Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:26, реферат
Психология педагогическая, область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем она является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.
Реферат по дисциплине
"Педагогическая психология" студентки
2 курса Мозжериной Лилии Владимировны.
Столичный гуманитарный
институт
Факультет: психологический.
Специальность:
психология.
2003 год
Введение.
Психология педагогическая,
область психологии, занимающаяся разработкой
психологических основ обучения и воспитания.
Подобно психологии труда, инженерной,
военной или клинической психологии, эту
область иногда относят к прикладным отраслям
психологии, целью которых является решение
практических проблем. Вместе с тем она
является полем как фундаментальных, так
и прикладных исследований и использует
педагогические учреждения в качестве
психологической лаборатории.
Педагогическую
психологию преподают на педагогических
факультетах университетов. Предметом
изучения выступают различные проявления
поведения, связанные с процессами обучения
и воспитания: психологические особенности
ребенка на разных возрастных этапах;
соотношение психического развития и
обучения, особенно в отношении школьных
предметов и занятий; проблема психического
здоровья, включая и трудности социальной
адаптации; взаимодействие учеников в
классе, школьных командах и группах; различия
между детьми в способностях и школьной
успеваемости, а также проблема измерения
этих различий.
Психологи, специализирующиеся по педагогической психологии, преподают этот предмет в университетах и институтах, являются научными сотрудниками исследовательских институтов и лабораторий, но в большинстве своем они – школьные психологи. Первоначально школьные психологи в основном занимались тестовыми испытаниями, прежде всего связанными с тестом Стэнфорда – Бине, результатом которого является известный показатель IQ, а впоследствии и с другими тестами. Однако постепенно их обязанности значительно расширились и стали включать в себя консультирование учащихся, преподавателей, школьной администрации и родителей. Педагогические психологи могут сотрудничать не только со школами и другими образовательными учреждениями, но также и с больницами и учреждениями, осуществляющими различного рода опеку, где они проводят психологические исследования, интерпретируют результаты индивидуальных и групповых тестов, занимаются индивидуальным консультированием по поводу разнообразных проблем, связанных с учебной деятельностью, выбором профессии и личностной адаптацией детей.
1. Общенаучная характеристика педагогической психологии.
Педагогическая
психология среди других человековедческих
наук.
В современной
науке все нагляднее
Еще четче определяет
роль проблемы человека в развитии
науки Б. Г. Ананьев, по мнению которого
дифференциация, углубление изучения
человека и в то же время интеграция всех
исследований в этой области способствуют
тому, что проблема человека становится
общенаучной[2] .Эта же тенденция глобализации
проблемы человека была намечена и в области
педагогического знания еще К. Д. Ушинским
в 1868 – 1869 гг. в труде «Человек как предмет
воспитания. Опыт педагогической антропологии»,
где на основе определения иерархии наук,
вносящих свой вклад в воспитание человека,
отмечалась ведущая роль психологии.
В свою очередь
психология также есть сложное интегрированное
знание, основанием структурного представления
которого, согласно А. В. Петровскому, служат
психологические аспекты: «1) конкретной
деятельности, 2) развития, 3) отношения
человека (как субъекта развития и деятельности)
к обществу (в котором осуществляется
его деятельность и развитие)».[3] Педагогическая
психология рассматривается как самостоятельная
отрасль общепсихологического знания,
выделенная преимущественно по основанию
«конкретная деятельность», в которой
находят отражение и два других его аспекта.
Это утверждение означает, что в фундаменте
педагогической психологии находятся
общепсихологические закономерности
и механизмы самой образовательной деятельности,
или, по определению одного из родоначальников
педагогической психологии П. Ф. Каптерева,
образовательного процесса.
Педагогическая
психология связана со многими другими
науками в силу целого ряда причин.
