Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 03:17, реферат
Свою модель стадий человеческого развития Эриксон называл эпигенетической (epigenetic model). Эта модель - первая психологическая теория, детально описывающая цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. По Эриксону, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Понятие эпигенезподразумевает, что каждый элемент развивается над остальными частями. "Эпи" означает "над", а "генезис" - рождение (греч.). Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей.
Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона
Эпигенетическая модель человеческого развития.
Свою модель стадий
человеческого развития Эриксон называл эпигенетической (
Все органы живого существа и их системы развиваются в определенные периоды времени и в заданной последовательности. Эриксон поясняет эпигенетический принцип так: "Все, что растет, имеет почву, из этой почвы поднимаются отдельные части, каждая из которых имеет свой срок роста, пока все части не поднимутся и не образуют единое функциональное целое" (Erikson, 1980 а, р. 53).
Эриксоновская схема человеческого развития имеет два исходных допущения:
"1. Человеческая
личность развивается в
2. Общество стремится
к такому устройству, чтобы предоставлять
людям целый ряд все новых
и новых возможностей для
Каждая стадия характеризуется
специфической задачей развития, или кризисом,
который должен разрешиться для того, чтобы человек
перешел к следующей стадии. Силы и способности,
развивающиеся в процессе его успешного
разрешения, влияют на личность в целом.
События до или после кризиса также могут
отразиться на них. Однако, как правило,
эти психологические способност
Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.
Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период – это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегениальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо.
Центральным для созданной Эриком Эриксоном
теории развития эго является положение
о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для
всего человечества стадий. Процесс развертывания
этих стадий регулируется в соответствии
с эпигенетическим принципом созревания.
Под этим Эриксон понимает следующее:
1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.
Теоретические формулировки Эриксона касаются
исключительно развития эго. Хотя он неизменно
настаивал на том, что его идеи не более,
чем дальнейшее систематическое развитие
концепции Фрейда о психосексуальном
развитии в свете новых открытий в социальных
и биологических науках,
Эриксон решительно отошел от классического
психоанализа по четырем важным пунктам.
Во-первых, в его работе отчетливо виден
решительный сдвиг акцента от ид к эго,
что сам Фрейд лишь частично признавал
в последние годы своей деятельности.
С позиции Эриксона, скорее именно эго
составляет основу поведения и функционирования
человека. Он рассматривал эго как автономную
структуру личности, основным направлением
развития которой является социальная
адаптация; параллельно идет развитие
ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу
человека, названный эго-психологией,
радикально отличается от раннего психодинамического
мышления тем, что эго-психология описывает
людей как более рациональных и поэтому
принимающих осознанные решения и сознательно
решающих жизненные проблемы. В то время
как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь
разрешить конфликт между инстинктивными
побуждениями и моральными ограничениями,
Эриксон доказывал, что эго – это автономная
система, взаимодействующая с реальностью
при помощи восприятия, мышления, внимания
и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным
функциям эго, Эриксон считал, что человек,
взаимодействуя с окружением в процессе
своего развития, становится все более
и более компетентным.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдении за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.
В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.
И, наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том. чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.
Стоит отметить, что существуют и вопросы,
по которым между Фрейдом и
Эриксоном существует согласие. Например,
оба теоретика сходятся в том, что стадии
развития личности предопределены, и порядок
их прохождения является неизменным. Эриксон
также признает биологические и сексуальные
основы всех более поздних мотивационных
и личностных диспозиций, а также принимает
фрейдовскую структурную модель личности
(ид, эго, суперэго).
Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.
Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся
эго-психологов, сделал упор на динамику
развития эго на протяжении жизненного
цикла. Он рассматривал личность как объект
влияния социальных и исторических сил.
В отличие от
Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная
личностная структура. Его теория сфокусирована
на качествах эго, появляющихся в предсказуемые
периоды жизни.
Эриксон утверждает, что эго проходит
в своем развитии через несколько универсальных
стадий. Согласно его эпигенетической
концепции развития человека, каждая стадия
жизненного цикла наступает в оптимальное
время.
Последовательное развертывание жизненных
стадий – результат взаимодействия биологического
созревания индивидуума с расширяющимся
пространством его социальных связей.
С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автономия – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие – неполноценность; 5) эго-идентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) эго- интеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.
Виды идентичности (групповая, эго).
Эго-идентичность — это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Групповая идентичность — чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизненно и согласованно.
Приобретение эго-идентичности, становление Я-концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании.
Групповая идентичность – это чувство принадлежности к данной социальной жизни.
Основные этапы становления личности
Информация о работе Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона