Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблема тревоги и тревожности - одна из центральных проблем современной цивилизации. Недаром ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.
В отечественной литературе исследований по проблемам тревоги и тревожности довольно мало, в отличие от западной. Это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретический анализ тревожности как социально-психологического явления
.1 Проблема тревоги и тревожности в психологической литературе
.2 Тревожность и особенности переживания тревоги
.3 Особенности проявления тревожности у студентов
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов
.1 Организация исследования
.2 Результаты эмпирического исследования тревожности студентов первого и четвёртого курсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

тревожность у студентов.docx

— 59.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Теоретический анализ тревожности как социально-психологического явления

.1 Проблема тревоги и  тревожности в психологической  литературе

.2 Тревожность и особенности  переживания тревоги

.3 Особенности проявления  тревожности у студентов

ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов  второго и четвертого курсов

.1 Организация исследования

.2 Результаты эмпирического  исследования тревожности студентов  первого и четвёртого курсов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема тревоги и  тревожности - одна из центральных проблем  современной цивилизации. Недаром  ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.

В отечественной литературе исследований по проблемам тревоги  и тревожности довольно мало, в  отличие от западной. Это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.

В самом общем виде тревога  понимается как отрицательное эмоциональное  переживание, связанное с предчувствием  опасности, но ее можно использовать конструктивно. «Сам факт, что мы выжили, означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу  своей тревоге. Первобытные люди, как сказали бы и Фрейд, и Адлер, испытывали тревогу в те моменты, когда их жизни угрожали зубы или  когти диких зверей. Тревога сыграла  решающую роль в жизни человека, научив наших предшественников думать, а также пользоваться символами  и орудиями для защиты от врагов…» Тревога с тех времен видоизменилась, но наши переживания по своей сути не отличаются от переживаний наших  предков. Мы уже боимся не тигров и  опасных хищников, мы боимся потерять самоуважение, боимся отвержения со стороны  нашей группы, боимся проиграть в  соревновании с другими людьми. Отсюда, тревога - важнейший элемент существования  человека.

В отличие от тревоги, тревожность  является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к  различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

Образно тревожность описал основатель гештальттерапии Ф. Перлз: «…формула тревоги очень проста: тревога - это брешь между сейчас и тогда».

Именно тревожность, как  отмечают многие исследователи и  практические психологи, лежит в  основе целого ряда психологических  трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом  для обращения в психологическую  службу. Тревожность рассматривается  как показатель «преневротического состояния», её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение.

Цель: изучение уровня тревожности  у студентов второго и четвёртого курса.

Объект: тревожность личности.

Предмет: уровень тревожности  у студентов второго и четвёртого курса.

Задачи:

.изучить психологическую  литературу по проблеме тревожности;

.выявить уровень тревожности  у студентов;

.сравнить уровень тревожности  студентов второго и четвёртого  курса.

Гипотеза:

Н1: уровень тревожности у студентов первого и четвёртого курса различен.

Исследование проводилось  при помощи следующих методов:

)метод количественной  обработки и качественной интерпретации  полученных данных, метод письменного  опроса;

)метод математической  статистики - критерий U-Манна-Уитни.

Методики:

)Ч. Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»;

)Д. Тейлор «Личностная  шкала проявления тревоги».

В исследовании принимали  участие студенты второго и четвёртого курса факультета психологии, учащиеся ВятГГУ. Всего - 52 человека, из них 13 юношей и 39 девушек. Общий возраст: от 18 лет до 21 года.

Исследование проводилось  в апреле - мае 2012 года.

Структура работы состоит  из двух частей: теоретической и  практической. В теоретической части  рассмотрены понятия: тревога, тревожность. В практической части описаны  методики исследования, проведена обработка  полученных данных и представлены результаты исследования. Таким образом, структура  работы отражает общую логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1 Теоретический анализ тревожности как социально-психологического явления

 

.1 Проблема тревоги и  тревожности в психологической  литературе

 

В современной психологии проблема тревоги и тревожности  является одной из наиболее разрабатываемых. Первым акцентировал свое внимание на данной проблеме З. Фрейд. Также изучением тревоги и тревожности занимались многие известные психологи. Такие как К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, А. М. Прихожан, Р. Мэй.

В английском языке тревога  и тревожность обозначаются одним  словом - anxiety, и при чтении иностранной литературы для разведения этих понятий надо обращать внимание на контекст их использования. В русском языке это разные слова, и указать на различие между ними довольно просто.

Как справедливо подчеркивал  З. Фрейд: «Проблема тревожности - узловой  пункт, в котором сходятся самые  различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить  яркий свет на всю нашу душевную жизнь».

Тревога - это состояние  беспокойства, возникающее у человека в ситуации, которая представляет для него определенную физическую или  психологическую угрозу. По З. Фрейду, неприятное состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим  индивида к защитному поведению  по преодолению опасности.

Тревожность, в свою очередь, это индивидуальная психологическая  особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную  тревогу по относительно малым поводам. Термин «тревожность» нередко используется и для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих  независимо от конкретной ситуации.

В ранних работах З. Фрейда обнаруживается два варианта объяснения тревожности:

)как результат разрядки  подавленного сексуального влечения;

)как сигнал о наличии  опасной ситуации, что требует  от индивида адекватного приспособления.

Чаще всего термины  «тревога» и «тревожность» используются в двух смыслах:

)тревога как психическое  состояние (непосредственно тревога);

)тревога как свойство  личности (тревожность).

Основное отличие между  этими терминами заключается  в том, что под тревогой понимают эмоциональное состояние, возникающее  в определенный момент времени и  связанное с конкретной угрожающей ситуацией, а под тревожностью - устойчивое свойство, черту личности, предполагающие повышенную склонность к переживаниям состояния тревоги.

Как справедливо подчеркивал  З. Фрейд: «Проблема тревожности - узловой  пункт, в котором сходятся самые  различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить  яркий свет на всю нашу душевную жизнь».

Все люди - индивидуальны  и неповторимы, также как и  их уровень тревожности. Для измерения  подобных индивидуальных различий в 1953 году американский ученый Дж. Тейлор разработал тест, состоящий из ряда утверждений типа «Мне часто снятся кошмары» или «Меня легко смутить». Со временем исследователям стало ясно, что существует два вида тревожности: один - как более или менее устойчивая черта личности, и второй - как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. В первом случае речь идет о тревожности как свойстве личности, а во втором - о тревоге как ситуативной характеристике, как реакции на предстоящую угрозу.

Исследуя тревожность  как личностное свойство и тревогу  как состояние, Ч. Д. Спилбергер разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность. Ситуативная тревожность - это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно. В свою очередь, личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность. Личностная тревожность, порожденная эмоциональной реакцией на опасность, может иметь глубокие корни, уходящие в раннее детство или еще дальше, с ней трудно бороться, но и трудно жить, когда перед тобой постоянное ожидание опасности.

Самым первым классифицировал  тревожность З. Фрейд. Он выделил  три основных вида тревожности:

)объективную, вызванную реальной внешней опасностью;

)невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной;

)моральную, определяемую  им как «тревожность совести».

Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в  трех основных формах. Во-первых, это  «свободно плавающая», которую тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, - боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.

Исходя из классификаций  З. Фрейда и Ч. Д. Спилбергера, можно заметить, что объективная тревожность отождествляется с «ситуативной», невротическая - с «личностной». Моральная тревожность носит интегральный характер и напрямую связана с силой и значимостью «преступления» моральных принципов, как социальных, так и собственно личностных.

Но не стоит обходить стороной и некоторые другие классификации. Так, например, А. М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

)с процессом обучения (учебная тревожность);

)с представлениями о  себе (самооценочная тревожность);

)с общением (межличностная  тревожность).

И. В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий (адекватный) и высокий (неадекватный). Низкий необходим для нормального приспособления к среде. Высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Выше были рассмотрены  авторские классификации видов  тревожности, но, наряду с ними, существует также более общая классификация, в которой принято выделять две  основные категории тревожности: открытую и скрытую. Открытая - сознательно  переживаемая и проявляемая в  поведении и деятельности в виде состояния тревоги; скрытая - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся  либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и  даже в отрицании его, либо косвенным  путем - через специфические способы  поведения.

К «открытым» формам тревожности  относятся:

)острая, нерегулируемая или  слаборегулируемая тревожность;

)регулируемая и компенсируемая  тревожность (встречается преимущественно  в двух возрастах - младшем  школьном и раннем юношеском,  т.е. в периодах, характеризуемых  как стабильные);

)культивируемая тревожность  (в основном встречается в старшем  подростковом - раннем юношеском  возрасте; тревожность осознается  и переживается как ценное  для личности качество, позволяющего  добиваться желаемого). Может выступать как:)регулятор активности индивида, обеспечивающий его организованность и ответственность,)мировоззренческая и ценностная установка,)способ поиска определенной «условной выгоды» от наличия тревожности.

Формы скрытой тревожности  встречаются примерно в равной степени  во всех возрастах. Скрытая тревожность  встречается существенно реже, чем  открытая. Одна из ее форм условно названа  «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.

У таких детей не наблюдается  внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием, однако во внутреннем плане личности присутствуют множественные  негативные переживания. Эта форма  очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы  тревожности (в основном - острую, нерегулируемую).

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить, что проблема тревоги  и тревожности является одной  из главных разрабатываемых проблем  психологии. Ее изучением занимались такие известные психологи, как  З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, А. М. Прихожан, Р. Мэй и другие. Наряду с таким многообразием исследователей рассматриваемых нами явлений, существует большое количество классификаций видов тревожности. Но, несомненно, самая первая из них, которая принадлежит З. Фрейду, является основной, а все последующие лишь базируются на ней.

1.2 Тревожность и особенности  переживания тревоги

 

Тревожность - постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.

Одной из форм нарушения нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная  напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает  в устойчивое состояние тревожности.

Информация о работе Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов