Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:14, шпаргалка
.Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставатьсянесамостоятельным существом.
Основные особенности их жизнедеятельности дают основания выделять новорожденность как особый возрастной этап, наделенный всеми характерными признаками критического возраста.
особый период в психическом
Кризис новорожденности - относительно короткий период в жизни ребенка (1-2 месяца), который характеризуется психологическими изменениями, выраженные в лишении ребенка основных средств общения со взрослыми, беспомощности, переходе от пренатального до постнатального развития и т.п..
1.Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически
отделяется от матери, но биологического
отделения от нее еще не происходит, поскольку
в основных жизненных функциях ребенок
долго оставатьсянесамостоятельным существом.
5.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. После младенчества начинается новый этап развития человека - раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие 2 года - период раннего детства - приносят ребенку новые принципиальные достижения. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики
детей. Она возникает постепенно из манипулятивной
и орудийной деятельности младенцев. Переход
от младенчества к раннему детству связан
с развитием нового отношения к миру предметов
– они начинают выступать для ребенка
не просто как объекты, удобные для манипулирования,
а как вещи, имеющие определенное назначение
и определенный способ употребления. Основные
интересы ребенка переносятся в область
овладения все новыми и новыми действиями
с предметами, а взрослый приобретает
роль наставника и помощника. С помощью
взрослого ребенок усваивает назначение
предметов. В течение второго года жизни
дети обучаются большинству К концу раннего детства зарождаю Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи Личностные образования в раннем детстве.Общение
со взрослым имеет большое значение не
только для формирования познавательной
сферы, но и для развития личности детей
раннего возраста. Представления о себе,
первая самооценка детей в это время является
на самом деле оценкой взрослого. Поэтому
постоянные замечания, игнорирование
пусть даже не всегда успешных попыток
детей сделать что-то самостоятельно,
недооценка их стараний могут привести
уже в этом возрасте к неуверенности в
себе.
9. Кризис трех лет (симптомы, поведенческий комплекс «гордость за достижения», новообразования). Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы отношений с людьми, определение собственного «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появляется феномен «Я сам». Новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений. Все это влечет за собой появление таких реакций, как: Негативизм – отрицание условий
взрослых и сопротивление им. Негативная
реакция не на само действие, которое он
отказывается выполнять, а на требование
или просьбу взрослого. Главный мотив
действия – сделать наоборот. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена
не против конкретного взрослого, а против
всей сложившейся в раннем детстве системы
отношений, против принятых в семье норм
воспитания. Ярко проявляется стремление
к самостоятельности: ребенок хочет все
делать и решать сам. Но во время кризиса
усиленное желание самостоятельности
приводит к своеволию, она часто неадекватна
возможностям ребенка и вызывает дополнительные
конфликты со взрослыми. Обесценивание. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного участника событий в мире предметов. Важным является проявление «воли» у малыша. Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям. Все эти симптомы развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма. Именно взрослый должен найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем, ребенок утверждает свою самостоятельность, он еще не в силах оценить правильность своих поступков, но данный период имеет для него огромное положительное значение. Для родителей, важно занять правильную позицию в этот сложный период. С одной стороны, необходимо показать ему границы своей самостоятельности, показать свою заботу, решимость, желание обеспечить безопасность ребенка (ведь именно для этого существуют многие наши запреты). С другой стороны, очень важно не сломать в это время силу воли, формирующееся «Я» и стремление к самостоятельным действиям ребенка. Необходимо показать, что он многое может, что его действия важны. Ведь эти качества очень пригодятся ему во взрослой жизни. Именно переживания кризиса обостряют чувствительность ребенка к чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей.
12. Продуктивная деятельность
детей дошкольного возраста В современном индустриальном
обществе игра не является единственным
типом деятельности детей. Другие типы
деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная
деятельность; элементарный труд; восприятие
сказки; учение. Восприятие сказки
в дошкольном возрасте. 16. Кризис семи лет В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу.Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. По мнению многих исследователей, это период рождения социального «Я» ребенка, то есть осознание им себя в окружении сверстников и преподавателей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Начинается разделение внешней
и внутренней (психологической) жизни
ребенка. Появляется смысловая ориентировочная
основа поступка – звено между
желанием что-то сделать и разворачивающимися
действиями. Смысловая ориентировка
в собственных действиях Можно сказать, что основным
симптомом кризиса семи лет является
потеря непосредственности Чисто кризисным
проявлением обычно становятся кривляние,
манерность, искусственная натянутость
поведения. Также может появиться замкнутость,
неуправляемость. Эти внешние особенности
так же, как и склонность к капризам, эмоциональным
реакциям, конфликтам, начинают исчезать,
когда ребенок выходит из кризиса и вступает
в новый возраст. Согласно программе воспитания детей в детском саду, обязательно преподаются основы грамоты и счета, а также знания об окружающем мире, которыми они уже должны обладать к школьному возрасту. В подготовительной группе детского сада предусмотрено и психологическое обследование. Психологи проводят так называемый «срез» – тестирование, которое выявляет психологическую готовность ребенка к школе и проблемы, которые необходимо решить до того, как он покинет садик. Такой «срез» проводится как в начале, так и в конце года, а показатели сравниваются. Если ребенок не ходил
в детский сад, подготовка к школе
будет зависеть от родителей. С этой
целью можно водить ребенка в
развивающий центр, либо с ним
необходимо заниматься дома.
