История шаолиньского монастыря ото дня основания и до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:45, статья

Краткое описание

В данной статье отражены основные аспекты жизни шаолиньских монахов на протяжении со дня основания и до нынешнего времени. В ней говорится о тренировках, духовном просвещении и даже рационе питания. Также рассказывается о зарождении буддизма в Китае. Отдельное внимание уделено расписанию дня, медитациям и физическим тренировкам. Статья должна быть интересна специалистам в этой области знания и широкому кругу читателей.

Вложенные файлы: 1 файл

Шаолиньский монастырь.docx

— 32.61 Кб (Скачать файл)

                                                                                                              Ковалёв М.С.

Студент 1 курса  исторического факультета Белорусского государственного  университета (г. Минск, Республика Беларусь)

 

Бальцевич И.А.

Студент 1 курса  исторического факультета Белорусского государственного  университета (г. Минск, Республика Беларусь)

                                            

История шаолиньского монастыря ото  дня основания и до наших дней

 

Аннотация

 

В данной статье отражены основные аспекты жизни шаолиньских монахов на протяжении со дня основания и до нынешнего времени. В ней говорится о тренировках, духовном просвещении и даже рационе питания. Также рассказывается о зарождении буддизма в Китае. Отдельное внимание уделено расписанию дня, медитациям и физическим тренировкам.

            Статья должна быть интересна  специалистам в этой области  знания и широкому кругу читателей.

 

Annotation

 

             In this article the main aspects of life of Shaolin monks on an extent from the date of the basis and till present time . In it it is spoken about trainings, spiritual education and even a food allowance. Also it is told about Buddhism origin in China. The separate attention is paid to the schedule of day, meditations and physical trainings.

            Article has to be interesting to experts in this area of knowledge and to a wide range of readers.

 

Ключевые  слова

 

             Шаолинь,  Дамо,  медитация, тренировки, буддизм, монастырь, Даосизм, монахи, бои.

Keywords

           Shaolin, Damo, meditation, exercise, Buddhism, monastery, Taoism, monks, fights.

 

 

 

          Из пяти святых пиков горы Сунь- Шань - центральные. Они обладают мощной цилительной энергией. Здесь издревле селились отшельники, мистики, монахи, философы и многие ищущие истинных знаний. Первые поселения здесь возникли ещё в первом тысячелетии до н.э, а правители средневекового китая часто приезжали сюда для бесед с духами. Сунь-Шанские горы стали родиной даосских мистических школ китайского чань буддизма и крупнейших школ боевых искусств ушу. В этих местах находится и знаменитый монастырь Шаолинь.[1]

            Мир и не знает более известного монастыря , чем монастырь Шаолинь, а в китайской истории более могущественных школ боевых искусств, чем школа монастыря Шаолинь.Слава монастыря не преувеличена, воины и монахи были действительно грозной силой, в боевом искусстве они ничуть не уступали профессиональным военным и даже превосходили их.[1]

            В этом месте ещё в начале V века появился даосский монастырь, где обитал Коу Цяньчжи, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.Основан в 495 году при поддержке императора Сяо Вэньди индийским буддийским монахом по имени Бхадра . В 530-х в монастыре останавливался первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма (или в кит. варианте Дамо).[3]

            Дамо пришел из Индии для того что бы обучить основам буддизма местных монахов. В китайском варианте это учение получило название "Чань" что означает - созерцание, медитация. Дамо учил что каждый человек является потенциальным буддой, нужно лишь пробудить будду в себе. Он открыл для китайцев новую религию "Чань" он делал всё для того что бы распространить "Чань", что бы все поняли что такое Чань и пришли к будде.[1]

            Дамо пришел не на пустое место, он пришел в монастырь даосских монахов, уже построенный в начале 3 его века, как крепость на горе Сунь - шань. Однако перед тем как передать монахам своё учение, он просидел в пещере 9 лет размышляя над философскими проблемами мироздания. И солнечный свет выжег его образ на той стороне стены, в которую так долго было повёрнуто его лицо во время медитации.[1]

            За 9 лет проведённых в созерцании стены, монахи прониклись уважением к силе его духа и приняли его учения как единственно верные. Пещера Дамо главная из Шаолиньских святынь, её посещают и послушники и монахи и все интересующиеся духовными практиками. Буддисты считают это место идеальным для медитаций. Монах полагал что постичь учение Будды можно лишь после долгих тяжелых испытаний не только духа, но и тела. " Сильный дух может находиться лишь в сильном теле, тело и дух равноценны" - в этом отличие учения Чань от традиционного буддизма стран востока. И дамо предписал шаолиньсим монахам сочетать практику созерцания с тяжелыми физическими упражнениями. После длительных медитаций тело Дамо теряло гибкость и тогда он изобрёл специальные упражнения для растяжений и обновлений связок, сухожилий костного мозга, он научил этим упражнениям монахов т.к видел что их тело страдает после длительных многочасовых медитаций.[3]