Во – первых, она является конкретной
отраслью общепсихологического знания,
которая находится в центре треугольника
научного знания. Во – вторых, она связана
с другими науками в силу того, что образовательный
процесс по своим целям и содержанию есть
передача социо – культурного опыта, в
котором аккумулировано самое разноплановое
цивилизационное знание в знаковой, языковой
форме. В – третьих, предметом ее изучения
является сам познающий и обучающийся
этому познанию человек, что изучается
многими другими человековедческими науками.
Очевидно, что педагогическая психология
неразрывно связана с такими науками,
как, например, педагогика, физиология,
философия, лингвистика, социология и
др. В то же время утверждение, что педагогическая
психология есть отрасль общепсихологического
знания, означает, что она формируется
на его основе, т. е. знаниях о психическом
развитии, его движущих силах, индивидуальных
и половозрастных особенностях человека,
его личностном становлении и развитии
и т. д. В силу этого педагогическая психология
связана с другими отраслями психологического
знания (социальной, дифференциальной
психологией и т. д.) и прежде всего с возрастной
психологией.
Педагогическая
и возрастная психология наиболее тесно
связаны между собой общностью
объекта этих наук, которым является
развивающийся человек. Но если возрастная
психология изучает «возрастную динамику
психики человека, онтогенез психических
процессов и психологических качеств
развивающегося человека», [4] то педагогическая
– условия и факторы формирования психических
новообразований под воздействием образования.
В связи с этим все проблемы педагогической
психологии рассматриваются на основе
учета возрастных особенностей человека,
находящегося в образовательном процессе.
В то же время и педагогическая, и возрастная
психология основываются на знании общей
психологии, которая «…вскрывает общие
психологические закономерности, изучает
психические процессы, психические состояния
и индивидуально – психологические особенности
личности уже сложившегося человека».[5]
Данная трактовка, с одной стороны, междисциплинарности,
а с другой – самостоятельности педагогической
психологии как отрасли научного знания
может соотноситься с позицией Б. Г. Ананьева.
По его мнению, педагогическая психология
– пограничная, комплексная область знания,
которая «…заняла определенное место
между психологией и педагогикой, стала
сферой совместного изучения взаимосвязей
между воспитанием, обучением и развитием
подрастающий поколений».[6]
Однако такая
трактовка не во всем совпадает с
определениями статуса
1.2. Общепсихологический
контекст формирования
Педагогическая
психология развивается в общем
контексте научных
Ассоциативная
психология (начиная с середины 18
в. – Д. Гартли и до конца 19 в. – В. Вундт),
в недрах которой были определены типы,
механизмы ассоциаций как связи психических
процессов и ассоциации как основы психики.
На материале исследования ассоциаций
изучались особенности памяти, научения.
Здесь же отметим, что основы ассоциативной
трактовки психики были заложены Аристотелем
(384 – 322 гг. до н. э.), которому принадлежит
заслуга введения понятия «ассоциация»,
ее типов, разграничения двух видов разума
(нуса) на теоретический и практический,
определения чувства удовлетворения как
фактора научения.
Эмпирические
данные экспериментов Н. Эббингауза
(1885) по исследованию процесса забывания
и полученная им кривая забывания, характер
которой учитывается всеми
Прагматическая
функциональная психология У. Джемса (конец
19 – начало 20 в.) и Дж. Дьюи (практически
вся первая половина нашего столетия)
с акцентом на приспособительных
реакциях, адаптации к среде, активности
организма, выработке навыков.
Теория проб
и ошибок Э. Торндайка (конец 19 –
начало 20 в.), сформулировавшего основные
законы научения – законы упражнения,
эффекта и готовности; описавшего
кривую научения и основанные на этих
данных тесты достижений (1904).
Бихевиоризм Дж.
Уотсона (1912 – 1920) и необихевиоризм Э. Толмена,
К. Халла, А. Гзри и Б. Скиннера (первая половина
нашего столетия). Б. Скиннер уже в середине
нашего столетия разработал концепцию
оперантного поведения и практику программированного
обучения. Заслугой предваряющих бихевиоризм
работ Э. Торндайка, ортодоксального бихевиоризма
Дж. Уотсона и всего необихевиористского
направления является разработка целостной
концепции научения (learning), включающей
его закономерности, факты, механизмы.
