Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:16, контрольная работа
Полноправным статусом по шариату в той его части (фикх), которая относилась к юридическим началам, пользовались только мусульмане. Иноверцы (зиммии)занимали более низкое положение и облагались тяжелыми налогами. Сами правоверные платили закят (сороковую часть доходов от недвижимого имущества), предназначенный в пользу бедных, что составляло 2,5% суммы доходов. Было известно также ограничение дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоянии опьянения. Мусульманкам запрещалось также выходить замуж за иноверца.
Личный статус.
Полноправным статусом по
шариату в той его части (фикх)
Вещные права.
Среди этой категории прав
особую разновидность составили
вещи, которые не могли находиться
в собственности мусульман (
Имущественные права имели те, кто достиг совершеннолетия и находился в здравом уме. Факт достижения совершеннолетия удостоверялся судьей. Предметом особо тщательной регламентации было пользование водой. Собственник мюлька, оставивший свою веру, терял право на имущество. Оно переходило в этом случае к мусульманской общине либо к родственникам и наследникам.
Значительное количество земли и оросительных сооружений, а также источников пресной воды, оружия, драгоценностей и рабов находилось в распоряжении государства. Государственная земля сдавалась в аренду. Определенная часть принадлежала халифу и его семье на правах частной собственности.
Крестьяне платили два налога — тяжелый поземельный налог (харадж) и подушный налог (джизья). При взимании налогов дозволялось применять насилие — пытки, тюремное заключение и др.
Завоеванные земли поступали
в распоряжение халифов и эмиров.
Захваченное имущество делилось
на несколько частей — добытчику,
государству и мечетям. При Аббасидах
к государственному, частному и общинному
землевладению прибавились
Особую разновидность собственности составил вакф (вакуф) — обычно недвижимое имущество, переданное собственником для каких-либо благотворительных целей (мечети, медресе и др.). Лицо, передавшее вакф, сохраняло за собой право управлять (мутавили) и резервировать часть дохода для себя самого или для своих родственников. Вакуф был удобен еще тем, что он был освобожден от налогов и государственного обложения.
Исламское общество в принципе было бессословным. Все взрослые мусульмане-мужчины были равными перед Аллахом и его законом — не было привилегий и изъятий сословного характе Обязательственные отношения.
Всесторонней разработке подвергнуты договорные права. Обязательства из договоров делились на срочные и бессрочные, возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние. Специфический институт односторонних обязательств носит название «обета».
Договор рассматривался как
связь, возникающая по взаимному
согласию, выраженному в документе,
в неофициальном письме или высказанному
устно. Недействительными признавались
договоры, заключенные с безнравственными
целями или с использованием изъятых
из оборота и так называемых нечистых
вещей. Обязанность по соблюдению договора,
даже кабального для одной из сторон,
считалась священной. Обязанность
соблюдать «свои договоры»
Ростовщичество осуждалось, но на практике имело место. Запрещалось обращать в рабство должника, но должника можно было привлечь к отработке долга.
В отношении найма земли арендаторы на завоеванных территориях обязывались платить тяжелый государственный налог.
Объединения для совместного орошения или снаряжение торгового каравана оформлялись договорами союза и товарищества.
Брак и семья.
Заключение брака
Коран допускает иметь мужчине до четырех жен, но оговаривает это обязанностью предоставлять каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Принуждать рабыню к сожительству воспрещалось. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число разводов не фиксировалось. Муж мог развестись без объяснения причин, при помощи простого произнесения ритуальных фраз: «Ты отлучена» или: «соединись с родом» либо трижды сказанного слова «талак» (2,237).
Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии следующих оснований: муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств для ее содержания.
В случае развода муж обязан выделить жене часть имущества «согласно обычаю». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме мужа. Родившийся ребенок должен был оставаться в доме отца.
Наследственное право. Завещание не должно составляться в пользу законных наследников и превышать треть имущества. При наследовании по закону за счет наследственной массы покрывались расходы, связанные с погребением, затем оплачивались долги. Первыми в списке получателей наследства стояли дети, затем братья, дяди. Наследственная доля женщин составляла 1/2 доли мужчин.
Преступления и наказания. Особую группу составили преступления против религии и общественного спокойствия. Отступление от ислама наказывалось смертной казнью с конфискацией имущества. Точно так же преследовались участники восстаний и сопротивляющиеся властям. Тяжким религиозным грехом считались разбой, кража, употребление вина, прелюбодеяние, умышленное убийство или смертельное поранение, которые по обычному праву влекли кровную месть; с появлением ислама стало возможным возмещать ущерб денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу.
Выкуп, который сопровождался
двухмесячным постом и отпуском на
волю раба-мусульманина, устанавливался
также и за неумышленное убийство.
Не считалось преступлением
Некоторые наказания носили особо жестокий и устрашающий характер. Смертная казнь обычно проводилась публично путем повешения или четвертования, а затем тело казненного выставляли на всеобщее обозрение и поругание. Применялось также утопление и закапывание заживо в землю. Кораном предписывается за воровство отрубать руку мужчинам и женщинам (5,42). Однако руку отрубали при условии, что стоимость украденного не превышала установленного минимума (от четверти до целого динара). За первую кражу отсекали правую руку, за повторную — левую руку. Несогласные на выкуп родственники имеют право мстить по ветхозаветному принципу «око за око» (5.49).
В случае прощения, которое
считается богоугодным делом, проводится
градация между различным социальным
статусом соответствующих лиц —
«свободный за свободного, раб за раба,
женщина за женщину» (2,173). Безусловной
защите подлежит только жизнь младенцев,
причем матерям запрещается
Суд и процесс. По представлению Корана (5,48 и ел.) евреи творят суд по Пятикги кию Моисея (или по Торе, т. е. по Закону Моисея), христиане — ао Евангелию, а мусульмане должны судить по Корану. Творящих суд не на основании Божьего откровения Коран называет неверными (5,48) и развратниками (5,51). Эти слова, замечает В. В. Бартольд, имели для человечества столь же печальные по- следованияия, как и слова о беспощадной войне с иноверцами. В установлении о праве свидетельствовать на суде (2,282) говорится, что две женщины равны одному мужчине.
Современное исламское законоведение исходит из возможности самостоятельного конструирования решений судьи по делам, о которых умалчивается в Коране и Сунне. При этом делается ссылка на предание о разговоре Мухаммеда с его подвижником Муазом, назначенным судьей в Йемен. «По чему ты будешь судить?» — спросил Пророк. «По писанию Аллаха», — отвечал Муаз. «А если не найдешь?» — спросил еще раз Пророк. «По Сунне (обыкновению) посланника Аллаха», — сказал Муаз. «А если и там не найдешь? — вопрошал Пророк. «То буду судить по своему мнению, не пожалев сил на поиск верного решения», — отвечал Муаз. «Хвала Аллаху, наставившему тебя на угодный ему путь!» — воскликнул Пророк.
Судебный процесс носил
обвинительно-состязательный характер.
Дела уголовные и гражданские
рассматривались обычно в мечети,
где могли присутствовать все
желающие. Стороны должны были вести
свои дела сами, не прибегая к помощи
адвокатов. Процесс судоговорения
велся вначале устно, а впоследствии,
при Аббасидах, стали вести протоколы
по гражданским делам. Доказательствами
считались признания ответчика,
показания свидетелей, клятвы. Дело
должно было решаться в одно заседание.
Судья имел в городе большую группу
потенциальных свидетелей и осведомителей,
помогавших ему в работе.Преступление
не могло быть доказано на основании
одних догадок. Доказательством
считалось собственное
Наказание приводилось в
исполнение в присутствии судьи
в любом общественном месте, за исключением
мечети. Женщина при осуществлении
наказания должна быть сокрыта под
покрывалом. Мужчина наказывается в
таком одеянии, которое не смягчало
бы мучительности наказания. Смертная
казнь чаще всего осуществлялась
путем перерубания шеи, а не отсечения
головы. Допускалась также казнь
через четвертование, удушение, распятие.
За неосторожное убийство Коран предусматривает
денежный выкуп и религиозно-