Фрустрация: описание феномена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми ( или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация- эмоциональная реакция на помеху к достижению осознанной цели.

Содержание

1. определение
2. фрустраторы
3. классификация реакций на фрустрацию
4. тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга

Вложенные файлы: 1 файл

фрустрация.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

План:

  1. определение
  2. фрустраторы
  3. классификация реакций на фрустрацию
  4. тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга

 

 

1.определение 

 

Фрустрация -  состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми ( или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.  Фрустрация- эмоциональная реакция на помеху к достижению осознанной цели.

 

Иногда под фрустрацией понимается еще и акт блокирования или  прерывания поведения, направленное на достижение значимой цели.

 

2. фрустраторы

 

Фрустрация, как состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие  мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией, новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия.

Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишения (privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;( человек испытывает голод. но не может достать пищу)

2) потери (deprivation) – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;( смерть близкого человека, потеря значимых отношений)

3) конфликт (conflict) – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

К.Левин выделил три  их вида:

1. конфликт равнозначных  положительных возможностей ( ситуация "Буриданова осла")

2. конфликт равнозначных  отрицательных возможностей ( "из  двух зол...")

3. конфликт положительно- отрицательных возможностей

 

Состояние фрустрации возникает  не сразу. Для его появления требуется  преодолеть фрустрационный порог. Он определяется рядом моментов:

- повторение неудовлетворения ( суммирование с эмоциональным  следом. оставшимся от прошлой  неудачи) 

- глубина неудовлетворения ( чем сильнее была потребность,  тем легче возникает фрустрация)

- эмоциональная возбудимость ( чем выше, тем ниже фрустрационный порог)

- уровень притязаний  человека, его привычкой к успеху ( чем дольше человек не терпел  неудачу, тем ниже порог)

- этап деятельности ( в начале  деятельности агрессии  меньше. чем при завершении)

 

 

3. классификация  реакций на фрустрацию С.Розенцвейга

 

По направлению:

 

- экстрапунитивные ( реакция  направлена на живое или неживое  окружение, осуждается внешняя  причина фрустрации, подчеркивается  степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют  от другого лица)

- интропунитивные ( реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подвергается осуждения, испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя)

- импунитивные ( фрустрирующая ситуация рассматривается как нечно незначительное или неизбежное, преодолимое « со временем», обвинение окружающих или себя отсутствует)

 

По типу реакции:

- препятственно-доминантные  ( «фиксация на препятствии»: препятствия,  вызывающие фрустрацию , всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные , неблагоприятные или незначительные)

- самозащитные ( « фиксация  на самозащите»: активность в  форме порицания кого-либо, отрицание  или признание собственной вине, уклонение от упрека, направленные на защиту собственного «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана)

- необходимо- упорствующие ( « фиксация на удовлетворении  потребности»: постоянная потребность  найти конструктивное решение  конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению)

 

Чаще всего наблюдается агрессия как форма реакции.      

По прямому смыслу слова — это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Говоря о фрустрации, термину агрессия придают более широкое значение. Речь идет о таком состоянии, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Внешне кажущаяся агрессивной реакция может быть на самом деле не такой, например, когда ученик, как говорится, «дает сдачи». Типическое состояние при так называемой агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость.

      И. П.  Павлов приводит такой пример  срыва в агрессивной форме  у самого себя: «Когда опыт  не шел, а опыт делал ассистент,  то я черт знает какие слова  допускал по его адресу, которые никогда в другое время не позволил бы, я бросал инструменты и т. д.» . В одной из клинических сред приведен случай, когда товарищ просил Павлова разбудить его, а при выполнении Павловым этой просьбы товарищ, человек вполне «приличный», бросил в него подушку .

      В обоих  примерах на первый план выступают  потеря самоконтроля, гнев и неоправданные  агрессивные действия. Ученики, «провалившиеся»  на экзамене, иногда не производя  никаких открытых агрессивных  действий, вместе с тем проявляют озлобленность, стремление перенести вину на ни в чем неповинных людей, чаще на «несправедливого», «придирчивого» педагога, а иногда на товарищей и даже родителей, которые будто бы мешали им должным образом подготовиться к экзамену.

    

В некоторых работах как проявление фрустрации отмечается не реальная, а воображаемая, существующая лишь в фантазии агрессия .

      Агрессия одно  из ярко выраженных стенических  или активных проявлений фрустрации. Однако активные или стенические  проявления фрустрации нельзя свести к агрессии. Некоторые исследователи, в частности, Майер типичным выражением фрустрации считают фиксацию.

Этот термин можно, понимать в двух смыслах. Часто он понимается как  стереотипность, повторность действий. Например, в опытах Майера животные, получавшие уколы или лишавшиеся привычного подкрепления, упрямо продолжали бесплодные движения, не желая остановиться. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции — когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

      Но фиксацию можно  понимать и как своего рода  прикованность к фрустратору,  который поглощает все внимание, вызывает потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь уже проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления.

      Особая форма фиксации  — в ответ на действие фрустраторов  — капризное поведение.

