Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:30, статья
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель - успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
Школьная мотивация в младшем школьном возрасте
Мотив - это то,
что побуждает человека к действию. Одним
из важнейших моментов, раскрывающих психическую
сущность отношения школьников к учению,
является совокупность мотивов, определяющая
учебную деятельность. Познавательные
мотивы связаны с содержанием учебной
деятельности и процессом ее выполнения.
Эти мотивы свидетельствуют об ориентации
школьников на овладение новыми знаниями,
учебными навыками. Они отражают стремление
школьников к самообразованию и направленность
на самостоятельное совершенствование
способов добывания знаний. Социальные
мотивы связаны с различными видами социального
взаимодействия школьника с другими людьми.
Учебная мотивация —
это процесс, который запускает, направляет
и поддерживает усилия, направленные на
выполнение учебной деятельности. Это
сложная, комплексная система, образуемая
мотивами, целями, реакциями на неудачу,
настойчивостью и установками ученика.
Учение в школе — это основной род деятельности
ученика, и его основная цель - успешное
усвоение знаний и умений, необходимых
для того, чтобы он смог их использовать
в дальнейшем для себя, а значит и для общества.
Поэтому каждого ученика можно оценить
по тому, как он относится к учебе и каковы
его собственные цели и планы. Высокий
уровень мотивации учения необходим для
достижения успеха в учебе и в этом вклад
мотивации в общую успешность деятельности
школьника можно рассматривать наравне
с когнитивными способностями ученика.
Иногда менее способный ученик, но имеющий
высокий уровень мотивации может достичь
более высоких результатов в учебе, потому
что стремится к этому и уделяет учению
больше времени и внимания. В то же время,
у ученика недостаточно мотивированного,
успехи в учебе могут быть незначительными,
даже, несмотря на его способности. Мотивация
учения может выступить хорошим показателем
уровня психического благополучия ученика,
а также показателем уровня его развития.
Отношение младших школьников к учению
определяется группой мотивов, которые
прямо заложены в самой учебной деятельности
и связаны с содержанием и процессом учения,
с овладением прежде всего способом деятельности. Это - познавательные
интересы, стремление преодолевать трудности
в процессе познания, проявлять интеллектуальную
активность. Развитие мотивов этой группы зависит
от уровня познавательной потребности,
с которой ребенок приходит в школу, с
одной стороны, и уровня содержания и организации
учебного процесса - с другой. В основе
мотивации, связанной с содержанием и
процессом учений, лежит познавательная
потребность. Познавательная потребность рождается
из потребности во внешних впечатлениях
и потребности активности. Развитие познавательной
потребности идет неодинаково у разных
детей: у одних детей она выражена очень
ярко и носит «теоретическое» направление,
у других детей она больше связана с практической
активностью. В младшем школьном возрасте
большое значение имеет эмоциональный
компонент, в подростковом – познавательный.
Интересы младших школьников, как правило,
действительно обусловлены занимательностью.
Для становления
школьной мотивации большое значение
имеет включение всех учащихся в активную
учебную работу, так как только в процессе
деятельности может формироваться нужная
мотивация. Для формирования положительной устойчивой
мотивации учебной деятельности важно,
чтобы главным в оценке работы ученика
был качественный анализ этой работы,
подчеркивание всех положительных моментов,
продвижений в освоении учебного материала
и выявление причин имеющихся недостатков,
а не только их констатация.111111111111111111
Главное содержание
мотивации в этом возрасте — «научиться
учиться». Младший школьный возраст —
это начало становления мотивации познания,
учения, от которого во многом зависит
ее судьба в течение всего школьного возраста.
Информация о работе Школьная мотивация в младшем школьном возрасте