             В 620 году 13 шаолиньских монахов помогли Ли Шиминю удержаться на престоле, и монастырь получил высочайшее соизволение содержать монашеское войско. Таким образом, Шаолинь оказался краеугольным камнем в восстановлении династии и прославился как центр боевых искусств.[1]

              Надо сказать что и до прихода Бодидхармы были упражнения основанные на движениях 5 животных: тигра, медведя, обезьяны, журавля и оленя. В последствии именно они и развились в формы боевых искусств знаменитые теперь и во всём мире, но пришлый монах принёс в шаолинь свою особенную философию и это изменило всё. Дамо принёс в Китай концепцию "Удэ" - что означает воинскую добродетель. До прихода Дамо китайцы учили воинское искусство только для того что бы воевать и притеснять слабых. Монах принёс "Удэ" и адепты воинских искусств стали стремится к духовному развитию а не к насилию " Воин не может убивать просто так, но он должен уметь защищаться - если он бьёт противника, то использует знания медицины, нажимает на точки и отключает противника, чтобы его обезвредить, потом человек может подняться и идти.[3]

              Путём развития силы духа монахи обрели невероятные физические навыки на это уходили долгие годы обучения но результат того стоил. Дзен буддизм помог  монахам обрести полный контроль над разумом, телом, эмоциями. Один питомец шаолиня мог сразиться с целым отрядом вооруженных противников. Однако разработка целой универсальной системы самообороны никогда не рассматривалась Бодидхармой как основной задачей. Он преподавал борьбу лишь как дополнительную дисциплину в общем курсе философских наук. Заповедь боевой добродетели гласит: "Братья по школе не должны вступать в друг с другом и не должны нападать первыми". Шаолиньские монахи никогда не считали себя борцами или солдатами - они использовали своё умение исключительно для защиты себя и своей обители от плохих людей. "Силы человеку необходимы не для убийства и разрушения, а для защиты жизни - если справедливость поддержана силой то человек сможет остановить зло".Как считают буддисты это и есть любовь в действии противоположная пассивной покорности от которой нет ни малейшей пользы.[1]

              В 7-10 веках площадь монастыря достигала около 800 га. Пополнилась и коллекция монастыря, в нем насчитывалось 9.5 тыс. китайских трактатов. В X–XI вв. был создан специальный отряд из монахов-бойцов – “Отряд почитаемой победы”. В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй. При его участии был введен экзамен, особый комплекс шаолиньской техники, он был разделен на 36 этапов. Для того чтобы покинуть монастырь, теперь надо было пройти 13 застав, которые охранялись опытными монахами. В 13 веке при правлении монголов, шаолиньский настоятель Фуюй открыл 5 филиалов Шаолиня, в Монголии, составляющий тогда единое государство с Китаем, в провинции Хэбэй, в городах Чаньань  (нынешний Сиань), Лоян и Тайюань. В 14 веке, начало правления династии Мин, на приморские провинции Китая регулярно совершали набеги японские пираты. В 1553 году  борьбу с набегами было приказано возглавить одному из великих  полководцев Ци Цзигуану. Он начинает собирать бойцов по всему Китаю. В одном неравном бою, пали 4 монаха, которые сражались против более 100 японцев. Армия Ци Цзигуана очистила прибрежные провинции Китая, после этого слава Шаолиня, как обитель боевых искусств, стала непререкаемой. 14-16 века, Золотой век для Шаолиня, в эпоху династия Мин. Монастырь простоял до 1928 года, 20 годы - правление милитаристов, каждый  кто имел военную силу объявлял себя правителем. В 1928 году военачальник Ши Юсань поджёг монастырь Шаолинь.  Монахи разбрелись по окрестным деревням, часть из них отправились в армию. Во время Второй Мировой войны многие монахи участвовали в партизанских отрядах. В связи с тем, что монастырь пролежал в руинах почти полвека, возникли проблемы с возвращением монастырю его традиций (так, после Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семь монахов, из которых лишь трое были знакомы с шаолиньскими боевыми искусствами). Поэтому власти Китая привлекли к возрождению монастыря многих народных мастеров ушу, хоть как-то знакомых с традицией Шаолиня.

 В 1970-х годах началось его  восстановление. 

После выхода в 1982 году на экраны художественного фильма «Храм Шаолиня» по Китаю прокатилась волна популярности Шаолиня, и в монастырь пришло много новых молодых послушников, искренне тренировавшихся и изучавших буддизм.

В 1986 году настоятелем монастыря был официально утверждён Синчжэн, который с 1951 года на общественных началах исполнял должность хранителя монастыря, однако в 1987 году он скончался. После его смерти всеобщим голосованием чань-буддистского сообщества Ши Юнсинь был утверждён в должности настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря.

