Характерные черты умственного труда студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:45, статья

Краткое описание

Т р у д у ч а щ и х с я и с т у д е н т о в: научно-технический прогресс, наряду с положительными эффектами, обрушил на современного человека, в том числе на учащихся, огромный спектр отрицательных воздействий. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности. В особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадая после выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе в новые специфические социальные отношения и условия деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

фт.docx

— 27.46 Кб (Скачать файл)

Т р у д  у ч а щ и х с я и с т у д е н т о в: научно-технический прогресс, наряду с положительными эффектами, обрушил на современного человека, в том числе на учащихся, огромный спектр отрицательных воздействий. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности. В особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадая после выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе в новые специфические социальные отношения и условия деятельности. У студентов вечерней формы обучения негативные последствия интенсификации учебного процесса выражены еще в большей степени. Для успешного обучения эти студенты вынуждены за счет дополнительного волевого напряжения мобилизовать резервы организма, т. к. на занятия они приходят уже в значительной мере сниженном функциональном состоянии. Студенты сталкиваются с непривычными методами и формами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, сна. 

Характерные черты умственного труда студентов:

  • - одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени процессами или изучение многих предметов за короткий срок,
  • - частое и быстрое переключение с одного объекта или предмета на другой, постоянная переадаптация,
  • - восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, которая часто имеет эмоциональный характер,
  • - острый дефицит времени для переработки этой информации и для принятия ответственных решений,
  • - чувство повышенной ответственности за принимаемые решения и частое возникновение состояния нервно-психического напряжения,
  • - необходимость сохранения интенсивности и напряженности внимания, памяти, мышления, эмоций,
  • - выполнение значительной части работы в вечернее и ночное время,
  • - малое участие аппаратов двигательного анализатора (работа выполняется большей частью сидя, не требует больших физических усилий),
  • - тесное переплетение мыслительной деятельности и эмоционального напряжения при решении производственно-учебных задач,
  • - совмещение нескольких видов деятельности (учебной, трудовой и др.).

Рабочая нагрузка добросовестного  студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии - 15-16 часов. Не удивительно, что труд студентов ряд исследователей по тяжести относят к 1 категории (легкий), а по напряженности к 4 (очень напряженный труд).

Труд учащихся и студентов  требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания. Обучение часто сопровождается возникновением стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Помимо этого в процессе обучения создается большая нагрузка на афферентные системы, поставляющие большой объем различной информации, подлежащей переработке и усвоению. Студенты оказываются перед необходимостью принимать конкретные, часто нестандартные решения, корректировать учебную деятельность в процессе ее выполнения. Обучение сопровождается постоянной сменой обстановочной афферентации, что приводит и к смене функциональных систем, из которых складывается учебная деятельность студентов.

 

 

Труд студентов – это  напряжение основных психических функций  – памяти, внимания, восприятия; наличие  стрессовых ситуаций (экзамены, зачѐты). Труд студента – это прежде всего  умственный труд, соответственно работоспособность  студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются  в те- чение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как  правило, не начинают сразу с высокой  продуктивностью учебного труда. После  звонка они не могут сразу сосредоточиться  и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работо- способность достигает оптимального уровня. Этот период вра- батывания характеризуется постепенным повышением работо- способности.

Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функцио- нальное  состояние  студентов  характеризуется  изменениями 

 

функций организма, адекватных той учебной деятельности, ко- торая выполняется.

Третий период – период полной компенсации, характери- зуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает  неустойчивая компенса- ция, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилиза ции резервов организма.

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) – временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов кроме  аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на вы- полнение учебных заданий.

Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособн сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчи- вой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечатся ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».

Типичная кривая работоспособности  может изменяться при наличии  фактора нервно-эмоционального напряжения, со- провождающего работу в различные дни недели. Такими факто- рами могут быть выполнение контрольной работы, участие в се- минаре, подготовка и сдача зачета и т. п. 

 

Учебный семестр и учебный  год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, со- провождаемый постепенным повышением уровня работоспособ- ности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семе- стра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособ- ность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул рабо- тоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физи- ческой культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.