Исследования
Ф. Гальтона (конец 19 в.) в области измерения
сенсомоторных функций, положившего начало
тестированию (Ф. Гальтон первым применил
анкетирование, оценочные шкалы); использование
математической статистики; «умственные
тесты» Дж. Кэттела, считавшиеся, как отмечает
А. Анастази, типичным методом исследования
того времени. Интеллектуальные тесты
А. Бине и Т. Симона (1904 – 1911) с вариацией
индивидуального и группового тестирования,
в которых впервые был использован коэффициент
интеллектуального развития как отношение
умственного возраста к фактическому
(Л. Термен в Америке в 1916 г.). Существенно,
что Ф. Гальтон начинал свои первые (1884)
измерения в системе образования, Дж. Кэттелл
(1890) в Америке тестировал студентов колледжей,
первая шкала Бине – Симона (1905) была создана
во Франции по инициативе министерства
образования. Это свидетельствует о достаточно
давней тесной связи психологических
исследований и образования.
Психоанализ З.
Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, Э.
Эриксона (с конца 19 в. и на протяжении
всего 20 в.), разрабатывающий категории
бессознательного, психологической защиты,
комплексов, стадиальности развития «Я»,
свободы, экстраверсии – интроверсии.
(Последнее находит самое широкое применение
и распространение во множестве педагогических
исследований благодаря тесту Г. Айзенка).
Гештальтпсихология
(М. Вертгайтер, В. Кёлер, К. Коффка –
начало 19 в.), концепция динамической
системы поведения или теория
поля К. Левина, генетическая эпистемология
или концепция стадиального развития
интеллекта Ж. Пиаже, которые внесли вклад
в формирование понятий инсайта, мотивации,
стадий интеллектуального развития, интериоризации
(что разрабатывалось также французскими
психологами социологического направления
А. Валлоном, П. Жане).
Операциональная
концепция Ж. Пиаже начиная с 20 –
х годов 20 в. становится одной из основных
мировых теорий развития интеллекта, мышления.
В контексте этой концепции разрабатываются
понятия социализации, центрации – децентрации,
специфичности адаптации, обратимости
действий, стадии интеллектуального развития.
Следует отметить, что в науку 20 в. Ж. Пиаже
вошел, прежде всего, как один из наиболее
ярких представителей «синтетического
подхода к исследованию психики».[10]
Когнитивная психология
60 – 80 – х годов 20 в. Г. У. Найссера,
М. Бродбента, Д. Нормана, Дж. Брунера и
других, сделавшая акцент на знании, информированности,
организации семантической памяти, прогнозировании,
приеме и переработке информации, процессах
чтения и понимания, когнитивных стилях.
Гуманистическая
психология 60 – 90 – х 20 в. А. Маслоу,
К. Роджерса, выдвинувшая концепцию «центрированной
на клиенте» терапии, категорию самоактуализации,
пирамиды (иерархии) человеческих потребностей,
фасилитации (облегчения и активизации),
сформировавшая центрированный на учащемся
гуманистический подход в обучении.
Большое влияние
на развитие педагогической психологии
оказали работы отечественных мыслителей,
педагогов, естествоиспытателей –
И. М. Сеченова, И. П. Павлова, К. Д. Ушинского,
А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта, Л. С. Выготского,
П. П. Блонского и др. Основой практически
всех отечественных педагогических концепций
послужила педагогическая антропология
К. Д. Ушинского (1824 – 1870). В ней утверждался
воспитывающий характер обучения, деятельностная
(деятельная) природа человека. К. Д. Ушинскому
принадлежит разработка категорий содержания
и методов обучения.
Информация о работе Этапы становления педагогической психологии