Фототерапия как метод психокоррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 13:40, реферат

Краткое описание

Фотография на протяжении ХХ века заняла прочное место в ряду различных форм и средств изобразительного искусства. Поэтому вполне естественно было бы включить ее в арсенал используемых в арттерапии изобразительных материалов и инструментов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Фотография на протяжении ХХ века заняла прочное место в ряду различных форм и средств изобразительного искусства. Поэтому вполне естественно было бы включить ее в арсенал используемых в арттерапии изобразительных материалов и инструментов.

Фотография – ценный инструмент в работе практического психолога для решения разного рода психологических проблем (для снижения интенсивности либо полного устранения таких негативных состояний, как тревога, неуверенность, депрессия), а также развития и гармонизации личности. Итак, фототерапия – это использование фотографии (и как процесса, и как результата) в лечебно-коррекционных целях. Фототерапию можно смело назвать арт-терапией, поскольку она объединяет в себе изобразительное искусство, фотографию и психотерапию. Фотография предоставляет возможность примирения с окружающей реальностью, которая оказывается не столь враждебной и негативной, как казалось ранее. Фототерапия как и любой другой вид творческого самовыражения смягчает неврозоподобные состояния и снимает общее чувство напряженности, а также развивает эстетические чувства и доверие к окружающему миру.  Еще одним достоинством фототерапии является воспитание у человека вкуса и тонкости восприятия, – она помогает прочувствовать красоту естественных форм, линий и красок, а также развивает наблюдательность.

Конкретные способы применения изображений могут быть самыми разнообразными: это интерпретация фотографий, обсуждение эстетического эффекта, произведенного ими, обсуждение личных впечатлений, воспоминания (если речь идет, например, о семейных фотографиях), сочинение историй и др. Кроме того, создание и/или восприятие фото-образов может дополняться не только их обсуждением, но и различными видами творческой деятельности. Например: рисованием, созданием коллажей, сочинением историй, созданием альбомов, тематических подборок, плакатов, инсталляций, изготовлением из фотографий фигур и игра с ними, работой с костюмами и гримом на сцене, танцем и пр.

Отдельные методики терапии творчеством включают в себя:

1) создание творческих произведений,

2) творческое общение с природой.

Помимо этих методик фототерапии, существуют еще и следующие:

1) творческое коллекционирование. К примеру, методика творческого  коллекционирования известного  психиатра и психотерапевта М.Е. Бурно была позже дополнена  «коллекционированием впечатлений», (например, коллекционирование путешествий, посвященных определенной тематике, – древние города, разнообразные картинные галереи и т. д.);

2) творческим погружением в прошлое  через созерцание фотографий  мест, связанных с событиями в  прошлом;

3) ведением дневника и записных  книжек, в которые заносятся, а затем зачитываются вслух впечатления и мысли об окружающей природе и творческом процессе;

4) творческими путешествиями в  интересные и красивые места;

Не секрет, что многим удобнее выражать свои чувства и мысли через образы; именно поэтому фототерапия является для образно-мыслящих людей одним из важнейших средств самоорганизации и саморегуляции. Образ на фотографии в рамках фототерапии служит объектом для переноса внутреннего негативного состояния (страх, боль, гнев, тревога) либо средством для выражения положительных чувств и эмоций (радость, умиротворение, любовь). Немаловажно и то, что фотография как таковая может служить средством для установления над своими эмоциями и чувствами контроля – т.е. преобразования их в нужном направлении.

Применение фототерапии на практике может основываться на самых разных методах и способах. В зависимости от того, какие взаимоотношения связывают человека и фотографию (кто автор, что на ней изображено, в каких обстоятельствах она была сделана и т.д.), разделяют пять общих техник фототерапии.

Но для начала выделим активную форму фототерапии – непосредственное фотографирование, т.е. создание образов с помощью фототехники. Причем достижение художественной ценности и законченности образа не ставится во главу угла, т.к. не является первостепенным. Ведь, как мы помним, целью этой методики является терапевтическое воздействие: снятие напряжения, «выплеск» негативных переживаний, саморегуляция, стимуляция чувств, и т.д. и пассивную форму фототерапии  – использование уже готовых, созданных третьим лицом фотографий.