21. Анатомо-физиологическая
перестройка организма и ее роль в психическом
развитии подростка. В подростковом возрасте происходит
существенная перестройка всего организма
подростка, которая отражается и в некоторых
психологических особенностях. Это период
бурного и в то же время неравномерного
физического развития, когда происходит
усилен¬ный рост тела совершенствуется
мускульный аппарат, идет интенсивный
процесс окостенения скелета.
27. Задания развития в подростковом возрасте по Хевигарсту
28. Личностное и профессиональное самоопределение, как основное психологическое содержание и новообразование юношеского возраста. Старшеклассник (период ранней юности с 15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными . Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует: 1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим (например, врач, педагог, исследователь), но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15-17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения. Личностное самоопределение наиболее тесно связано с типом учебного заведения. Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении (Л.И. Божович) не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее. Это относится прежде всего к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или иного цикла: гуманитарного или естественно-научного. Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям: 1)открытие своего внутреннего
мира. Юноша начинает воспринимать
свои эмоции не как 2)появляется осознание 3)формируется целостное Ранний юношеский возраст —
период подготовки к выбору будущей
профессии и осуществления На выбор профессии оказывает влияние ряд факторов, такие как родители, радио и телевидение, друзья, книги, учителя, кино, газеты и журналы . Фактически большинство По мнению Е.А. Климова существует 8 основных факторов, определяющих профессиональный выбор. 1) Позиция старших членов семьи. 2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). 3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. 4) Личные профессиональные планы. 5) Способности. 6) Уровень притязаний на 7) Информированность – своевременная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии. 8) Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как профессиональные увлечения – путь к будущему.
31. Социальная ситуация развития
предполагает активное включение человека
в сферу общественного производства, в
сферу трудовой деятельности, а также
в создание собственной семьи и воспитание
детей. С внутренней стороны социальная
ситуация развития в период взрослости
определяется стремлением к самостоятельности,
независимости и, главное, отношением
к ответственности. Осознание личной ответственности
за свою жизнь и жизнь близких и готовность
принять эту ответственность — ключевое
переживание социальной ситуации развития
зрелости. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости Развитие личности в период
зрелости по-прежнему остается
одной из самых сложных и
недостаточно исследованных
35. Возрастные психологические
задачи развития в пожилом
и старческом возрасте. Сущность
кризиса «встречи со старостью» Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности. Тем не менее, старение, смертельные
болезни и умирание воспринимаются
не как составные части процесса
жизни, а как полное поражение
и болезненное непонимание Пожилые и престарелые люди, как
правило, опасаются не самой смерти,
а возможности лишенного Возрастные задачи развития в период старости могут быть суммированы следующим образом: адаптация к возрастным изменениям - телесным, психофизиологическим; адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам); разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни; ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций; противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах; стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения; стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни (2; 181). Таким образом, пожилые люди представляют собой особую группу, которая крайне неоднородна по психологическим характеристикам. Решение возрастных задач развития данной группой людей во многом зависит от уровня их социально-психологической адаптации. 36. Психосоциальное развитие
в пожилом и старческом |
2. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте. Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных — атавистических рефлексов (цеплятельный, плавательный, отталкивания). младенец обладает большими
возможностями для усвоения нового
опыта. Люди, окружающие младенца, помогают
ему с рождения во всем. Они обеспечивают
физический уход за организмом ребенка,
обучают, воспитывают его, способствуют
приобретению человеческих психологических
и поведенческих черт, приспособлению
к условиям общественного существования.
Вместе с тем младенец уже при
рождении обладает немалым запасом
практически готовых к В первые два месяца жизни
ребенок демонстрирует способно Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка. Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг. Количество нервных клеток
в коре головного мозга у Личностные новообразования младенчества. Утверждение, что личностное
развитие ребенка начинается с 2–3 лет,
не совсем верно. Это справедливо
лишь в отношении проявления внешних
признаков, однако процесс образования
этих личностных свойств начинается
гораздо раньше их внешнего проявления. никакое психологическое качество сразу же в готовом виде не появляется; многие личностные качества проявляются лишь по прошествии довольно длительного времени с того момента, когда они начали формироваться. Таким образом, можно предположить,
что личностное формирование ребенка
начинается уже на первом году жизни,
но внешне это проявляется позднее.
