Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:07, реферат
Говорят, чтобы человеку было хорошо, нужно сначала сделать ему что-то плохое, а потом вернуть все, как было. Однако психологический трюк, проделанный в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого столетия группой специалистов на заводе американской компании «Вестерн электрик», впоследствии названный Хоторнским экспериментом (по названию завода, где он проводился), показал всему миру, что это правило работает и ровно наоборот.
Хоторнский эксперимент
Говорят, чтобы человеку было хорошо, нужно сначала сделать ему что-то плохое, а потом вернуть все, как было. Однако психологический трюк, проделанный в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого столетия группой специалистов на заводе американской компании «Вестерн электрик», впоследствии названный Хоторнским экспериментом (по названию завода, где он проводился), показал всему миру, что это правило работает и ровно наоборот.
Этап I
Как это часто бывает, исследование,
которому впоследствии суждено было
стать легендарным, началось довольно
тривиально. Руководство завода, принадлежащего
одной из передовых американских
компаний, было обеспокоено низкой
производительностью труда
Начать решили с самого
простого - попытки определить оптимальной
уровень освещенности. Для двух групп
работниц (экспериментальной и
Неожиданно для всех производительность труда работниц контрольной группы начала расти, несмотря на то, что уровень освещенности по-прежнему оставался для них неизменным. У психологов появилась догадка, и они решили подтвердить свою гипотезу, казавшуюся невероятной, с помощью еще одного эксперимента. Мало того, что при возвращении к первоначальному уровню освещенности, эффективность труда экспериментальной группы осталась на прежнем высоком уровне, достигнутом на первом этапе исследования, гораздо удивительнее оказался тот факт, что при последующем ухудшении освещенности, показатели производительности труда снова возросли! Предположения ученых подтвердились: рост эффективности труда объяснялся субъективным фактором, а не объективным, как предполагалось изначально. Это явление получило название «Хоторнский эффект»: принимая участие в психологическом исследовании, работницы почувствовали себя нужными, выделенными из общей массы, они оказались в атмосфере новизны и повышенного внимания к себе, что благотворно сказалось на показателях их труда.
Этап II
Окрыленные ошеломляющими
результатами своего исследования, ученые
решились на новый эксперимент. Он стал
своеобразным толчком для развития
науки управления персоналом, так
как задумывался для изучения
горизонтальных и вертикальных взаимоотношений
внутри компании. Результатом бесед
более чем с двадцатью тысячами
работников стало укрепление психологов
в своем предположении о том,
что эффективность труда
Кроме того, исследования, проводимые
с участием сборщиц на конвейере,
выявили значение дружелюбной атмосферы
в коллективе, оказываемое на результат
труда. Новый же эксперимент был
несколько сложней, будучи нацеленным
на выявление влияния
Практический успех исследования
Хоторнский эксперимент, впоследствии признанный феноменом социальной психологии, перевернул сознание ученых того времени, придерживавшихся бихевиористской теории поведения, соответствующей модели: «стимул - реакция». Исследование поставило между этими двумя элементами еще один - отношенческие установки (аттитюды), которые в большей мере и определяют поведение человека. Для психологов, занимающихся вопросами эффективной мотивации работников компаний, опыт Хоторнского эксперимента стал чем-то сродни открытию законов Ньютона в механике. Несмотря на то, что прошло уже чуть менее века, современный менеджмент и наука управления персоналом могут многое почерпнуть из американского исследования. В 1991 году Ричард Гиллеспи в своей работе «Производственное знание» высказался о Хоторнских экспериментах следующим образом: «Хотя со времени их проведения прошло уже более чем полстолетия, они и поныне относятся к числу наиболее часто упоминаемых и спорных экспериментов в истории социальных наук. Они стали настолько значимой вехой в истории социологии и психологии, что начали восприниматься как мифическое начало таких специальных дисциплин: производственная социология, социальная психология труда, производственная психиатрия и антропология производственной деятельности». Итак, какие же выводы из Хоторнского эксперимента должен сделать сегодняшний руководитель?
Вывод 1: чувство собственной важности
Как можно судить по результатам эксперимента, условия труда работника являются хоть и, безусловно, важным, но далеко не определяющим фактором его производительности. Человеком движет нечто иное, субъективное, что заставляет его трудиться, как говорится, «за идею». Причастность к чему-то новому и важному, что способно вызвать повышенный интерес не только у него самого, но также и у некого стороннего наблюдателя, стимулирует эффективность его труда. Вот почему одна и та же работа, в одном случае являющаяся рядовым поручением начальника в череде рутинных дел, а в другом - оформленная в виде спецпроекта, будет выполнена совершенно по-разному.
Менеджеры давно усвоили
одно из золотых правил продвижения
товара на рынке: создание у потребителя
чувства собственной
Вывод 2: обратная сторона медали
На самом деле, у описанного эффекта есть и свои подводные камни, которые способны сыграть с руководством компании злую шутку, если оно не будет знать о них. Задумывались ли вы, почему продукт, «показавший высший класс» во время рыночных испытаний, в процессе производства теряет свое качество? И почему первые этапы длительного проекта проходят успешнее и в более короткие сроки, чем последующие? Или почему все программы, тренинги и семинары оказываются эффективными только в самом начале, а потом все возвращается на круги своя? Причина кроется все в том же эффекте новизны и повышенного внимания: стоит ему утратить свое «влияние», качество работы ухудшается.
Здесь руководителю стоит
обратить внимание на два момента. Во-первых,
при проведении маркетинговых исследований
во время рыночных испытаний продукта
необходимо всегда помнить о том,
что показатели будут завышены вследствие
указанного эффекта, и учитывать
это при выработке дальнейшей
маркетинговой стратегии. Во-вторых,
при внедрении различных
Вывод 3: доверяй и проверяй
Пожалуй, наиболее спорный
и противоречивый вывод из всех касается
методов контроля, ведь именно на этой
почве так часто сталкиваются
умы психологов и управленцев. Как
бы то ни было, эксперимент показал,
что сборщицы на конвейере увеличили
свою производительность труда при
замене жестких форм контроля наблюдением,
при предоставлении большего времени
для отдыха и общения. Конечно, здесь
многое зависит от типа компании, предприятия,
вида деятельности, вида производимой
продукции или оказываемых
Вывод 4: деньги – ничто, имидж – все
Социальную жизнь работника в трудовом коллективе почему-то часто воспринимают как сферу, оторванную от его производственной деятельности. Это представляется в корне несправедливым. Отношения, складывающиеся как с руководством, так и с коллегами, и, прежде всего, с теми, с кем связан сотрудник непосредственно при выполнении своих трудовых обязанностей, отражаются и на его профессиональных показателях, о чем наглядно свидетельствуют результаты обоих этапов эксперимента.
Трудовой коллектив, особенно
самые мелкие его ячейки, в которых
происходит непосредственное взаимодействие
работников, является той структурой,
которая сглаживает индивидуальные
черты работника, уменьшает проявления
его «эгоизма» в целях
Как показал эксперимент,
материальная заинтересованность далеко
не всегда диктует человеку то, как
вести себя в профессиональной сфере
и в трудовом коллективе. Социальная
позиция, репутация, авторитет и
статус значат для работника ничуть
не меньше, чем уровень зарплаты,
а в вопросах самооценки, положительного
восприятия условий работы и вовсе
играют более важную роль. Таким
образом, «самочувствие» работника
в трудовом коллективе является лакмусовой
бумажкой для определения эффективности
социальной политики в компании. А
значит, для повышения мотивации
работника и его