Студенты – «жаворонки»  встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к су- ществующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты – «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в  первую половину дня затор- можены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада работоспособности  у обоих ти- пов студентов целесообразно использовать для отдыха.

В период более длительного  отдыха, как, например, в вечерние свободные  часы и в воскресные дни, необходимо увеличивать физическую нагрузку и обязательно на свежем воздухе. В противном случае от месяца к месяцу производительность

 

будет снижаться и к  сессии окажется совсем низкой. Опасно и другое: полное безделье в течение  семестра не даст студентам возможности  приобрести нужный темп в работе, натренировать  должным образом свое внимание. Неизбежный результат такого безделья – невыполнение требуемого объема работ в сессии, провал на экзаменах, и что самое  важное, приобретение недо- пустимого в дальнейшей работе жизненного стиля:

неумение распределять работу во времени; заставлять себя делать то, что важно; отличать главное от второстепенного; расхлябанность;

неудовлетворенность и отрицательные  эмоции и т. д. Поэтому первое правило гигиены умственного труда студента – ритмичность работы. От работающего требуется особое поведение:

Первая фаза – начало работы. Нужно работать в уме-ренном темпе, не подгонять себя, входить в работу постепенно. Чтобы скорее вработаться, нужно до мелочей продумать то, что собираетесь сделать, определить последовательность опера- ций, приготовить рабочее место, чтобы все нужное было под ру- кой и потом не пришлось бы отрываться и снижать темп работы. Начинать работу всегда с дел средней трудности.

Итак, действия в первой фазе – это своего рода алгоритм поведения  человека.

Вторая фаза – решаются самые сложные дела или операции, которые требуют наибольшей концентрации внимания. Здесь студенты должны работать в максимальном темпе и ни на что  не отвлекаться.

Третья фаза – здесь  выполняются самые легкие дела, 
но высокий уровень внимания следует поддерживать, даже уси- лием воли. На этой фазе уровень внимания уже достаточно снижен. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через  1-1,5  ч ас а  степень утомления бывает такова, что целесо- образно сделать перерыв. Но все же полезно знать  некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:

несколько раз перечитываете  одно и то же;

глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;

появляется  болезненная  реакция  на  звуки,  которые раньше не замечали;

почерк  стал  более  размашистым,  неровным,  буквы

«пляшут», трудно соблюдать  угол их наклона и линию строки

 

 

Все это означает, что  настало время отдохнуть. Даже при  небольшом перерыве следует:

подойти к окну, выполнить  дыхательную гимнастику; сделать  упражнения для пальцев правой руки; вращательные движения головой;

походить.

Производительность труда  в следующем цикле во мно- гом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности, наилучшим отдыхом является физическая нагрузка на свежем воздухе.

Второе правило гигиены  умственного труда – на- личие достаточного количества кислорода в помещении, где студент работает. Для этого нужны регулярные проветривания в течение  10  м ин ут  через каждые 9 0  м ин ут  занятий, как это приня- то в университете. В перерывы следует выходить из аудитории и устраивать сквозняк. Во время занятий в аудиториях, наоборот, открывать окна в коридорах.

Третье правило гигиены умственного труда состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой воз- можности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга должна стоять перед глазами.

Четвертое правило гигиены  умственного труда – освещенность. Лампа мощностью  40-60  в атт  должна находиться на расстоянии  3 0  с м  от рукописи слева. Абажур  должен обяза- тельно защищать глаза от прямого света лампочки. Рекоменду- ется иметь поверхность стола матовую, без бликов, лучше – зе- леную.

Пятое правило гигиены  умственного труда – регу- лярность питания. Питаться следует в одно и то же время, жела- тельно с перерывами не больше  4  час ов .  Ужин легкий, не позже чем за 2 часа до сна.

Шестое правило гигиены  умственного труда – не- обходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).

Седьмое правило гигиены  умственного труда – ин- дивидуальный «пик умственной работоспособности». Работо- способность изменяется в течение суток. У многих людей на- блюдаются пики примерно с 9.00 до 14.00 часов и с 18.00 до

23.00 часов, во время  которых умственная деятельность  наибо- лее продуктивна. Понаблюдайте за собой. Определите время 

Информация о работе Характерные черты умственного труда студентов