Техники фототерапии в консультировании:

1. Личные коллекции. Сюда могут входить как фотографии, сделанные самим клиентом (не обязательно обладающие художественной ценностью), так и фотографии, которые клиенту просто нравятся, например, найденные в сети, в журналах, на открытках и т.п.

2. Работа с  фотографиями клиента, сделанные другими людьми. Здесь речь идет о фотографиях, на которых клиент выступает объектом съемки (это могут быть как постановочные снимки, где клиент позирует, так и спонтанные). Изучение собственного портрета, сделанного другим человеком, оказывается очень полезной практикой, т.к. позволяет увидеть себя со стороны и откорректировать ранее неосознаваемые сигналы, подаваемые в ходе общения (а сигналы эти подают все люди без исключения). Часто клиенты искренне удивляются, увидев себя на фотографии, т.к. представляли себя по-другому. Это не удивительно: подсознательное трудно поддается контролю, но первым шагом к этому может стать тщательный анализ фотографий и дальнейшее развитие с учетом полученной информации.

3. Работа  с автопортретами клиента, то есть с фотографиями самого себя, сделанные клиентом. Такие фотографии создаются под полным или частичным контролем клиента, а значит отображают, в той или иной мере, то, что он желает. Создание автопортрета - как снимка, сделанного без содействия посторонних, - раскрепощает и позволяет изучить себя без оглядки на другого человека. Это очень важно при работе с проблемой адекватной самооценки  и уверенности в себе: возможность увидеть себя «как есть», не надевая маску одной из социальных ролей, от которых человек, увы, несвободен, обладает мощным терапевтическим эффектом.

4. Работа с семейным/биографическим  альбомом клиента. Сюда относятся любые коллекции фотографий, связанные с биографией клиента, в том числе семейные снимки. Поскольку в большинстве случаев семейные фотоальбомы и т.п. коллекции фотографий создаются с целью рассказать об истории семьи – разумеется, с ее лучшей стороны, объективным документом его можно назвать едва ли. Однако именно здесь кроется ключ к успеху: создание собственной версии фотоальбома с комментариями либо рассказ  о том, как и когда та или иная фотография попала в него, позволяет по иному взглянуть на прошлое, настоящее и будущее.

5. Работа с фото-проекциями. В рамках этой техники речь идет о формировании спонтанного, первичного мнения о фотографии в процессе ее просмотра или создания. Поскольку ощущения и эмоции, порождаемые в этом процессе, являются сугубо индивидуальными и проецируют внутренний мир человека, следовательно, у любой фотографии столько смыслов, сколько зрителей. Суть здесь в том, что важна не сама фотография как таковая, а реакция клиента на нее. Проекция – это очень полезный инструмент, позволяющий клиенту понять свой способ восприятия окружающей реальности.

Применение любой из пяти техник подразумевает не только и не столько  создание или поиск фотографий, а скорее активную работу с ними. Нужно запустить процесс «коммуникации» с фотографией: выяснить, какие эмоции, чувства, ассоциации или воспоминания она вызывает, задать вопрос, почему она важна или понравилась клиенту, кто и в каких обстоятельствах делал снимок, почему была выбрана именно эта фотография и т.д. Ключ к эффективности фототерапии лежит именно в активной работе с фотографией: ценная информация часто выясняется в ходе сеанса совершенно неожиданно.

 

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Истринский профессиональный колледж Московской Области

 

 

 

 

МДК 05.03.Психокоррекция и развитие

Самостоятельная работа по психодиагностики:

«Фототерапия как метод психокоррекции.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила студентка

4 курса 41 группы

Зуева О.Е.

Специальность 050146

Очная форма обучения.

Руководитель:

Осипова Ю.Ю.

Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истра 2015


Информация о работе Фототерапия как метод психокоррекции