Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:51, курсовая работа
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Овладение методами обеспечения качества является одним из главных условий создания конкурентоспособных продукции, работ и услуг.
В последние годы подтверждение соответствия продукции, работ, услуг производится не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги. В этих условиях возрастают роль, и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.
Введение…………………………………………………………………3
1. Организация работ по стандартизации в РФ. Правовые основы стандартизации и ее задачи…………………………………………...5
2. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции………………………………………………………………11
3. Закон РФ «О стандартизации»……………………………………18
4. Схемы сертификации………………………………………………20
5. Международная сертификация. Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК/МЭКСЭ/……24
6. Техника и технология проведения сертификации и аттестации производства…………………………………………………………...28
7. Физические величины как объект измерений………………….35
8. Роль измерений в обеспечении качества продукции…………..39
9. Измерение толщины слоя покрытия…………………………….43
10. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»…………….46
Заключение……………………………………………………………..53
Список используемой литературы………………………………….54
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Организация работ по стандартизации в РФ. Правовые основы стандартизации и ее задачи…………………………………………...5
2. Международные
стандарты на системы обеспечения качества
продукции………………………………………………………
3. Закон РФ «О стандартизации»……………………………………
4. Схемы сертификации………………………………………………
5. Международная сертификация. Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК/МЭКСЭ/……24
6. Техника
и технология проведения сертификации
и аттестации производства………………………………………………
7. Физические величины как объект измерений………………….35
8. Роль измерений в обеспечении качества продукции…………..39
9. Измерение толщины слоя покрытия…………………………….43
10. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»…………….46
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….54
Введение
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Овладение методами обеспечения качества является одним из главных условий создания конкурентоспособных продукции, работ и услуг.
В
последние годы подтверждение
соответствия продукции, работ,
В стандартизации, как и в любой области научной и практической деятельности, требуется чёткая научно обоснованная терминология; без стандартизации научных и технических терминов невозможно создать нормативно-техническую, конструкторскую и технологическую документацию.
Только на основе стандартизированных терминов, понятий, условных обозначений возможно взаимопонимание специалистов, занятых проектированием, производством, эксплуатацией и ремонтом техники.
Соблюдение правил метрологии в различных сферах деятельности позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.
Условно в учебной дисциплине можно выделить три части:
стандартизация – деятельность по установлению норм, правил,
характеристик;
метрология – это наука об измерениях;
сертификация – форма осуществляемого органа по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
В отрасли связи роль и значение стандартизации особенно велика. Это вызвано чрезвычайно большой номенклатурой составных частей изделий радиоэлектроники и средств связи (деталей, блоков, приборов, устройств), широким использованием этих изделий практически во всех отраслях. Предприятия связи предлагают населению услуги. Для того чтобы они были реализованы, необходима их конкурентоспособность и качественность.
1. Организация работ по стандартизации в РФ. Правовые основы стандартизации и ее задачи.
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными.
К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих:
– безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
– совместимость и взаимозаменяемость изделий;
– качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
– единство измерений;
– экономию всех видов ресурсов;
– безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;
– обороноспособность и мобилизационную готовность страны.
Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т. д.
Основными задачами стандартизации являются:
1) установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
2) развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
3) обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
4) разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
5) принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;
6) формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
7) создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.
Государственное управление деятельностью по стандартизации Российской Федерации осуществляет Госстандарт России. Работы по стандартизации в области строительства организует Минстрой России.
Другие органы государственного управления организуют деятельность по стандартизации в пределах их компетенции.
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства и иных сферах деятельности в министерствах (ведомствах) Российской Федерации создают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или) головные организации по стандартизации.
Для организации и осуществления разработки, рассмотрения, согласования и подготовки к утверждению государственных стандартов Российской Федерации, других нормативных документов по стандартизации, а также проведения работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации.
К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ.
К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.
ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе, на базе организаций Госстандарта России или Минстроя России.
Технические комитеты по стандартизации организуются решениями Госстандарта России или Минстроя России, по предложениям заинтересованных предприятий и органов управления и регистрируются Госстандартом России.
ТК осуществляет свою деятельность
в соответствии с положением о
ТК, разработанном на основе "Типового
положения о техническом
Подразделения (службы) стандартизации
(конструкторско-
Службы стандартизации осуществляют свою работу в соответствии с рекомендациями о службах стандартизации.
Для наиболее полного учета
интересов потребителя при
– определению номенклатуры и требований к качеству продукции, а также методов оценки ее качества;
– подготовке предложений по разработке и обновлению стандартов;
– непосредственному участию в разработке проектов стандартов.
Предприятия, которые осуществляют разработку и реализацию социально-экономических и научно-технических программ и проектов, обязаны предусматривать и обеспечивать разработку необходимых стандартов.
Заказчиками разработки государственных стандартов Российской Федерации, устанавливающих основополагающие (организационно-методические и общетехнические) требования, обязательные требования, к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья людей, имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также работ по разработке и применению международных (региональных) и национальных стандартов других стран.
В качестве государственных стандартов Российской Федерации, являются Госстандарт России и Минстрой России.
Заказчиками разработки государственных
стандартов Российской Федерации могут
являться также министерства (ведомства),
предприятия и объединения
Работы по государственной стандартизации в Российской Федерации проводятся по годовым планам, составляемым на основе перспективных программ (планов) работы ТК, предприятий и объединений предприятий, министерств (ведомств).
2. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции.
Возросшая в
мире конкуренция привела к
ужесточению требований, предъявляемых
потребителям к качеству
Поэтому были разработаны
стандарты на системы качества и
руководящие указания, дополняющие
соответствующие требования к продукции,
приведенные в технических
Международные стандарты серии ИСО 9000 предназначены для обеспечения общего руководства качеством в основных отраслях промышленности и экономики.
Международные стандарты серии ИСО 9000 описывают элементы, которые должны включать системы качества, а не способы их внедрения в конкретной отрасли промышленности (экономики) или конкретной организацией.
Систему обеспечения качества и общего руководства качеством создает, поддерживает в рабочем состоянии и улучшает организация-поставщик продукции с помощью сети процессов. Исполнительное руководство этой организации осуществляет оценку состояния и адекватности системы качества, включая политику в области качества применительно к требованиям заинтересованных лиц.
Проверки системы качества может проводить первая сторона, т.е. сама организация-поставщик продукции или кто-то от ее имени, вторая сторона, которой являются потребители продукции, и третья сторона – независимые органы по сертификации. Проверка, проводимая первой стороной, является, как правило, более глубокой и всесторонней. Проверка второй или третьей сторонами является более объективной. Внутренние проверки качества первой стороной предоставляют сведения эффективного анализа со стороны руководства, а также корректирующего, предупреждающего или улучшающего действия. Проверки качества второй стороной проводят потребители или другие лица от имени потребителя, если рассматривается контракт или серия контрактов. Эти проверки обеспечивают уверенность в поставщике. Проверки качества третьей стороной проводят компетентные органы по сертификации с целью осуществления сертификации или регистрации, обеспечивая, таким образом, уверенность потенциальным потребителям. Проверка качества может осуществляться на различных этапах жизненного цикла продукции.
Основные требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Части 1, 2 и 3 стандарта ИСО 10011 содержат методические указания по проверкам.
В зависимости от вида деятельности и этапов жизненного цикла продукции, на которых внедряется система качества, организации-поставщику рекомендуется использовать соответствующие международные стандарты серии ИСО 9000.
Информация о работе Метрология, стандартизация и сертефикация