Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 15:29, доклад
Отношение к учению — индивидуальное эмоциональное восприятие школьником учебной деятельности в зависимости от его потребностей и мотивов учения.
Познавательная потребность — ненасыщаемая, прогрессивная по своему характеру потребность в знаниях, побуждающая субъекта к осуществлению определенных форм активности, связанных с учебной деятельностью.
Доклад по психологии
на тему: «Характеристика эмоциональной сферы
слабоуспевающих школьников»
Основные понятия для усвоения
Отношение к учению — индивидуальное эмоциональное восприятие школьником учебной деятельности в зависимости от его потребностей и мотивов учения.
Познавательная потребность — ненасыщаемая, прогрессивная по своему характеру потребность в знаниях, побуждающая субъекта к осуществлению определенных форм активности, связанных с учебной деятельностью.
Сложность вопроса об эмоциональном отношении к учению заключается в том, что он тесно взаимосвязан с результативной стороной обучения, а именно: положительное отношение к учению будет у школьника тогда, когда у него имеются определенные школьные достижения, а школьные успехи могут появиться только в случае хорошего отношения к учебной деятельности. Положительное отношение к любой выполняемой человеком деятельности может рассматриваться как необходимое условие качественного, успешного ее выполнения. Успех же в значимой для человека деятельности — это основа для формирования таких его личностных качеств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, доброжелательное отношение к окружающим. Для ребенка-школьника такой значимой деятельностью является учение. Именно результаты школьного обучения позволяют ребенку почувствовать себя активной личностью, испытать чувство гордости за свои успехи, строить свои отношения в коллективе сверстников.
Отношение к учению во многом определяется его результатами: успех в учении приносит ученику радость, пробуждает чувство гордости собой, желание учиться, дает внутренние силы для преодоления трудностей. И, наоборот, трудности в обучении, неусвоение учебной программы приводят к потере интереса к учению и отрицательному к нему отношению.
Достижение успеха в учении через формирование интереса к нему, развития желания учиться — такой путь «эмоционального пробуждения» детей использовал в своей педагогической работе В. А. Сухомлинский.
Суть этого пути — в поддержании в душе каждого ребенка жажды познания, создания условий для переживания радости учебного труда, вдохновения от успехов. Важную роль здесь играет оценка знаний ребенка, которая не может быть неудовлетворительной, пока ребенок учится читать, писать, решать задачи. Умственный труд школьников оценивался только тогда, когда он приносил результаты, к которым ребенок стремился.
Как же все - таки возникают разные виды отношения к учению?
На формирование отношения к учению влияет характер доминирующей мотивации у данного школьника, придающий учебной деятельности ту или иную эмоциональную окраску.
Если доминирующими мотивами являются учебные интересы или мотивация достижения успеха, то формируется положительное отношение к учению, которое отмечается у большинства детей в начале обучения. В целом оно обусловлено доминированием мотивации достижения успеха, наличием учебных интересов, стремлением получить одобрение учителя.
А. К. Маркова (1984) выделила 4 уровня положительного отношения к учению:
• положительное аморфное, нерасчлененное, ситуативное отношение к учению. Возникает под влиянием интереса к результату учения и к отметке учителя, диффузных социальных мотивов ответственности; характеризуется общей неустойчивостью мотивов;
• положительное познавательное, осознанное отношение к учению. Появляется под влиянием интереса к разным способам добывания знаний, понимания связи результата со своими возможностями;
• положительное активное, творческое отношение к учению. Возникает стремление совершенствовать способы учебно-познавательной деятельности, осознание себя как субъекта учебной деятельности, постановка творческих и перспективных целей;
• положительное личностное отношение к учению. Существенную роль в обусловливании этого уровня играют мотивы совершенствования способов сотрудничества с другим человеком в ходе учебно-познавательной деятельности, постановка социально значимых целей.
Неопределенное отношение к учению возникает в случае неустойчивости мотива интереса к внешним результатам учения, тогда, когда в мотивационной сфере ученика доминируют два мотива, одинаковых по своей побудительной силе, но придающих учению одновременно положительную и отрицательную эмоциональную окрашенность. В случае неопределенного отношения имеет место неустойчивое мотивационное равновесие, которое в скором будущем, скорее всего, нарушится в сторону отрицательного отношения к учению.
Отрицательное отношение к учению возникает в случае доминирования мотива, придающего учебной деятельности негативную окраску, например мотива избегания наказания, отсутствия интереса к процессу и содержанию обучения. Школьник в этом случае однозначно говорит, что учиться ему не нравится.
Почему же возникает отрицательное отношение к учению? Причины:
- Первой причиной может быть то, что в результате неправильно организованного дошкольного периода развития ребенок не наигрался, не удовлетворил полностью свой игровой мотив.
- Второй причиной отрицательного отношения к обучению в этом возрасте может быть негативный пример старших брата или сестры.
- Третьей причиной появления нежелания идти в школу может являться страх перед школой, возникший в результате запугивания ребенка школой родителями.
- И еще одна, с нашей точки зрения, наиболее существенная причина, приводящая к возникновению отрицательного отношения к учению в младшем школьном возрасте, состоит в несоответствии общего уровня психологического развития ребенка требованиям, предъявляемым учебным процессом для качественного и полноценного усвоения учебного материала, прежде всего, к его интеллектуальной деятельности.
Как изменить отрицательное отношение к учению?
- Для формирования устойчивой мотивации достижения успеха следует, прежде всего, размывать «позицию неуспевающего», то есть поколебать мнение школьника о себе как о неспособном, ничего не знающем и не умеющем ученике, и тем самым повышать его самооценку; создавать условия для переживания успеха и положительных эмоций: ставить посильные задачи, вычленять «успешные» сферы деятельности, поощрять малейшие успехи, любые продвижения ученика в знаниях, умениях, подробно обосновывать отметки, воспитывать уверенность в себе, в своих возможностях.
- При формировании учебных интересов необходимо иметь в виду, что основная причина отсутствия или снижения познавательных интересов кроется, как правило, в низком уровне развития мыслительной деятельности школьников и обусловленных им пробелах в знаниях, то есть отсутствии необходимого минимума систематических знаний в ка-кой-либо области.
Кроме того, в процессе обучения необходимо:
• обращаться к собственному опыту школьников, использовать их собственные наблюдения;
• в процессе усвоения материала предоставить возможность практических действий, организовывать экскурсии по изучаемой теме;
• заботиться о доступности для понимания материала учениками и успешности их действий;
• использовать элементы проблемного обучения;
• использовать в процессе обучения игровые моменты;
• широко опираться на наглядные средства обучения.
Как же надо строить учебно-воспитательную работу в школе для того, чтобы в какой-то мере обеспечить развитие учебных и познавательных интересов?
- чтение художественной литературы;
- чтение научно-популярной литературы;
- другая линия работы в школе по развитию учебных интересов — это участие школьников в различных предметных кружках.
Сухомлинский В. А. Как формировать у воспитанника радость познания:
- Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познается.
Информация о работе Характеристика эмоциональной сферы слабоуспевающих школьников