Характер и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:13, доклад

Краткое описание

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………...2
2. Глава 1. Общее понятие о характере………………………………......3
1.1 Понятие «характер» и свойства характера...........................................3
1.2 Формирование характера……………………………………………...3
3. Глава 2. Акцентуации характера……………………………………....5
2.1 Понятие «акцентуация характера» и степени акцентуации….….5
2.2 Классификация акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко………………………………………………………………….....7
4. Заключение…………………………………………………...………...10
5. Список использованной литературы……………………………………………….…….…….....10

Вложенные файлы: 1 файл

Характер.docx

— 30.64 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

КАФЕДРА ПРАВОВОЙ ПСИХОЛОГИИ И СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

 

 

 

 

Доклад по дисциплине «Психология юриспруденции» на тему:

«ХАРАКТЕР И ЕГО СВОЙСТВА»

 

 

 

 

Выполнила:

Студенка 133 группы,

Филиппова Варвара Александровна

 

Проверил:

Старший преподаватель,

Безруков Юрий Иванович

 

 

Екатеринбург, 2014г.

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………...2
  2. Глава 1. Общее понятие о характере………………………………......3
    1. Понятие «характер» и свойства характера...........................................3
    2. Формирование характера……………………………………………...3
  3. Глава 2. Акцентуации характера……………………………………....5

2.1 Понятие «акцентуация характера» и степени акцентуации….….5

2.2 Классификация акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко………………………………………………………………….....7

  1. Заключение…………………………………………………...………...10
  2. Список использованной литературы……………………………………………….…….…….....10

 

 

 

 

Введение.

Мы говорим о характере тогда, когда хотим оценить человека или описать его внутреннее состояние. Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для каждого конкретного человека. В понятии «характер» исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

 

Глава 1.Общее понятие о характере.

    1. Понятие «характер» и свойства характера.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

В отличие от всех прочих отдельных свойств личности характер не является одной из ее составных частей, но представляет собой внешнее проявление единства почти всех входящих в нее, если так можно выразиться, компонентов. Иными словами, характер - это качество личности.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - содержание личности.

С характером неразрывно связаны и способности. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные (локальные). Глобальные свойства характера фактически перекрывают свойства темперамента, так как распространяют свое действие на столь же широкую сферу поведенческих проявлений. Локальные свойства характера распространяются на частные, более узкие ситуации. Наиболее широко признанной в современных международных изданиях классификацией глобальных черт характера является так называемая Большая пятерка свойств (У. Норман, Л. Гольдберг, Р. Коста, П. Мак-Крэй, Д. Дигман, Ф. Остендорф, Б. ДеРаад, А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов). Они представляют собой противоположности:

1) Самоуверенность — неуверенность.

2) Согласие — враждебность.

3) Сознательность — импульсивность.

4) Эмоциональная стабильность — тревожность.

5) Интеллектуальная гибкость — ригидность.

    1. Формирование характера

         Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека.

Сенситивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет. В этот период дети открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Здесь, если вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает, как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. А после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому можно утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

Глава 2. Акцентуации характера.

2.1.Понятие «акцентуация характера» и степени акцентуации.

В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера».

Акцентуация характера (от латинского слова accentus - ударение):

-чрезмерное усиление  отдельных черт характера, проявляющееся  в избирательной уязвимости личности  по отношению к определенного  рода психогенным воздействиям (тяжелым  переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим  нагрузкам и т.д.);

-явление динамическое, зависимое  во многом от сложившейся социальной  ситуации.

Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром Андреем Евгеньевичем Личко. В том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и др.

В зависимости от степени выраженности Личко и Леонгард выделили две степени акцентуации характера: явную и скрытую.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

Скрытая акцентуация. В этой степени черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

2.2. Классификация акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко.

Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы: 1) акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и 2) акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно - боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно - экзальтированный).

Приведем типы характера акцентуированных личностей по классификации Леонгарда:

1) Демонстративность (демонстративный тип) – проявляет повышенную способность к демонстративности поведения, живости, подвижности.

2) Педантичность (педантичный тип) проявляет ригидность, инертность психических процессов, длительное переживание травмирующих событий.

3) Застревание (застревающий тип) - склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов.

4) Гипертимность (гипертимический тип) говорит о повышенном фоне настроения в сочетании с высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество.

5) Дистимность (дистимический тип) характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, обостренным чувством справедливости.

6) Тревожность (тревожно-боязливый тип) - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе.

7) Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип) - они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость.

8) Эмотивность (эмотивный тип). Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.

9) Циклотимность (циклотимический тип) характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий.

Классификация акцентуаций характера А.Е.Личко разработана специально для подросткового возраста. К классификации К.Леонгарда он добавил довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. Таким образом, классификация типов акцентуаций характера в подростковом возрасте по А.Е. Личко выглядит следующим образом:

- истероидный (демонстративный) - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе;

- психастенический (педантичный) - такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием к самоанализу и оценкам поведения других людей;

- эпилептоидный (возбудимый) - эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие;

- гипертимный (гипертимический) - подростки этого типа отличаются общительностью, склонностью к озорству, но у них нередко возникают конфликты, стремятся показать себя, произвести на окружающих впечатление;

- циклоидный (аффективно-лабильный) - характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии, настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного;

- лабильный (аффективно-экзальтированный  и эмотивный) - этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо;

- сенситивный (тревожный) - ему свойственна повышенная чувствительность ко всему, они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости;

- шизоидный (интровертированный) - наиболее существенная черта этого типа – замкнутость, они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать;

- неустойчивый - подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности;

Информация о работе Характер и его свойства