В 1994 году шаолиньским монахом в 34-м поколении Ши Яньмином в США был основан шаолиньский храм. В этом храме широкому кругу людей преподаётся философия чань-буддизма посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как: кунгфу, тайцзицюань и цигун. Сегодня под эгидой монастыря по всему миру действуют 28 центров боевого искусства кун-фу и китайской культуры.

В 1994 году шаолиньским монахом в 34-м поколении Ши Яньмином в США был основан шаолиньский храм. В этом храме широкому кругу людей преподаётся философия чань-буддизма посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как: кунгфу, тайцзицюань и цигун.

Сегодня под эгидой монастыря по всему миру действуют 28 центров боевого  искусства кун-фу и китайской  культуры.[1] 
        Немного о философии, тренировках и вегетарианском питании монахов.

Жизнь монахов в монастыре была подчинена строгим правилам и  регламентациям. Монахи встают в пять часов утра. После они приступают к занятиям медитацией, которая продолжается обычно два часа. Затем монахи переходят  к выполнению специальных дыхательных  и физических упражнений, некоторые  были рассчитаны на начинающих, другие под силу только хорошо подготовленным. В основном эти упражнения носят  оздоровительный и закаливающий характер. После этого выполняются  водные процедуры и массаж. Для  обливания используют холодную воду из протекающей поблизости горной реки. Массаж выполнется по специальным методикам, иногда во время массажа втирают  различные мази.

Завтрак монахов всегда легкий, но сытный. После завтрака начинаются занятия по изучению канонов. Монахи под руководством наставника изучалют тексты священных книг, комментарии  к ним, многое заучивают наизусть. Курс наук, которые изучали монахи, очень разнообразен, в него входят и философия, и красноречие, и  основы права и медицины, и многое другое.[2]

            Напряженные интеллектуальные занятия уступают место ушу. На специально отведенной площадке братия выстраиваются ровными рядами, место каждого определяется его положением в иерархии монастырской общины. Занятия оберегаются от посторонних глаз и проводятся либо в зале, либо во внутреннем дворе монастыря, куда посторонние доступа не имеют.

Занятия по ушу начинаются со чтения молитв и проходят под руководством опытного наставника по боевым искусствам и его помощников. В ходе занятий  каждое движение и серия движений в результате многократных повторений доводятся до совершенства. Большое  внимание уделяется также синхронному  выполнению приемов.[2]

              В полдень монахи трапезничают. Питание в монастыре строго вегетарианское и весьма рационное. Меню варьируется в зависимости от времени года, но практически всегда включает блюда из злаков, масличных культур, бобовых, в большом количестве представлены различные овощи. Рацион составляется опытными монастырскими поварами, они заботятся не только о питательности пищи, но и о ее вкусовых качествах. Монастырские кулинарные рецепты славятся не меньше, чем приемы боевого искусства. Обязательными добавками к рациону питания монахов являются лекарственные травы и коренья. Во время постов рацион меняется, но принцип сбалансированности и полезности сохраняется. Такая диета способствует повышению выносливости, укреплению всего организма и отдельных внутренних органов.[2]

         После обеда монахи немного отдыхают, затем они снова приступают к тренировкам по ушу. На этот раз все монахи, разбиваются на три группы: новичков, изучивших основы мастерства и опытных мастеров.

Новички должны от трех до пяти лет  заниматься изучением основных стоек, ударов и блоков. Тренировку проводит опытный наставник.

Ученики изучают "внешнее" и "внутреннее" искусство. "Внешнее искусство" (вай гун) закаляет монахов физически, развивает силу, ловкость, выносливость, укрепляет мышцы и сухожилия, ударные поверхности рук и  ног. Это не простое испытание  для их тела и духа.[2]

           Вот как, например, совершенствовуются монахи в "искусстве пальца" (в умении пальцем пробивать любую преграду). Сначала ученику следует тыкать указательным пальцем в пшено, затем в песок, и, наконец, в гравий. Он должен , преодолевая боль, нанести 3800 ударов. После этого следует наносить удары в железные опилки. После 9000 ударов на пальце образовывается многослойная мозоль и полностью атрофируются нервные окончания, палец становится как кость; его называют "железный палец", ударом такого пальца монах может проткнуть мышцы противника или пробить стену дома.[2]

            "Внутреннее искусство" (нэй гун) включает в себя различные упражнения на использование внутренней энергии ци. Наставники учат, что удар следует наносить не силой, а энергией.[2]

Монахи, изучившие основы мастерства, занимаются в группах по четыре человека, каждую группу опекает свой наставник. Монахи, входящие в эти группы, отрабатывают комбинации приемов, изучают тактику  и принципы ведения боя, они продолжают совершенствоваться во "внутреннем" и "внешнем" искусствах. Этот этап подготовки обычно занимает несколько  лет. Опытные мастера тренируются  под присмотром главного наставника по боевым искусствам. Они изучают  секретные приемы, учатся наносить удары, не касаясь противника, занимаются поиском новых эффективных приемов  и связок.[2]

Информация о работе История шаолиньского монастыря ото дня основания и до наших дней