Фрустрация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Фрустрация – от лат. Frustratio? Что означает «обман, тщетное ожидание». Фрустрация – это уничтожение планов, расстройство замыслов.

Вложенные файлы: 1 файл

психодиагностика-найти тест и интерпретировать.docx

— 15.91 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 

       

Кафедра Социологии и управления персоналом 

Контрольная работа

по дисциплине «Психодиагностика» 

На тему : «Фрустрация» 

Санкт-Петербург

2011 г. 

  • Что такое фрустрация
  • Фрустрация – от лат. Frustratio? Что означает «обман, тщетное ожидание». Фрустрация – это уничтожение планов, расстройство замыслов.
  • Фрустрация – это психическое состояние, возникающее у человека при наличии препятствия на пути достижения цели и выражающееся в особых эмоциональных переживаниях и формах поведения (Левитов).
  • Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее при блокаде мотивов (потребностей). Когда человек не может реализовать мотивы, или достичь цели (Мерлин).
  • Фрустрация - это реакция человека на жизненные трудности или неудачи; она появляется в разных ситуациях в различных эмоциональных переживаниях и формах поведения (досада, разочарование, раздражение, гнев, ярость, враждебность).
  • Фрустрацию следует отличать от фрустратора.
  • Фрустратор – это причины возникновения фрустрации; препятствие на пути к поставленной цели.
  • Причины возникновения фрустрации 
  • Причина №1. Наличие фрустратора, т.е. препятствия на пути к поставленной цели. К этой проблеме обращались Розенцвейг, Мерлин.
  • Классификация фрустраторов:
  • 1) Это «лишения» (отсутствие средств для удовлетворения какой-то потребности).
  • Они могут быть:
  • -внешними (пример: нет денег)
  • -внутренними (пример: нет знаний навыков)
  • 2) Потери (были средства и их нет).
  • -внешние (Пример: финансовый крах, потеря близкого человека).
  • -внутренние (потеря здоровья, работоспособности)
  • 3) Конфликты
  • -внешние (социальные, с другими людьми)
  • -внутренние (у человека возникло 2 противоположных мотива и  борьба между ними)
  • 4) «Препятствия» есть средства удовлетворения потребностей, но на пути их использования возникают барьеры = препятствия.
  • -внешние (нормы, правила, действуют ограничения, законы)
  • -внутренние (совесть, честность)
  • Но не всегда наличие фрустратора приводит к возникновению фрустрации. Фрустратор – главная причина, необходимая, но недостаточная, важно учитывать дополнительные условия (причины).
  • Содержание самой блокированной потребности и ее значимость
  • -Сила блокированной потребности: если потребность очень сильная ==> возникает фрустрация, если неудовлетворенная потребность слабая или незначимая, то фрустрация не возникает.
  • -Частота неудовлетворения потребности: чем чаще не удовлетворяется потребность, тем выше вероятность фрустрации.
  • -Особенности самого человека, испытывающего неудачи, его толерантность (устойчивость) к фрустрации.
  •       -Очень много зависит от того, как человек реагирует на неудачи.
  • 2. Формы фрустрации
  • 1. Агрессия. На основе изучения ее была выдвинута фрустрационная теория агрессивного поведения: если есть фрустрация, ищи агрессию и наоборот. Неудача приводит к агрессивному поведению.
  • - Агрессия – это разные формы враждебного поведения. Она может иметь разную направленность:
  • а) агрессия на фрустратор (на препятствие)
  • б)на себя (проявляется в разных формах: самообвинения, самобичевания, вплоть до самоубийства)
  • По способу проявления агрессия бывает:
  • - реальная
  • - воображаемая (мечты, фантазии)
  • По содержанию:
  • - физическая (драки, насильственные воздействия)
  • - вербальная (оскорбление, грубость)
  • 2.Замещение (когда неудовлетворенная потребность заменяется другой)
  • 3.Смещение (это удовлетворение блокированной потребности обходным, более легким путем. Потребность удовлетворяется другим объектом). Смещение с одной цепи на другую.
  • Пример: студент списывает со шпаргалки.
  • Чем сильнее потребность, тем менее специфичен объект для ее удовлетворения.
  • Пример: если нет того, кого я люблю, я люблю того, кто рядом.
  • Пример: срыв зла на близких людях из-за обиды на начальника.
  • 4.Рационализация (обесценивание объекта неудовлетворенной потребности).
  • Мы ищем в неудаче положительные моменты.
  • Пример: Ну и хорошо, что я туда не поступил.
  • 5. Регрессия (возврат к более примитивным формам поведения).
  • Пример: При избежании ответственности человек обнаруживает беспечность, безотказность, чрезмерную покорность.
  • 6. Депрессия (подавленное, угнетенное настроение из-за неудачи).
  • 7. Фиксации («закрепления» нецелесообразных форм поведения) - стереотипность поведения.
  • Она проявляется в том, что человек сталкиваясь с каким-то запретом усиливает активность «запретного поведения». Запретный плод – сладок!
  • 8. Интенсификация усилий – при неудаче человек мобилизует все свои ресурсы для достижения цели 
  • Индивидуальные особенности фрустрации
  • Почему люди так по-разному реагируют на неудачи? Это зависит от многих факторов. Однако, устойчивые индивидуальные различия часто связывают с типом темперамента (Мерлин)
  • - для меланхолика характерны тревожность, подавленность (депрессия), сознание собственной вины (агрессия на себя), регрессия
  • - для сангвиника – обесценивание объекта неудовлетворенной потребности по типу «зелен виноград» (рационализация) и замещение
  • - холерики ищут, на ком сорвать в таких случаях зло, для них характерны «агрессия на фрустратор», смещение фрустрации проявляется у него в досаде на других и озлоблении
  • - флегматики обнаруживают большую толерантность к фрустрации при склонности к фиксации в силу инертности нервной системы. 
  • Значение фрустрации
  • Частые фрустрации могут наложить отпечаток на формирование личности (тревожность, агрессивность и т.п. – следствие фрустрации).
  • Фрустрация может иметь как конструктивный (интенсификация усилий), так и деструктивный характер (депрессия, отказ от притязаний).
  • Тест №1 "Склонность к фрустрации"
  •   Проверьте себя: отвечайте "да" или "нет", ознакомившись с нижеследующими ситуациями.
  • 1. Завидуете благополучию некоторых своих знакомых.  Нет
  • 2. Недовольны отношениями в семье. Нет
  • 3. Считаете, что достойны лучшей участи. Да
  • 4. Полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы не обстоятельства. Да
  • 5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды.Да
  • 6. Часто срываете зло или досаду на ком-либо.Нет
  • 7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.Нет
  • 8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как того хочется.Да
