Мировые религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:50, реферат

Краткое описание

В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.

Содержание

1. Мировая религия с.3
2. Буддизм с.3-7
3. Христианство с.7-13
4. Ислам с. 13
Список литературы с.14

Вложенные файлы: 1 файл

мировые религии.docx

— 52.91 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

    1. Мировая религия                с.3
    2. Буддизм                 с.3-7
    3. Христианство                с.7-13
    4. Ислам                  с. 13
    5. Список литературы                с.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мировая религия – религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения):

  • буддизм
  • христианство
  • ислам.

В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь  между людьми совпадает с этническими  и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.

 

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает «Просветлённый».

Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии  в V-IV вв. до н.э. Другие мировые религии  – христианство и ислам – появились  в более позднее время (христианство – пять, ислам – 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия  своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования  – иными словами, целую цивилизацию.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей  религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее консервативной буддийской школы  – тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. По научной версии время  жизни основателя буддизма – с 563 по 483 г. до н.э.

Родина буддизма – Индия (точнее, долина Ганга – одна из наиболее экономически развитых частей страны). На территории Индии в VI-III вв. до н.э. существовало множество небольших  государств. В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 16. По своему общественно-политическому  устройству это были либо племенные  республики, либо монархии. Они враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.

Для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности  его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой была религиозная  жизнь населения Индии того периода.

Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников  и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших  все остальные сословия). Буддизм  с момента своего возникновения  отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии  и гахапати (домохозяева – люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей – она  включала людей, обслуживавших господствующие слои.

В те времена появилось  множество аскетов – людей, не имеющих собственности и живущих  подаянием. Именно среди аскетов-отшельников  и зарождались новые религии  – буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к  вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами («шрамана» – означает «совершающий духовное усилие»).

Буддизм вобрал в себя множество  разнообразных традиций народов  тех стран, которые попали в сферу  его влияния, а также определил  образ жизни и мысли миллионов  людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно  исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил против значения внешних форм религиозной  жизни, в первую очередь различных ритуалов. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Многих верующих буддизм  привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и  привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным  богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение (буддизм, прежде всего, ориентирован на изменение сознания человека). По мере формирования буддийского пантеона в него входили боги брахманизма и других религий.

В настоящее время буддизм  продолжает осваивать новые пространства, подтверждая свой статус мировой  религии. Он расширил свою географию  – его последователей можно встретить в странах Северной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Африке, в нетрадиционных для него регионах России.

Важнейшим для буддистов  является понятие дхармы – оно  олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», «то, что поддерживает». В буддизме слово «дхарма» означает моральную добродетель, прежде всего – это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы – это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

Основу вероучения составляют «четыре благородные истины»:

Первая – человек проходит путем страдания, которое является следствием его прошлой кармы (карма  буквально означает «работа» или «действие», но, кроме этого, указывает на последствие действий в пределах одного существования, которое вливается в следующее и оказывает влияние на его характер, и так далее по всей цепи жизней).

Вторая – причина страдания в страстном желании или привязанности к неправильным вещам, или к правильным вещам неправильным образом. Основная проблема человека в неверной расстановке ценностей, придании вещам или людям значения, которому они не могут соответствовать. Ничто в материальном мире не заслуживает совершенного почтения и в абсолютном смысле не может служить опорой существования.

Третья – страдания  можно прекратить. Гаутама объявил  о возможности решения вечной проблемы человечества. Прекращение  страданий достигается прерыванием  цепи перерождений и достижением  нирваны.

Будда описывает нирвану  следующим образом: «Это место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха. Это не безграничное пространство, где нет ничего, не граница между различимым и неразличимым, не этот мир и не другой. Нельзя сказать, что она приходит и уходит, или стоит на месте, или затухает или начинается. У неё нет основания, нет продолжения, нет остановки. Это – конец страдания».

Четвёртая истина одновременно является «благородным восьмеричным путём» – способом решения этой благородной задачи. Она составляет нравственную основу буддизма.