Активной формой проявления фрустрации является также уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность. Наряду со стеническими проявлениями фрустрации существуют и астенические реакции на фрустраторы — депрессивные состояния. Приведем два высказывания И.П. Павлова из клинических «сред». «Отлично помню, что проводил тяжелейшие минуты, когда что-нибудь срывалось. Помню тоже, приходил в глубочайшую меланхолию, ночи не спал из-за этого, так что все бывает».

Депрессию можно рассматривать  как нечто противоположное агрессии. Ее нельзя отождествлять с фиксацией, для которой характерна не депрессивность, а скорее своеобразная маниакальность. Для дёпрессии типичны чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы временного оцепенения.

К типичным для фрустрации реакциям некоторые психологи относят  также регрессию

      Регрессия — это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности, как той, которая блокируется, так и другой. Некоторыми авторами к регрессии ошибочно относятся, однако, и совершенно иные состояния. Примером этого может служить интерпретация опытов, которые провели с маленькими детьми Р. Баркер, П. Дембо и К. Левин . Сначала дети, разделенные на две группы (от 25 до 40 и от 42 до 61 месяца), в течение 30 минут свободно играли в комнате, где на полу на трех квадратах были расположены игрушки, карандаши и бумага.

Далее начинался собственно эксперимент, состоявший из трех периодов. Первый период — предфрустрационный. Детям предлагалось играть в новые, очень интересные игрушки. Эти игрушки были выставлены особенно привлекательно, заманчиво. Если экспериментатор замечал недостаточную заинтересованность некоторых детей игрушками, то он сам демонстрировал детям, какие они интересные и как с ними хорошо играть. Этот период, продолжавшийся от 5 до 15 минут, заканчивался тем, что дети по требованию экспериментатора оставляли ту часть комнаты, где были сосредоточены соблазнительные для них игрушки. После этого опускалась прозрачная ширма, отделявшая детей от игрушек, которые становились недосягаемыми для детей, оставаясь в то же время хорошо видимыми.

      Тогда  начинался фрустрационный период. Дети могли играть только в старые и, как предполагалось, менее интересные игрушки, а одновременно на виду были игрушки новые и соблазнительные. Экспериментатор сидел за столом и писал, не показывая виду, что условия игры изменились.

Третий период — послефрустрационный. Ширма поднималась и детям предоставлялась возможность снова поиграть в новые игрушки. Этот период вводился с той целью, чтобы удовлетворить потребность детей играть этими игрушками.

      Во время  первых двух периодов проводились  тщательные наблюдения за поведением и прежде всего за «конструктивностью» игр детей, понимаемой как большая или меньшая продуманность, сложность и изобретательность, проявленные в игре. Конструктивность оценивалась по семибалльной шкале, и, кроме того, учитывалось время, затраченное на отдельные игровые операции. Из 30 детей у 22 под влиянием фрустратора конструктивность в игре оказалась сниженной, у троих она осталась на прежнем уровне, а пятеро детей играли значительно медленнее, увеличились также затраты времени на те формы поведения, которые были названы уклонением от игры, диверсиями. Методика описанного эксперимента встретила ряд критических замечаний (дети подобраны с пониженным интеллектом, оценка конструктивности субъективна и др.). Обращает на себя внимание и то, что около 20% детей регрессии не показали. Возникает сомнение, была ли вообще в данном случае фрустрация. Если детям, поигравшим в новые интересные игры, не хотелось играть в менее интересные игры, то где же здесь возвращение к примитивности? Человек после чтения очень интересной книги, часто читает менее интересную книгу медленней и поверхностней. Это в порядке вещей.

     Подобно  агрессии, регрессия не обязательно  является результатом фрустрации. Она может возникать и по  другим причинам, например, в силу подражания или как преднамеренный «ход», чтобы вызвать жалость и тем самым чего-то добиться.

            Фрустрация различается не только  по своему психологическому содержанию  или направленности, но и по  длительности. Характеризующие фрустрацию  психические состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии аффективного типа, а могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющими заметный след в личности человека.

      Фрустрации, как и всякие психические состояния, могут быть

- типичными для характера человека

- нетипичными, но выражающими начало возникновения новых черт характера

- эпизодическими, преходящими.

Так, агрессивное состояние  более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия — человека неуверенного в себе. Однако агрессия может быть и у человека сдержанного, но становящегося затем несдержанным, агрессивным после ряда фрустраций. Наконец, бывают такие фрустраторы которые у самого «мирного», спокойного человека вызовут агрессию, но это состояние не проникает «вглубь» человека, оставаясь лишь ситуационным эпизодом.

 

  1. тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга

 

Описание теста

Тест занимает промежуточное место  между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напоминает тем, что использует картинки в качестве стимульного материала. Но в отличие от картинок ТАТа, эти рисунки весьма однообразны по характеру и, что является более существенным, употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнительно более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые объективные преимущества теста ассоциации слов и в то же время приближается к тем аспектам личности, которые стремится выявить ТАТ.

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого  из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

Информация о работе Фрустрация: описание феномена