Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:42, реферат
Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое общение — важнейшая потребность человека, отличающая его от животного.
Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык - это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний.
Язык, общение и речевая деятельность
Человеческая деятельность нево
Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык - это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний.
Таким образом язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления - общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мыслями с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. Он всегда — продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка.
Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения познавательного, трудового, революционного опыта многих поколений.
Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К таким «мертвым» языкам относится латынь, древнегреческий, древнеславянский, древнееврейский и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве.
Речь тесно связана с мышлением. «Язык есть непосредственная действительность мысли»,— писал Карл Маркс. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он и думает словами.
Однако, мышление и речь — не одно и то же. Несмотря на органическую связь, сну различны. Одну и ту же мысль можно выразить разными словами родного языка и на разных языках.
Речь выполняет несколько функций: коммуникативную, или функцию сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения.
Коммуникативная функция состоит в том, что с помощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей.
Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение. Называя словом конкретный предмет (эту ель), мы одновременно обозначаем и класс предметов, к которому относится названный объект мысли.
Функция выражения проявляется в том, что говорящий, сообщая что-либо другим людям, выражает посредством интонаций голоса -убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств — свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, радость по быстрому темпу речи, большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде.
Функция побуждения выражается в том, что с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонаций говорящий побуждает людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение — все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей. Речь, кроме этого, воздействует и на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть.
Слово бодрит и угнетает,
бросает в жар и в холод,
может нанести тяжелые травмы
нервной системе. И это понятно.
Человек реагирует не только на непосредственные
впечатления от вещей, но и на их
словесные обозначения как «
Голосовые реакции животных
нельзя считать речью. Выполняя сигнальную
функцию, они лишены предметного
содержания, не обозначают сущности предмета,
смысла явления. Речь сформировалась в
труде. Она возникла из острой потребности
людей согласовывать трудовые действия,
а позже — из потребности обмениваться
мыслями и хранить
Всякое общение есть, прежде всего, воздействие на собеседника - прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться).
Только в процессе общения
мы можем получать новые для нас
знания о действительности, только
в процессе общения возможна передача
социально-исторического опыта.
Посредством общения люди организуют
различные виды практической и теоретической
деятельности, обмениваются информацией,
добиваются взаимопонимания.
Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.
Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.
Главным средством общения является речь. Однако, на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты и т.д.)
Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.
В зависимости от того, является ли объектом деятельности общения один человек (или два-три) или много людей - школьный класс, аудитория, целый зал. В первом случае говорят о межличностном общении, во втором - о социальном. Выделяют также групповое общение, которое характерно для небольшого коллектива, объединенного общей деятельностью, и которое обслуживает эту совместную деятельность.
Наконец, можно выделить разные виды
общения в зависимости от используемых
в нем средств. Наиболее древним
видом общения является материальное,
когда еще нет специальных средств общения
и для этой цели служат трудовые действия,
приобретающие дополнительную - коммуникативную
- функцию. Самым развитым и расчлененным
видом общения можно считать знаковое;
речевое общение - это частный случай знакового.
Но общаться можно и без помощи слов, используя
жесты, мимику, позы, направление взгляда,
даже расстояние между собеседниками.
Такое - смысловое - общение особенно характерно
для тех ситуаций, когда передается эмоциональное
состояние, чувство, настроение.
Деятельность общения необязательно может
быть речевой. Однако речевая деятельность
занимает в деятельности общения ведущее
место.
Речевая деятельность - это процесс использования
человеком языка для общения. Не всякая
деятельность, использующая язык, есть
речевая деятельность; так, при помощи
языка можно организовывать запоминание
или решать сложные мыслительные задачи.
Таким образом, язык - средство или
орудие общения, а речевая деятельность
(речевое действие) - сам процесс
общения.
Речевая деятельность и лежащая в ее основе
система словесных знаков - язык - изучается
не только психологией, но и другими науками.
Важнейшей из них является лингвистика
(языкознание), изучающая язык как абстрактную
систему безотносительно к его функциям
в речевой деятельности.
Речевая деятельность организована в принципе так же, как и другие виды деятельности. В ней есть фаза предварительной ориентировки, фаза планирования, фаза осуществления и фаза контроля. Речевая деятельность во многом сходна с мыслительной, только характер задачи, решаемой субъектом, здесь иной - она не познавательная, а коммуникативная.
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.
Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа.