Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении
(бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения
считаетсяСиддхартха Гаутама, впоследствии получивший
имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи
этого учения называли его словом «Дхарма»
(Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением
Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами
в XIX веке. В настоящее время
некоторые исследователи и буддийские
деятели определяют буддизм как «науку
о сознании»
Считается, что это
одна из древнейших мировых религий, признанная
самыми различными народами с совершенно
разными традициями. «Без понимания буддизма
невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета иМонголии, пронизанных духом
буддизма до их последних оснований»
После нескольких лет наблюдения
за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл
к выводу, что причиной страдания людей
являются их собственные действия и прекратить
страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения
имедитацией. Будда утверждал, что его учение
не является божественным
откровением, а получено им через
медитативное созерцание собственногодуха и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого
человека.
За две с половиной тысячи лет
в процессе распространения буддизм впитал
множество различных верований и обрядовых
практик. Одни последователи буддизма
делают упор на самопознание через медитацию,
другие — на благие деяния, третьи — на
поклонение Будде. Различия в идеях и правилах
в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“
любое учение, считавшееся буддийским
самой традицией» Но все они, как отмечает Е. А. Торчинов, базируются на следующих доктринах
Четыре Благородные
Истины,
учение о причинно-зависимом
происхождении и карме,
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»),
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),
Последователи буддийского
учения полагают, что эти принципы указал
сам Будда, однако трактовки доктрин в
разных школах могут сильно отличаться.
Так последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными,
а последователи махаяны указывают на их условность
и считают их промежуточным этапом в познании
учения. Доктор философских
наук В. Г. Лысенко выделяет другой список основных
элементов учения, которые являются общими
для всех школ:
признание кармы и перерождений (сансара),
Четыре благородные истины и
Восьмеричный путь,
доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения.
Трактовка данного списка элементов
в разных школах также неоднозначна. Так
в отдельных текстах махаяны данные элементы
характеризуются лишь в качестве искусных средств для привлечения внимания к
буддизму «людей с обычными духовными
возможностями».
Стать последователем учения
возможно через принятие «прибежища»,
под которым понимают три драгоценности:
Будду (под буддой понимают любого будду или просветлённого, включая Будду Шакьямуни);
Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть», так и методы,
ведущие к данному опыту, различные для
разных людей);
Сангху (буддийское сообщество).
Не все буддийские наставники
однозначно трактовали принятие прибежища.
Например, шестой чаньский патриарх Хуэйнэнрекомендовал: «Советую тем,
кто понимает, найти прибежище в тройной
драгоценности собственной природы»
После принятия прибежища мирянину
также рекомендовалось соблюдать пять буддийских
заповедей[13].
Течения буддизма
Традиционно буддизм делят на Хинаяну («малую колесницу») и Махаяну («великую колесницу»). Хинаяна
также делится на колесницу шравак и колесницу
пратьекабудд, образуя таким образом Три колесницы. Также три колесницы можно
образовать и при другой классификации,
когда хинаяна считается единой колесницей,
а из махаяны выделяется алмазная колесница
«Ваджраяны» (или тантрический
буддизм).
Современный буддизм также делят
на Махаяну («великую колесницу»),
к которой относятся тибетские и дальневосточные
школы, и Тхераваду («учение старейших») —
единственную сохранившуюся школу Никаи (англ.)русск. раннего буддизма. Причина обновлённого
разделения состоит в том, что термин «хинаяна»
из-за оскорбительного характера не применяется
к тхераваде некоторыми исследователями[14], а также теми последователями
буддизма, представители которых прибыли
на шестой буддийский
собор, проводившийся в середине
XX века, и заключили соглашение о неприменении
термина для тхеравады[15].
Подробная схема школ и ответвлений
буддизма собрана в разделе «Школы буддизма».
Буддизм, распространенный среди
некоторой части мирян и значительно отличающийся
от буддизма, проповедуемого в монашеской
среде, присутствием различных суеверий
и добуддийских местных верований носит
название простонародного
или вульгарного.
Хинаяна
Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально
«Малая колесница») — колесница, последователи
которой стремятся к личному освобождению.
Махаяна
Главными «опорами» махаянской традиции являются праджня (интуитивная мудрость) и каруна или сострадание
Ваджраяна
Ваджраяна является тантрическим
направлением буддизма, образовавшимся
внутри махаяны в V веке нашей эры.
Численность
Процент буддийского населения
в странах мира
Оценка количества последователей
буддизма во всём мире значительно колеблется
в зависимости от способа подсчёта, однако
самые минимальные цифры колеблются в
районе 350—500 миллионов человек[42]. Основное число буддистов
живёт в странах Южной, Юго-Восточной и
Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае(а также китайское население Сингапура иМалайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме,Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно
исповедуют жителиБурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские
общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.
История буддизма
Основная статья: История буддизма
Буддизм возник в VI в. до н. э. в
Индии, а в настоящее время распространён
в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной
Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей.
Традиция связывает возникновение буддизма
с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы.
Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил
в роскоши, женился на любимой девушке,
которая родила ему сына.
Толчком к душевному перевороту
для царевича, как гласит предание, послужили
четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого
старика, затем страдающего проказой и
похоронную процессию. Так Гаутама узнал
старость, болезнь и смерть — удел всех
людей. Потом он увидел умиротворенного
нищего странника, которому ничего не
было нужно от жизни. Всё это потрясло
царевича, заставило его задуматься о
судьбах людей. Он тайно покинул дворец
и семью, в 29 лет он стал отшельником и
пытался найти смысл жизни. В результате
глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой —
просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда
проповедовал своё учение, которое кратко
может быть сведено к учению о четырёх
благородных истинах:
Существует дуккха: страдание, глубокая неудовлетворенность непостоянством, волнение, страх, «неполнота»
У страдания есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий,
существования или несуществования, изменения)
Существует способ освободиться
от страданий (прекратить действие его
причины)
Существует путь, который ведёт
к избавлению от страданий (восьмеричный
путь, ведущий к нирване)[47].
После смерти любое живое существо,
включая человека, снова перерождается, но уже в виде нового живого
существа, представляющего собой «рекомбинацию
дхарм». Жизнь такого существа определяется
не только его собственным поведением
в этой жизни, но и его поведением в предыдущих
жизнях.
В отличие от христианства и
ислама в буддизме отсутствует идея Бога
как творца мира и его управителя. Суть
вероучения буддизма сводится к призыву
к каждому человеку встать на путь поиска
внутренней свободы, полною освобождения
от всех оков, которые несёт жизнь.
В 781 году указом цэнпо (царя) Тисонга Децэна буддизм был объявлен государственной
религией Тибета[48].
Отличия от других учений и верований
В отличие от монотеистических
религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет[49]:
всемогущего Бога-творца или Бога-личности,
безоговорочной веры, в частности,
веры в сверхъестественные силы (хотя
буддизм указывает на возможность проверки
существования магии, но не допускает
стремления к её обретению, см. Магия и буддизм),
религиозной организации, аналогичной
церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией),
ересей, по той причине, что в буддизме также нет[11]:
единого канона текстов, общего
для всех школ (общая же трипи́така или сборник всех буддийских
текстов в последней махаянской китайской редакции представляет собой 220-томное издание),
общих и непререкаемых для всех
школ догматов.