«Благородный восьмеричный путь» представляет собой:

  • праведное знание – признание истинности «четырёх благородных истин»;
  • праведное мышление – стремление ума к доброй воле, миролюбию, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы;
  • праведную речь – умную, правдивую, немногословную, направленную на примирение;
  • праведное действие – всё, что входит в общечеловеческое понятие морального поведения;
  • праведное занятие – зарабатывать себе на жизнь, не принося вреда другим;
  • праведное усилие – подавление злых и поощрение добрых порывов души;
  • праведное внимание – тщательное обдумывание слов, поступков, эмоций, действие не по желанию, а по необходимости;
  • праведное самообладание – концентрация внимания, моральных сил на освобождении от всего, что тянет назад.

Путь этот весьма труден, однако и он не обязательно приводит прямиком в нирвану. Это лишь начало длительного процесса перерождения и улучшения души. Прямой путь в  нирвану открыт только монахам. Ибо, согласно вероучению: если вы сможете бросить семью, дело, отказаться от общества, уйти в монастырь и выдержать там все испытания, вы попадёте в нирвану; если нет, то ждите другого воплощения, когда вас не будут связывать семейные и другие обязанности.

Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его поступков  постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо – вкушает радость  и умиротворённость. Сумма всех поступков  и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом «судьба», а буквально означает закон возмездия – это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.

Закон кармы составляет механизм сансары, который называется бхавачакра – «колесо жизни» (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание; сознание определяет характер нама-рупы – физического и психического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести сфер познания – видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом); органы чувств воспринимают окружающий мир и порождают желание (тришна), которое, в свою очередь, порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек; привязанность приводит к жажде вечного существования (бхава), следствием чего является рождение, а всякое рождение влечёт за собой старость и смерть.

Таков цикл существования  в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический  след, который приводит человека к  следующему воплощению. Высшую цель религиозной  жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его поведение  не должно зависеть от желаний и  привязанности к объектам желаний. Это состояние человека, достигшего освобождения называется нирваной.

Хотя это понятие занимает центральное место во всей буддистской  философии, оно не получило в ней  точного определения, и в буддистской  литературе встречаются разные его понимания. По мнению одних, нирвана – это полное уничтожение, полное небытие, угасание жизненного огня, а вместе с ним и всех эмоций, желаний, страстей – всего того, что составляет жизнь человека. По мнению других, нирвана – это прекращение только доступного познанию бытия и переход в некое иное, непознаваемое бытие. Точно также одни считают, что нирвана достижима еще при жизни человека, другие, – что в нее можно вступить только после смерти тела. Как бы то ни было, нирвана означает прекращение той цепи перерождений, которая, согласно традиционным буддистским воззрениям, составляет удел всего живущего.

Отличие буддизма от других религий заключается в том, что  судьба человека зависит только от собственных усилий и от неустанной сознательной работы над собой.

Социальная роль буддизма определяется идеей равенства людей  в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек  мог добровольно встать на праведный  путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны  для каждого буддиста.

Таким образом, в отличие  от монахов, мирянам давался простой  этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:

  • Воздерживайся от убийства.
  • Воздерживайся от воровства.
  • Воздерживайся от блуда.
  • Воздерживайся ото лжи.
  • Воздерживайся от возбуждающих напитков.

В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих – сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являтся священнослужителями, посредниками между богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам – это их обязанность и добродетель. Монахи, в свою очередь, учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в Тхера-ваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буддизме Махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты. Впрочем, последние в широком смысле также являются сангхами.

Монастыри (первоначально  – место отдыха монахов во время  сезона дождей – вихара) представляют собой сложные комплексы с  храмом, ступами (своеобразными пирамидами – местами захоронения святых или священных предметов), постройками  для проживания монахов, столовыми, философскими школами, иногда – со специальными залами для занятия  медитацией и др.

Наиболее часто среди  объектов почитания и предметов  культа в храмах встречаются изображения  будд и бодхисаттв, мандала, магическая диаграмма, используемая в практике созерцания, одновременно являющаяся философской концепцией Вселенной  в буддизме, сакральные предметы –  ваджра (перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами) – один из главных символов буддизма, олицетворяющий мужское начало Вселенной, который часто выступает в паре с колокольчиком, символизирующим женское начало.

Информация о работе Мировые религии