих особенности функционирования сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем если показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30-35 лет, то вербальный интеллект развивается еще после 40. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы [29, с. 35].

Развитие когнитивной  сферы человека в значительной степени  имеет индивидуально обусловленный  характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности. Большинство исследователей возрастного развития интеллекта констатируют относительно ранние сроки появления оптимального уровня развития человека, т.е. между 18-20 годами, а затем постепенное снижение с возрастом функциональной работоспособности мышления, памяти и произвольного внимания. У большинства людей при достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Решение проблемы исследования закономерностей развития интеллектуальной сферы взрослого человека – это весьма сложное и актуальное направление современной психологической науки. Существует множество точек зрения и методологических подходов к исследованию основных этапов или стадий развития интеллекта взрослого человека. Для этого используется множество методов и методик, среди которых наиболее известны такие, как тест Векслера, тест Равена, батарея интеллектуальных тестов Амтхауэра, Вратиславский тест интеллекта и др. [24, с. 31]

Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, в аффективной сфере – это достижение идентичности и близости. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Близость – основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес – возбуждение и удовольствие – радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т.д. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них – эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.


Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом, в мотивационной сфере поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения. Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено минимум 5 основными мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений [19, с. 45].

В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественной полезностью деятельности, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала. У людей, достигших этого возраста, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций.

Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.

Желание человека среднего возраста действовать без промедления  и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности [9, с. 28].

Поведенческие особенности  обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме. Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой – пожилым родителям. Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие. Следует отметить, что ведущим фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности [15, с. 37].

Таким образом, период взрослости – это наиболее длительный период жизни человека, в котором выделяют раннюю взрослость (20 – 40 лет), среднюю  взрослость (40 – 60 лет) и позднюю  взрослость (старше 60 лет). Каждый из возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте.

 

1.2. Понятие феномена одиночества

Одиночество – одна из главных проблем в обеспечении  психологического благополучия. Это  острое внутреннее, субъективное переживание. Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самой тяжкой карой была не смертная казнь, а изгнание, т.е. наказание одиночеством. Эта традиция сохранилась и в современном обществе. Причём современное изгнание – это не обязательно удаление от общества. Существуют различные способы психологического отчуждения: отказ от общения, бойкот, обструкция и т.п.

Информация о работе Феномен одиночества зрелого возраста