  • 9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас.Нет
  • 10. Считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря). Да
  • 11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас. Нет
  • 12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.Да
  •    За каждый утвердительный ответ начисляется балл: 10-12 баллов - вы очень фрустрированы; 5-9 баллов - есть устойчивая тенденция к фрустрации; 4 балла и меньше - фрустрация отсутствует. Социальная фрустрированность - вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Поясним сказанное. Социальная фрустрированность передает в себе эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере, что человек конкретно сам смог достичь - с другой стороны. Обратите внимание на то, что каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально- экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Социум как бы "вырабатывает" шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид, соответственно своим притязаниям и возможностям, достигает того или иного уровня.
  • Я набрала 6 баллов, следственно у меня  есть устойчивая тенденция к фрустрации.
  • Тест №2
  • Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов  
  • Не чувствую в себе уверенности.0
  • Часто из-за пустяков краснею.1
  • Мой сон беспокоен.2
  • Легко впадаю в уныние.1
  • Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.1
  • Меня пугают трудности.1
  • Люблю копаться в своих недостатках.0
  • Меня легко убедить.0
  • Я мнительный.0
  • Я с трудом переношу время ожидания.1
  • Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.1
  • Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.1
  • При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.1
  • Несчастья и неудачи ничему меня не учат.0
  • Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.0
  • Я нередко чувствую себя беззащитным.0
  • Иногда у меня бывает состояние отчаяния.1
  • Я чувствую растерянность перед трудностями1.
  • В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.1
  • Считаю недостатки своего характера неисправимыми.1
  • Оставляю за собой последнее слово.1
  • Нередко в разговоре перебиваю собеседника.0
  • Меня легко рассердить.0
  • Люблю делать замечания другим.1
  • Хочу быть авторитетом для других.1
  • Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.1
  • Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.1
  • Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.1
  • У меня резкая, грубоватая жестикуляция.0
  • Обработать  вопросы №11-20 на определение фрустрации.
  • Интерпретация теста:
  • 0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
  • 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
  • 15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
  • Я набрала 7 баллов, по результатам теста выяснилось, что у меня высокая самооценка, что я устойчива к неудачам и не боюсь трудностей. Не совсем согласна с полученными результатами. Всё зависит от ситуации и степени тяжести тех или иных трудностей и неудач.
  • Тест внутренней агрессивности№3 (С. Дайхофф)
  • Агрессия –одна из форм фрустрации, поэтому предлагаю данный тест.
  • Если Вы согласны с утверждением, выделите "Да", если не согласны - "Нет".
  • 1.
  • Мои отношения с окружающими иногда бывают непредсказуемыми, нестабильными.
  • Да  Нет
  • 2.
  • Мне кажется, что у меня огромное чувство вины, для которого нет оснований.
  • Да Нет
  • 3.
  • Я не люблю осознавать и принимать тот факт, что я сержусь.
  • Да  Нет
  • 4.
  • Иногда я использую юмор, для того, чтобы не сталкиваться лицом к лицу со своими настоящими чувствами.
  • Да  Нет
  • 5.
  • Я часто чрезмерно критикую себя и окружающих.
  • Да Нет
  • 6.
  • Иногда я использую сарказм, как форму юмора.
  • Да   Нет
  • 7.
  • 7.Иногда я чувствую, что мне хочется вернуться и отомстить моим обидчикам.
  • Да Нет
  • 8.
  • Когда я сержусь, я обнаруживаю, что делаю то, о чем впоследствии сильно сожалею.
  • Да Нет
  • 9.
  • Обычно я не говорю окружающим о своей обиде или душевной боли.
  • Да Нет
  • 10.
  • У меня есть боли на телесном уровне, такие как: головная боль, зажатые мышцы шеи, проблемы с желудком.
  • Да Нет
  • 11.
  • Меня очень беспокоит критика в мой адрес.
  • Да Нет
  • 12.
  • Я иногда поступаю или общаюсь таким образом, чтобы казаться лучше, выше другого человека, в чем-то его превосходить.
  • Да Нет
  • 13.
  • Я часто чувствую себя хуже по сравнению с другими людьми.
  • Да Нет
  • 14.
  • Я бы хотел прямо сказать людям то, что я о них думаю.
  • Да Нет
  • 15.
  • Я чувствую, что меня не любят и не ценят.
  • Да Нет
  • 16.
  • Я разочаровался в любви и больше в нее не верю.
  • Да Нет
  • 17.
  • Иногда я испытываю трудности в том, чтобы контролировать свой вес (как набор веса, так и его потерю).
  • Да Нет
  • 18.
  • Временами я чувствую, что жизнь дала мне намного меньше, чем должна была бы.
  • Да Нет
  • 19.
  • Я считаю, что во многих моих проблемах виноваты другие.
  • Да Нет
  • 20.
  • Многое из того хорошего, что я делаю, я совершаю из чувства долга.
  • Да Нет
  • 21.
  • Просыпаясь по утрам, я давно не испытываю чувства бодрости.
  • Да Нет
  • 22.
  • Когда что-то меня раздражает, мне трудно успокоиться.
  • Да Нет
  • 23.
  • Меня безумно раздражают люди, которые поступают по-своему и не подчиняются мне.
  • Да Нет
  • 24.
  • Я переживал эпизод преступного посягательства на мою жизнь или насилие (физическое или сексуальное) в партнерских отношениях либо в детстве.
  • Да Нет
  • 25.
  • Я переживаю, если все происходит не так, как я задумал.
  • Да Нет
  • 26.
  • Я считаю себя зависимым в партнерских взаимоотношениях.
  • Да Нет
  • 27.
  • Люди, которые меня хорошо знают, говорят, что я упрямый.
  • Да Нет
  • 28.
  • Иногда обо мне говорят, что я подвержен частым сменам настроения.
  • Да Нет
  • 29.
  • Я часто спорю и не соглашаюсь, в основном, с членами моей семьи.
  • Да Нет
  • 30.
  • У меня не складываются отношения с людьми.
  • Да Нет
  • 31.
  • Я не могу забыть свое прошлое.
  • Да Нет
  • 32.
  • Я постоянно чувствую себя несчастным.
  • Да Нет
  • 33.
  • Я часто ругаю себя.
  • Да Нет
  • 34.
  • Я испытываю трудности в успешном разрешении конфликтов.
  • Да Нет
  • 35.
  • Мне трудно избегать ссор и драк.
  • Да Нет
  • 36.
  • Я часто злюсь на себя.
  • Да Нет
  • 37.
  • Я постоянно испытываю разочарование.
  • Да Нет
  • 38.
  • Я чувствую подавленность, беспомощность, раздраженность.
  • Да Нет
  • 39.
  • Я отвергаю некоторых людей за то, кто они, кем они являются, чем занимаются.
  • Да Нет
  • 40.
  • Мне кажется, я не смогу самостоятельно справиться со своими проблемами.
  • Да Нет

  • Если Ваш показатель не больше 10, Вы либо очень хорошо контролируете свое чувство гнева, либо не можете его осознать и принять.
  • Если показатель от 11 до 20 баллов, Ваша агрессивность в пределах нормы, но Вам желательно осознавать свой гнев и научиться обращаться с ним.
  • Если Вы набрали от 21 до 30 баллов – вполне вероятно, что у Вас очень много проблем, над которыми стоит поработать. Возможно, Ваша жизнь не является настолько удовлетворительной, насколько Вам бы хотелось. В Вашей жизни многое изменится к лучшему, если Вы научитесь обращаться со своим гневом. Так как при гневе неосознанно напрягаются мышцы шеи, спины, живота и рук, оптимальным вариантом являются ежедневные упражнения по расслаблению мышц .
  • Если уровень внутренней агрессивности от 31 - до 40 баллов - Ваш гнев контролирует Вашу жизнь, мешая Вам жить полноценной и активной жизнью. Ваше преодоление социальной тревоги или других трудностей в общении будет зависеть от того, насколько хорошо Вы научитесь техникам, помогающим осознавать свое чувство гнева. Рекомендуется проработать негативные модели Вашего мышления с помощью очных консультаций специалиста (психиатра или врача-психотерапевта)
  • Мой уровень внутренней агрессивности 16 баллов .Полностью согласна с характеристикой.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.
  • 2. Левитов Н.Д. Фрустрация, как один из видов психических состояний/Вопросы психологии, 1967, № 6
  • 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  • 4. Фрустрация. Конфликтная защита/Вопросы психологии, 1991, № 6.
  • 5. Т.Шибутани. Социальная психология. М., 1969. С.73-78.

Информация о работе Фрустрация