6. Речь как основное психологическое новообразование раннего детства. Роль речи в психическом развитии ребенка. На протяжении раннего возраста ребенок может овладеть родной речью двумя путями: путем запоминания слов, которые он слышит от взрослого, и путем открытия значений слов. Второй путь становится возможным при условии, если предметная деятельность включена в контекст общения; тогда слово «вырастает» из действия с предметами. Сначала мать оценивает ребенка как субъекта деятельности, комментируя его действия, потом уточняет их. Также она комментирует и свои действия, вскрывая их смысл для ребенка. Деятельность, сопровождаемая речью, превращается в предметную деятельность (т.е. когда предмет используется как средство), происходит ее осмысление. Иначе речь будет «пустой», резонерской, за которой не стоит предметная основа. К концу раннего возраста ребенок становится субъектом речевого общения, и это означает переход к следующему возрасту. Возможны два вида отклонений в развитии этого процесса: дети-резонеры, которые много говорят, но не умеют делать, и дети-молчуны, которые делают, но не говорят (Е.Е. Кравцова). Кроме того, только речь, «выращенная» из действий, развивает интеллект малыша, а в дальнейшем – воображение, так как в процессе игры при создании воображаемой ситуации ребенок, который легко использует предметы по назначению, может с помощью слова создать образ действия с предметом. Взрослому важно помнить, что ребенок раннего возраста наиболее чувствителен к освоению смысла и значения предметной деятельности. Это единственный возраст, когда речевое развитие ребенка происходит оптимально только при главных, ключевых действиях с предметами. В связи с тем, что ранний возраст – возраст интенсивного развития речи, Безусловно, наиболее заметная сторона языкового развития детей раннего возраста – это расширяющаяся грамматика. Заслуга Ж. Пиаже состоит в том, что он попытался раскрыть качественное своеобразие детского мышления и его положительные стороны, По мнению Пиаже, первоначальные формы мышления развиваются под влиянием детской активности, а не речи. Речь появляется позже; она не является причиной и не предшествует умственному развитию, а выступает средством для него. Речь – это один из многих способов выражения мысли. Прежде чем дети заговорят, они выстраивают в своем мышлении определенные схемы для организации информации, поступающей из мира, даже если в речи такие «подвижки» не отражаются. То есть развитие речи не имеет значения для формирования мышления. Это самостоятельная, не связанная с мышлением функция. Речь служит для коммуникации, при этом она ничего не меняет в деятельности ребенка, его переживаниях, она – аккомпанемент; это некий побочный продукт детской активности. Затем эгоцентрическая речь просто отмирает, исчезает на пороге школьного возраста. Проблема развития речи в учении В. Штерна изучалась с позиции интеллектуалистического воззрения на детскую речь. В. Штерн различает три корня речи: экспрессивную тенденцию, социальную тенденцию к сообщению и «интенциональную» тенденцию. Первые два корня присущи зачаткам «речи» животных, а третий является специфическим признаком человеческой речи. «легализовал» детскую речь – он утверждал, что в промежутке от 1,5 до 2,0 лет ребенок открывает символическую функцию слов: каждому предмету присущ постоянно соответствующий ему, служащий для обозначения и сообщения звуковой комплекс, т.е. всякая вещь имеет свое имя. Открытие символической функции слов является уже мыслительной деятельностью ребенка. изначальным корнем речи является «интенциональная тенденция», которая возникает из ничего, «раз и навсегда» сама собой. Ребенок в силу этой тенденции открывает значение языка путем чисто логической операции.
10. Динамика игры от рождения
до семи лет и ее роль в психическом развитии
ребенка. Игра является ведущей деятельностью
дошкольника. Детские игры проходят путь
развития от предметно-манипуляционных
(собрать пирамиду, дом из кубиков и т.д.)
до сюжетно-ролевых, имеющих правила (например
в магазин, в больницу и др.). Младшие дошкольники
играют чаще в одиночку. В предметных,
конструкторских играх происходит развитие
восприятия, памяти, мышления, двигательных
навыков. К среднему дошкольному периоду
игры становятся совместными. Главное
в них- имитация определенных отношений
взрослых. Дети выделяют роли и правила,
сами стараются им следовать. В особый
класс выделяются игры-соревнования, в
которых формируется и закрепляется мотивация
достижения успеха.В старшем дошкольном
возрасте конструкторская игра начинает
превращаться в трудовую деятельность,
в ходе которой ребенок строит что-то полезное,
нужное в быту. В таких играх дети усваивают
элементарные трудовые умения, познают
свойства предметов. В игре ребенок учится
пользоваться предметами домашнего обихода,
инструментами, планировать свои действия.
В игре поэтапно развивается восприятие
ребенка. А именно на основе восприятия
формируется и мышление. На первом этапе
перцептивные действия начинают функционировать
непосредственно в результате игры с различными
предметами. На втором этапе дети знакомятся
с пространственными свойствами предметов
с помощью ориентировочно- 13. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. . В дошкольном возрасте ребенок претерпевает значительные физические и интеллектуальные изменения. Он становится более понятливым, эмоциональным и самостоятельным, у него улучшается память. Ему по-прежнему требуется пристальный надзор, но он уже умеет умываться, посещать туалет, есть, обуваться и одеваться. Несмотря на частый плач, капризы и скандалы, ребенок постепенно избавляется от былого эгоцентризма, знает, что можно, а что нельзя, и понимает, когда его хвалят или упрекают. Каким должно быть правильное развитие ребенка в дошкольном возрасте, узнавайте в статье на тему «Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте». Психическое и умственное развитие У ребенка появляется представление о символах (говорит и пробует писать). Он понимает связь между причиной и следствием. Возрастает эмоциональность в личности ребенка. Развивается умение обращаться с цифрами. Ребенок фантазирует, иногда с трудом отличая вымысел от действительности. Он еще не может держать в голове сразу несколько мыслей, поэтому иногда делает нелогичные выводы и не понимает, что к одному результату можно прийти несколькими путями. Социальное развитие Характер и чувство
17. Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но ребенок их не изменяет. Предметом изменения в учебной деятельности является сам ее субъект. Конечно, субъект изменяется в любой другой деятельности, но нигде больше он не становится специальным предметом изменения. Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления. Вторая особенность этой деятельности — приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно-выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его «Я-концепцию». Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира — как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его собственные действия и проявления, он уже вынужден отвечать за себя сам. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. В школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично.
19. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Усвоение моральных норм и правил поведения. Моральное воспитание ребенка начинается задолго до школы. Но только здесь он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Четкая формулировка этих
норм и правил, обязательное поощрение
исполнительности и не менее
обязательная и
22. Кризис подросткового
возраста и культурно- В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил. Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание - все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Главная особенность подростка
- личностная нестабильность. Противоположные
черты, стремления сосуществуют и борются
друг с другом, определяя противоречивость
характера и поведения взрослеющего ребенка. Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с запретных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Это может делаться для пробы или для куража, но вполне возможно возникновение физической или психологической зависимости. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка, превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса. Подростки с большим любопытством
относятся к сексуальным Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве («курильщик», «сексуальный партнер», «лидер тусовки» и др.) толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса. Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.
24. Развитие личности в подростковом возрасте. Переход к подростковому возрасту
характеризуется глубокими
29. Общение со
сверстниками и взрослыми в
подростковом и раннем Во-первых, общение со сверстниками
очень важный специфический канал
информации; по нему подростки и
юноши узнают многие необходимые
вещи, которых по тем или иным
причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых,
это специфический вид Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение.Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Однако кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество — тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Чувство одиночества и
неприкаянности, связанное с возрастными
трудностями становления Напряженная потребность в общении и аффилиации даже считает общение ведущей деятельностью юношеского возраста) превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков. На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. Во-первых, будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки и юноши обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (одно из следствий этого — застенчивость). Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план. Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток нередко сам запутывается. В юношеском возрасте общение
и межличностные отношения В период ранней юности весьма
ощутимой становится потребность в
хороших друзьях. В доподростковый
период связь между ровесниками
не столь очевидна: дети подыскивают
себе товарищей по играм, с которыми
легко находят общие интересы
и увлечения. Они по-дружески соперничают,
могут завоевывать или Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах. Старшеклассник весьма чуток
к своему положению в отношениях
с людьми, у него появляется недовольство
тем, что он в своем общении
со взрослыми часто оказывается
существом подчиненным и Отношение со сверстниками старшеклассников
сложнее, многообразнее и Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам . Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Для многих подростков дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. Одиночество невыносимо для старшеклассника. Если отношения с одноклассниками не складываются, то он пускается на поиск товарищей и друзей вне школы. Как правило, он их находит. Есть еще ряд причин делающих группу сверстников особенно важной именно для подростков. Общение со сверстниками оказывается важным «каналом информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослые». Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека,становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. Выводы: - в старшем школьном
возрасте наиболее значимыми
являются отношения со - в юношеском возрасте
прослеживаются некоторые
32. Развитие личности
в молодости и средней Молодость - возраст любви.
Для нее характерно оптимальное
сочетание психологических, физиологических,
социальных и других факторов, благоприятствующих
выбору спутника жизни и созданию
семьи. Это возраст наибольшей половой
активности, время, когда организм женщины
лучше приспособлен к рождению первого
ребенка. Люди легче всего знакомятся
и адаптируются к условиям совместной
жизни опять же в молодости. Многие
из тех, кто не смог создать семьи
до 28-30 лет, в дальнейшем сделать
это уже не в состоянии. Они
привыкают жить в одиночестве, становятся
излишне требовательными к Большое психологическое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из - пусть чрезвычайно важных - сущностных связей с миром. Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком. Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, самим собой. Приблизительно в возрасте
30 лет, иногда несколько позже, большинство
людей переживают кризисное состояние.
Оно выражается в изменении представлений
о своей жизни, иногда в полной
утрате интереса к тому, что раньше
было в ней главным, в некоторых
случаях даже в разрушении прежнего
образа жизни. Проблема смысла во всех своих
вариантах, от частных до глобального
– смысла жизни – может встать
перед человеком с новой У взрослого человека начинают
формироваться вопросы, на которые
он не в состоянии ответить, но которые
изнутри разрушают его. « В
чем смысл моего существования! Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей (автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних. Он как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности. У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака. Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. В этом возрасте в основном люди еще уверены в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудятся для этого.
|
3. Общение со взрослыми (по Лисиной М.И.) и его роль в психическом развитии ребенка младенческого возраста. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности / по некоторым данным в 2 месяца /. Он начинает улыбаться мама и бурно радоваться при ее появлении. Мама / или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком / должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно – эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи. Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия, недостатки общения в младенчестве получили название госпитализма. Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. В концепции Лисиной общение рассматривается как особый вид деятельности, имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предметы, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой человек — партнер по общению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Средствами общения являются операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми Форма общения со взрослым является важнейшей характеристикой психического развития ребенка, поскольку в процессе общения со взрослым происходит не только усвоение и присвоение культурных образцов и средств овладения собой, но и становление новых мотивов деятельности ребенка. М. И. Лисина сформулировала положение о том, что общение является как бы сквозным механизмом смены деятельности ребенка. Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым – через общение, совместную деятельность и общие переживания
7. Становление личности
ребенка в раннем детстве. Личностное
и эмоциональное развитиеНачало раннего возраста связано
с "кризисом одного года". Психологическое
содержание кризиса состоит в том, что
поведение ребенка уже не управляется
со стороны внешних воздействий, дети
начинают действовать под влиянием всплывающих
в их памяти образов и представлений. У
ребенка появляются "мотивирующие представления"
(Л.И. Божович), которые изменяют поведение
ребенка, часто вызывают упрямство, капризы.
Таким образом, ребенок становится субъектом.
Далее ребенок становится существом, осознающим
себя как субъекта, возникает системное
новообразование, которое связывают с
появлением слова «я».
14. Общение со взрослыми (по Лисиной М.И.) и сверстниками в дошкольном возрасте.Начиная с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач. Если взрослые до конца дошкольного возраста остаются в основном источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстникам уже с 3-4-летнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнениями, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий. Второе яркое
отличие общения в среде Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым. Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Еще одна отличительная
особенность общения
18. Учебная деятельность и ее влияние на психическое развитие младшего школьника. С приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания — науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность. В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам указанных выше форм общественного сознания, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления, — рефлексию, анализ, мысленный эксперимент. Иными словами, содержанием
учебной деятельности являются теоретические
знания (единство содержательного Учебная деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности и т. д.). Она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. Дети, приходя в школу,
начинают выполнять учебную деятельность
по овладению такими знаниями и умениями,
которые так или иначе связаны
с теоретическим мышлением Только теоретическое образование дает детям такую подготовку, стимулирует такое психическое развитие, которые обеспечивает в дальнейшем участие в управлении общественными делами. Обучение детей стимулировало у них по преимуществу развитие эмпирического мышления (в психологии оно иногда называется конкретно-наглядным). Для нормального пребывания в средней школе все дети должны иметь склонность к учению, а затем и потребность в учении и умение учиться. Эта потребность и умение могут быть сформированы у детей именно в младшем школьном возрасте (отметим, что перед прежней начальной школой такие психолого-педагогические задачи не стояли). Учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения). Мышление школьников в
процессе учебной деятельности имеет
нечто общее с мышлением Мышление школьников хотя и имеет некоторые общие черты, однако не тождественно мышлению ученых, деятелей искусства, теоретиков морали и права. Школьники не создают понятий,
образов, ценностей и норм общественной
морали, а присваивают их в процессе
учебной деятельности. Но в процессе
ее выполнения школьники осуществляют
мыслительные действия, адекватные тем,
посредством которых В своей учебной деятельности
школьники воспроизводят Предпосылки потребности в учебной деятельности возникают у ребенка дошкольного возраста в процессе развития его сюжетной игры, в которой интенсивно формируется воображение и символическая функция. Выполнение ребенком сложных ролей предполагает наличие у него наряду с воображением и символической функцией еще и разнообразных сведений об окружающем мире, о взрослых людях, умения ориентироваться в них с учетом их содержания. Таким образом, теоретические знания как содержание учебной деятельности являются вместе с тем и ее потребностью. Как известно, деятельность человека соотносится с определенной потребностью, а действия — с мотивами. В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит ее конкретизация в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий. Учебная деятельность по сути
своей связана именно с продуктивным
(или творческим) мышлением школьников.
Вместе с тем методисты считают,
что «творческие
Чем младше школьники, тем
слабее их умения действовать самостоятельно
и тем сильнее элемент Младшие школьники в большинстве
случаев охотно подчиняются требованиям
взрослых, и учителя в частности. И если
дети сначала нарушают правила поведения,
то чаще всего не сознательно, а в силу
импульсивности своего поведения. Но уже
в середине первого школьного года в классе
можно обнаружить детей, взявших на себя
функции по организации поведения других
детей в плане его сдерживания.
25. Ранняя юность — время реального перехода к настоящей
взрослости, первые признаки которой появляются,
как мы уже видели, в подростковом возрасте.
У юношей и девушек очень мало чисто детских
черт, которые у подростков преобладают
и соседствуют с не всегда удачными попытками
вести себя по-взрослому. Ранняя юность — начало практической
реализации жизненных планов, которые
складываются к концу подросткового
возраста. Близость к завершению школы
требует профессионального и
личностного самоопределения, и
юношеский возраст испокон
30. Возрастные задачи развития в поздней юности. Сущность кризиса «встречи со взрослостью». . Кризис 17 лет Возникает точно на рубеже
привычной школьной и новой взрослой
жизни. Может сместиться на 15 лет. В
это время ребенок оказывается
на пороге реальной взрослой жизни. Большинство
17-летних школьников ориентируются
на продолжение образования, некоторые
– на поиски работы. Из-за необходимости
определения (выбора профессии, поступления
в учебные заведения или поиска
работы) по окончании 11 класса эмоциональное
напряжение может резко возрасти.
В нашем обществе принято, что
по окончании школы человек уже
знает, что ему делать дальше, так
как общество уже ожидает в
этом возрасте профессионального Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, а у юношей – еще и перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительное напряжение. Новая жизненная ситуация требует адаптации. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации (подачи себя на собеседовании, составлении резюме для поиска работы) обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь материальной независимости от родителей. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Если удается найти работу, то предстоит еще и адаптация на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для молодых людей с разным интеллектом и разными чертами характера. В этом возрасте существует
и высокая вероятность Особой темой в это период выступает армия. Многие современные люди испытывают страх перед службой, всячески стараясь избежать ее. Этому на самом деле есть причины. Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становятся тяжелым испытанием. Накладывают свой отпечаток "горячие точки" и "дедовщина". Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности, в том числе и психика тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, кардинально изменяются. Поэтому многим бывшим солдатам по возвращении к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь. При "дедовщине" устанавливаются иерархические отношения. Здесь главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности. Проходящие через "дедовщину" становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными.
33. Кризис 40-х годов: «модель кризиса», «модель перехода», основное содержание и сопутствующие переживанияПочему именно 40? Вообще-то, средний возраст этого кризиса – 42 года. Но у очень чувствительных, лирических натур или у тех, кто так и не нашел продуктивного выхода из предыдущего кризиса (кризиса 30 лет), он может начаться много раньше – в 35-37 лет. Человек к этому возрасту проживает половину всей своей жизни и 2/3 активной ее части. Оставшееся время – на вес золота. Пора принять решение:как и ради чего прожить оставшееся время? С чего всё начинается? Часто всё начинается с чистой случайности. Человек стал свидетелем несчастного случая или получил известие о коллеге, внезапно умершем от сердечного приступа в 40 лет. И, возможно, впервые всплывает мысль: а ведь это мог быть и я. Большинство из нас воспринимает себя более или менее молодыми, пока живы-здоровы наши родители и прародители: остается ощущение (даже если мы об этом и не задумываемся), что впереди еще целое поколение (а то и два), и жизнь еще длинна. Разумеется, если человек сталкивается с собственным опасным для жизни (например, инфаркт) или «возрастным» (остеохондроз, гипертония) заболеванием, которое неожиданно выбрасывает его на время из привычной жизни, с большой долей вероятности возникает мысль: а как я живу? Таким образом, тема конца жизни (ее конечности и смысла) и неизбежности смерти становится центральной в кризисе сорока. Наверное, именно поэтому таким ощутимым становится конфликт возможностей и потребностей: я еще так многого хочу, а могу уже далеко не всё.Хочу успеть. Это желание в сочетании
с переживанием, что время уходит,
нередко рождает гонки, отчаянную
попытку поймать последний Интересно, что именно в 40 начинают проявляться затененные стороны. У каждого человека есть мужское и женское начало. Нередко в этом возрасте мужчины стремятся реализовать женские стороны своей души: они стремятся к теплу, уюту, становятся более мягкими, чувствительными, как никогда ищут взаимопонимания и поддержки. Это, кстати, одна из причин, по которой мужчины после 40 обращаются к более молодым женщинам. Ведь женщины его возраста разворачивают свои мужские стороны: становятся более доминантными, жесткими, непреклонными, стремятся к профессиональным достижениям, обращаются к карьере.Хочу жить вечно. На рациональном уровне все всё понимают… Но на иррациональном сама мысль о небытии повергает в ужас – это состояние знакомо практически всем людям, по крайней мере тем, кто любит жизнь. Встреча со страхом смерти порождает сильнейшее переживание одиночества и собственной незащищенности. И прежде чем мы перестанем бояться сметри и начнем ее уважать, мы начинаем искать защиты в самых разных ситуациях и отношениях. Например, в отношениях с собственными детьми. 40-летние люди часто начинают тянуться к объединению со своими детьми, к эмоциональному и душевному контакту с ними. Всё бы ничего, но дело в том, что обычно дети 40-летних людей – это подростки или юноши, многие из которых находятся как раз на этапе отделения от родителей. И, если попытки сблизиться с детьми являются отчаянным способом ослабить страх одиночества, они воспринимаются детьми не как желание действительно улучшить отношения, а как назойливость, манипуляции и вмешательство в личную жизнь.Как я уже говорила, здоровье и благополучие собственных родителей также дает ощущение защищенности. Но волею судеб родители 40-летних людей начинают серьезно заболевать или даже умирать. Впервые в жизни возникает важное, но очень трудное переживание: ни для кого больше в этом мире я не буду ребенком, эти отношения в моей жизни заканчиваются навсегда. Нередко люди до зрелого возраста имеют к своим родителям массу претензий: не дали в юности жениться, заставили получить не ту профессию, испортили жизнь. Кризис 40-летия – самое время разрешить все проблемы с собственными родителями, выразить им свою любовь и признание. Внезапная смерть человека, которому не успел сказать что-то важное, может оставить мучительные переживания на долгие годы.Хочу продлить молодость.Это «хочу» настолько сильно, что превращает жизнь многих людей в отчаянную войну с надвигающейся старостью. Парадокс заключается в том, что многие хотели бы дожить до 100 лет, но никто при этом не хочет быть столетним стариком или старухой. А далее многое зависит от того, какую молодость пытается продлить человек: души или тела – и ради чего. Спасение молодости тела,
т.е. сексуальной привлекательности,
без духовного и личностного
развития – занятие увлекательное,
но во многом бестолковое. Мужчины и
женщины делают это по-разному. Любая
женщина понимает, что ее сексуальная
привлекательность напрямую зависит
от ее внешности и фигуры. Мужчины
после 40 также озабочены своим
уходящим сексуальным шармом, но удержать
его многие из них пытаются по-другому:
обращаясь к сексуальным Почему-то мне кажется очевидным, что ни тот, ни другой способ продления телесной молодости не дает ответа на центральный вопрос кризиса середины жизни: как и ради чего жить дальше? – а значит, и не дает выхода из кризиса, а лишь затягивает его. Принятие своего возраста и неизбежного старения тела – самый надежный признак того, что кризис разрешается успешно. Это вполне реально, если уделить внимание не только телу, но и душе. Продлевая молодость души, люди обращаются к духовному и личностному развитию.
