Основы вероучения католицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:33, реферат

Краткое описание

Католицизм (от греческогоkatholikos - всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. Католицизм оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признаёт основные христианские догматы и обряды. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является слово папы. Поэтому основу вероучения католицизма составляют еще и постановления соборов, а также официальные документы главы католической церкви - Римского папы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. религоведение.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

Введение

Католицизм (от греческого katholikos - всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. Католицизм оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признаёт основные христианские догматы и обряды. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является слово папы. Поэтому основу вероучения католицизма составляют еще и постановления соборов, а также официальные документы главы католической церкви - Римского папы. Также католическая церковь принимает за канонические библейские книги, считающиеся в Восточной церкви неканоническими: Варуха, Товита, Юдифь, Премудростей Соломона и другие. Католическая церковь имеет единого главу - Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. Римский Папа, в соответствии с Лютеранскими соглашениями, заключёнными в 1929 г. с фашистским диктатором Муссолини, имеет своё суверенное государство Ватикан, которое занимает небольшую часть территории города Рима. Под опекой Ватикана находятся несколько униатских церквей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истоки католицизма

Современная Католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.Его истоки - в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, особенно после ее раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую империи в 395 г.Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом IV и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

 

Распространение.

Католическая церковь  крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2007, в мире насчитывалось 1,147 млрд католиков.Католицизм является основной религией во многих европейских странах.В 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии  половину.В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков.До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Оценки общего числа католиков в России (2005) разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч.Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также в незначительном количестве среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии,Эритрее, Ираке и в диаспоре.Всего в мире сейчас насчитывают от 580 до 800 млн. приверженцев католицизма.

 

Доктрина.

Официальной философской доктриной католицизма является учение Фомы Аквинского, приспособленное папством к современным условиям в виде неотомизма.Внутри католицизма идет постоянная борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). Все большую роль играют различные левые течения, выступающие в защиту прав человека.Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.Основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие:

· учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью, и о его непогрешимости;

· учение об исхождении Святого Духа "и от Сына" (лат. филиокве);

· эти два пункта были основными причинами отделения римской кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870г.;

· изменилось учение о спасении, о первородном грехе, вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях;

· в XIX и XX веках были провозглашены два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950);

· в 1962 - 1964 году на II Ватиканском соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека.

 

Особенности вероучения.

В Католической церкви существует семь таинств:

-крещение,

- брак

-миропомазание (конфирмация)

- евхаристия

- исповедь

-елеосвящение

- священство.

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

- филиокве догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);

- догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;

- учение о чистилище;

- учение об индульгенциях;

- широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) ;

- почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);

- утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;

- централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;

- безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);

- нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

Особенности латинского обряда.

 

- добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры.

- обязательный целибат священства;

- крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;

- совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство);

- употребление для Евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного;

- причастие мирян или Телом, или Телом и Кровью Христа -- и то и другое считается причастием во всей полноте; причастие священства только Телом и Кровью;

- подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы;

- крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных), при этом знамение, чаще всего, совершается пятью пальцами, как символ пяти ран Христовых.

Отлучение от Церкви

В католицизме действует «автоматическое» (ipso facto) отлучение от Церкви за следующее:

1. публичное отречение  от веры;

2. пропаганда взглядов, несовместимых  с учением Католической церкви;

3. профанация Святого  Причастия;

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

- апостольский викариат

- апостольская префектура

- апостольская администратура

- военный ординариат

- территориальная прелатура

-§ территориальное аббатство

В восточных католических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию католических епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой.

 

Клир.

В клир входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих епархиальные храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Церковнослужители (служители Церкви, не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени  аколиты и чтецы и не относятся к клиру.

До II Ватиканского собора к клиру причисляли и церковнослужителей. Весь клир делился на высших чинов (ordines maiores) епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов и малых чинов (ordines minores) остиариев, певчих, чтецов, экзорцистов и аколитов.

Целибат обязателен для священников и епископов латинского обряда. В XX веке восстановлен институт постоянного диаконата, для постоянных диаконов целибат не обязателен, однако священником такой диакон стать уже не сможет. В восточных обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

Богослужение

Преобладающим обрядом в Католической церкви является латинский или римский, распространённый по всей планете.

Прочие Западные обряды ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. В северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов человек практикуют амвросианский обряд, в городе Брага (Португалия) -- брагский обряд, а в городе Толедо и ряде других испанских городов -- мосарабский обряд, в которых есть ряд отличий от литургии римского обряда. Восточные обряды употребляются в богослужении восточнокатолических церквей.

 

Характерные черты богослужения в латинском обряде.

Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После данного собора совершается также и на национальных языках.

Литургия латинского обряда, месса  главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде до Второго Ватиканского собора осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян. Для таинства используется пресный хлеб гостия. Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов литургического года выделяются два постных периода Адвент и Великий Пост, два праздничных рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников «память» (святого или события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника литургического года Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие. Ежедневное чтение Литургии часов (бревиария) обязательно для священнослужителей и монашествующих. Миряне могут использовать бревиарий в своей личной религиозной практике. Внелитургические богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным образом, Розария) и т. д. У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу», на которое, как правило, следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах «Во веки слава!» или «Навеки слава!». Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия некоторых решений Первого, и, как следствие, Второго Ватиканского собора. Кроме того, ещё существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Святым Престолом. Многие такие группы доктринально стоят на консервативной христианско-фундаменталистской платформе, фактически представляют собой свою собственную организационную автономию и доктринально являются тем или иным вариантом православия или протестантизма.

Информация о работе Основы вероучения католицизма