|
4. Кризис 1 годаСвязан с увеличением возможностей
ребенка и появлением все большего количества
новых потребностей. Для этого времени
характерен всплеск самостоятельности,
а также появление аффективных реакций
(ярких эмоциональных вспышек, таких как
плач, крик, топание ногами, драки, кусание,
отрицание). Такие вспышки здесь выражаются
как реакция на непонимание со стороны
взрослых. Главное приобретение переходного
периода – своеобразная детская речь,
называемая психологами автономной. Она
значительно отличается от взрослой речи
и по звуковой форме. Слова становятся
многозначными и ситуативными (зависят
от конкретной ситуации). Психическое
развитие ребенка в этом возрасте происходит
не только в усвоении разнообразных новых
для него действий, но и в формировании
качеств, необходимых для их выполнения.
Ребенок постепенно овладевает свойственными
человеку формами поведения в обществе
и проявляет внутренние черты, которые
определяют его поступки.По мнению Э.Эриксона,
который подверг серьезному исследованию
возрастные этапы развития человека, этому
периоду соответствуют три линии развития,
готовя, одновременно и его кризис:
8. Общение со взрослыми (по Лисиной М.И.) и сверстниками в раннем детстве. Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина представляла как смену нескольких целостных форм общения. Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется следующими параметрами: В результате исследований были выделены четыре основные формы общения, характерные для детей определенного возраста. Первая форма – ситуативно- Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане. В раннем возрасте ребенок
осваивает мир предметов. Ему
по-прежнему необходимы теплые эмоциональные
контакты с мамой, но этого уже
не достаточно. У него появляется потребность
в сотрудничестве, которая, вместе с
потребностями в новых С появлением первых вопросов ребенка: “почему?”, “зачем?”, “откуда?”, “как?”,- начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно - познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо больше: как устроен открывшийся для него мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек. В середине или в конце дошкольного возраста должна возникнуть еще одна форма – внеситуативно – личностное общение. Взрослый для ребенка – высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению. Общение с другими детьми, первоначально практически не влияет на развитие ребенка / если в семье нет близнецов или детей близкого возраста /. Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д. Б. Эльконин они “играют рядом, а не вместе”. О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужую точку зрения. Определенно влияние на развитие оказывает включение в коллективную учебную деятельность – групповая работа, взаимная оценка результатов и т. д. А для подростков, пытающихся освободиться от оценки взрослых, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. В отношениях с близкими друзьями они / так же, как и старшеклассники / способны на глубокое интимно-личностное, “исповедальное” общение.
11. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в психическом развитии дошкольника. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр. Для того чтобы отобразить в игре, какиелибо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми. Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей. В формировании игры можно выделить
три основных этапа:1)усвоение условных
действий с игрушками и На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность. На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями(управления, подчинения, равноправия). На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей. Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д. Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка, делает его Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
15. Психологическая готовность к обучению в школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе; исследование новообразований и изменений в психике ребенка; исследование генезиса отдельных
компонентов учебной изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин) С того момента, как в сознании ребенка
представление о школе Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение ( по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Классно-урочная система Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И.Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
23. Интеллектуальное развитие
и учебная деятельность в подростковом
и раннем юношеском возрасте. Общая характеристика ситуации познавательного
развития. Изменение жизненной социально-психологической
ситуации развития в подростковом и раннем
юношеском возрасте. Появление новых,
повышенных требований к интеллекту и
поведению подростков и юношей со стороны
взрослых. Особенности развития восприятия,
воображения и внимания в данный возрастной
период. Изменения, происходящие в памяти,
мышлении и речи у детей в старших классах
школы. Главные направления развития сознания
ребенка в подростковом и раннем юношеском
возрасте. Смена ведущих видов деятельности.
Развитие самосознания, самоуправления
и самоконтроля. В старших классах школы развитие
познавательных процессов детей
достигает такого уровня, что они
оказываются практически
26. Ситуационно-личностные реакции подростков по А.Е. Личко. Психологические особенности переходного периода накладывают отпечаток на поведение подростка, создают своеобразные возрастные поведенческие модели, формируют «специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды» (А. Е. Личко, 1983). Под психологической (характерологической) ситуационно-личностной реакцией понимают преходящие, ситуационно обусловленные отклонения в поведении ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в определенной микросреде (семья, школа и т. п.), имеют четкую психологическую направленность на определенных лиц, не ведут к временному нарушению социальной адаптации и не сопровождаются соматовегетативными расстройствами. В подростковом возрасте выделяют реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения и реакции, обусловленные сексуальным влечением (А. Е. Личко, 1973). Реакция отказа проявляется отсутствием или снижением стремления к контактам с окружающими. По наблюдениям А. Е. Лично (1983), подобные реакции нередко появляются у инфантильных и конформных подростков, когда их насильно отрывают от привычной для них обстановки (семья, компания сверстников), круто меняют стереотип жизни. Реакция оппозиции. Выделяют реакции активной и пассивной оппозиции. Активная оппозиция может выражаться в нарочитой грубости, непослушании, вызывающем поведении, категорических отказах выполнять какие-либо поручения. Иногда такая реакция сопровождается плачем, бранью, разрушительными и даже агрессивными действиями. Психологическая реакция оппозиции возникает в условиях психотравмирующей ситуации и направлена на определенных лиц, которых ребенок считает обидчиками и виновниками его переживаний. Такие реакции обычно бывают кратковременными и не склонны к фиксации. По мнению А. Е. Личко (1983), реакция оппозиции у подростков чаще всего носит демонстративный характер, как сигнал для взрослых о трудной ситуации, переносить которую подростку больше не под силу. Реакция имитации характеризуется стремлением во всем подражать определенному лицу или образу. Чаще всего это реальный человек, пользующийся авторитетом у ребенка, конкретный герой из книги или кино, но иногда ребенок (подросток) может подражать вымышленному герою, поведение и характерологические качества которого соответствуют его идеалам. Принято считать, что реакции
имитации присущи в основном детям,
однако, по нашим наблюдениям, они
широко распространены среди подростков,
а иногда отмечаются и у взрослых,
особенно у лиц с истерическими
и неустойчивыми чертами А. Е. Личко (1973) описал у подростков реакцию отрицательной имитации. Она встречается относительно редко и является как бы негативом с модели, служащей предметом для подражания. Реакция компенсации свойственна как детям, так И подросткам и характеризуется стремлением скрыть или восполнить свою слабость, несостоятельность в одной области деятельности успехом в другой. Реакция гиперкомпенсации. Характеризуется стремлением ребенка или подростка добиться высших результатов именно в той области, где он оказался несостоятельным. Стремление доказать себе и окружающим свое бесстрашие нередко толкает подростков на безрассудные, опасные для жизни поступки (прыгают в воду с боль-р шой высоты, ходят по карнизам домов и т. п.). Реакции гиперкомпенсации в зависимости от условий Могут играть как отрицательную, так и положительную роль в формировании личности подростка 2. Реакции, свойственные
преимущественно подросткам.Реа В зависимости от характера поведения мы выделяем реакции явной и скрытой эмансипации. Реакция явной эмансипации характеризуется непослушанием, грубостью, патологическим упрямством, прямым игнорированием мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций. Психологические реакции явной эмансипации возникают обычно только в психотравмирующей ситуации, имеют конкретную направленность, относительно кратковременны и не склонны к фиксации. Реакция скрытой эмансипации
чаще всего характеризуется Одним из проявлений подобного рода реакций служит «подростковая субкультура», которая предусматривает специфичные, отличные от принятых у взрослых вкусы, манеру поведения, моду, язык (молодежное арго) и т. п. Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Реакции увлечения (хобби-реакции). Увлечение — это выраженный стойкий интерес к чему-либо, сопровождающийся чаще всего такими сложными чувствами, как одухотворенность, восторженность, влюбленность и т. д. Увлечения имеют такое же важное значение в познавательной деятельности подростка, как игры у детей, и оказывают большое влияние на формирование личности. Для многих подростков увлечения — это средство самовыражения, коммуникации и идентификации с себе подобными и, наконец, средство достижения престижного статуса в своей среде, Реакции, обусловленные сексуальными влечениями. Ведущая роль в формировании
этих реакций принадлежит Для подросткового возраста
характерны сексуальные фантазии, сопровождающиеся
мастурбацией, рассуждения на темы
секса, увлечение литературой, в
которой описываются Ситуационно-личностные реакции подобного рода в подростковом возрасте могут возникать в ответ на причины, внешне, казалось бы, не имеющие сексуальной окраски, но тем не менее тесно связанные с периодом полового созревания. Реакции, обусловленные формированием самосознаний. С ростом самостоятельности подростку все больше необходима информация о самом себе. Поэтому раньше или позже у каждого из них возникают вопросы: «что я?», «кто я?». Вопросы эти в первую очередь адресуются к своему внешнему облику и внутреннему миру. Поиски ответов на эти вопросы и сознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях психотравмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения. Реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности (дисморфореакции). Подростков рано начинают волновать особенности внешности и физического развития. Они болезненно относятся к любым отклонениям от «нормы», тем более что за эталон принимаются кинозвезды, выдающиеся спортсмены и т. п. Сравнивая себя с ними, подростки находят «недостатки» в своей внешности, а это, в свою очередь, вызывает чувство беспокойства, неуверенности в себе, доходящее иногда до навязчивого страха (дисморфофобия) или сверхценной идеи физического недостатка (дисморфомания). Реакции, связанные с повышенным вниманием к своему внутреннему миру (рефлексиореакции). В старшем подростковом возрасте озабоченность своей внешностью ослабевает и на первый план выступают повышенный интерес к своему внутреннему миру, самоанализ, оценка своих умственных способностей и моральных качеств. Этот период самосознания связан с выработкой собственных взглядов на окружающий мир, построением реальных планов на будущее, поисками своего места в мире взрослых людей. Ситуационно-личностные реакции могут представлять собой психологические особенности (психологические реакции) или быть формой выражения патологии характера (патологические реакции). Перечисленные типы реакций далеко не полно отражают все их многообразие. В клинике чаще встречаются смешанные типы реакций. Нередко ситуационно-личностные реакции служат основанием для формирования более устойчивых по своей природе девиантных форм поведения. 34. Известный швейцарский психолог
Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в. называл взрослость
“психической окаменелостью”, настаивая
на прекращении развития в этом периоде. |