Особенности свободы вероисповедания и религиозных объединениях в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:20, доклад

Краткое описание

На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Особенности свыбоды вероисповедания в РК.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Особенности свободы вероисповедания и религиозных объединениях в РК.

 

На протяжении большей  части человеческой истории считалось, что истинная религия требует  государственного воплощения религиозных  верований (соединение государства  и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн.

Религия в Казахстане считается личным делом каждого. Конституция обеспечивает свободу вероисповедания, и различные религиозные общины  практикуют свои вероисповедания, в основном, без вмешательства со стороны государства. 

Таким образом, проблемы свободы  совести и вероисповедания в  Казахстане теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.

Идеал религиозной свободы  завоевал чрезвычайно широкое признание  во всем мире и в нашем государстве, в частности, и в настоящее  время он признается не только всеми крупными международными декларациями и соглашениями по правам человека, но и подавляющим большинством конституций стран мира и конституцией РК. Религиозную свободу в конкретном обществе можно оценить по степени зависимости государственных учреждений от религиозных и наоборот. При этом следует учитывать, что разделение церкви и государства автоматически не приводит к появлению свободы совести и вероисповедания. Жесткое разделение, к примеру, может перерасти во вражду к религии, а механическое требование разделения любой ценой может направить государственную систему к равнодушию, или, наоборот, к репрессиям. И только культура или историческое прошлое народов обусловливают конкретный подход, обеспечивающий максимально возможную степень свободы совести и вероисповедания в каждой конкретной стране.сть

Конвенция Содружества Независимых  Государств о правах и основных свободах человека (заключена в г. Минске 26 мая 1995 г.) в ст. 10 указывает, что «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними».

Свобода исповедовать религию или  убеждения подлежит лишь ограничениям, предусмотренным законом и необходимым  в демократическом обществе в  интересах государственной и  общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц».

Формирование гражданского общества в немалой степени зависит  от независимых от государства институциональных общественных организаций. Деятельность общественных объединений на территории Республики Казахстан общеизвестна, и в этой практике были конструктивные моменты, когда средства общественного воздействия направлялись на решения общих задач общества и государства. Но Конституция Республики Казахстан и Гражданский кодекс установили несколько новых формальных критериев (не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций, политических партий и, правовые основы общественных объединений должны отвечать положениям Гражданского кодекса).

В соответствии с законодательством  общественными объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы, в том числе религиозные  объединения, созданные на добровольной основе для достижения ими общих  целей.

Дополняя указанные положения, отметим, что эти объединения создаются и действуют в целях обеспечения и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самостоятельности граждан и удовлетворения их гуманитарных (социальных, профессиональных, культурных, просветительских интересов).

Несмотря на широкий перечень вопросов, решение  которых подведомственно общественным объединениям, гражданское законодательство заметно ограничивает их организационные  формы.

Во-первых, законодательство устанавливает не только порядок создания, но и ограничения в создании общественных объединений (если их цели и действия направлены на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности, разжигания розни или имеющих военизированные структуры).

Во-вторых, можно  признать, что эти организации  выступают как коллективные образования, следовательно интерес отдельного человека подчиняется коллективному  образованию.

В-третьих, многие из общественных объединений  кроме состава участников и их интересов отличаются главным образом  масштабами (территориальным пределами) деятельности (международные, республиканские, региональные).

В-четвертых, административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента регистрации соответствующих уставов в органах юстиции.

В-пятых, деятельность общественных объединений  в форме публичных проявлений (митинги, шествия, собрания) может осуществляться только с разрешения местных исполнительных органов в установленном порядке. Таким образом, констатируя правовую возможность граждан на свободу объединений в целях реализации и защиты политических, экономических и иных прав, следует отметить низкую активность подобных объединений.

Религиозные объединения, представляющие сегодня крупнейшие религии - ислам, христианство, иудаизм и другие, на протяжении истории человечества оказывали значительное влияние  на политические процессы. Во многих государствах церковь отделена от государства, а школа (светские образовательные учреждения) - от церкви.

В соответствии с законодательством  РК религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, в установленном порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей.

В Казахстане религиозными объединениями  признаются местные религиозные  объединения (общины), религиозные управления (центры) или их структурные подразделения  и соответствующие духовные учебные  заведения и монастыри.

В настоящее время государство гарантирует право на свободу совести (вероисповедания), но при соблюдении ряда формальных обязательных требований:

осуществление права на свободу  совести не должно обусловливать  или ограничивать человеческие и  гражданские права и обязанности перед государством;

церковь не должна участвовать в  политической деятельности государства;

церковь обязана соблюдать Конституцию  и законодательные акты Республики Казахстан.

Работе и статусу религиозных  объединений пытаются придать определенный порядок, в силу чего они наделяются определенными правами и обязанностями. К их числу, например, относятся права на регистрацию учреждаемых организаций, обжалование неправомерных действий государственных органов и должностных лиц, получение культовых зданий с прилегающей территорией (для религиозных объединений), проведение различных мероприятий: митингов, шествий, богослужений - в необходимых случаях с разрешения государственных органов, на использование средств массовой информации.

Существующий порядок регистрации юридических лиц в полной мере относится и к регистрации религиозных объединений, которые в уставе (или положении) указывают: 1) наименование, местонахождение объединения; 2) вероисповедную принадлежность, цели и порядок формирования структуры объединения, полномочия и сроки их исполнения органами религиозного объединения и ряд других установленных действующим законодательством.

Уставы (положения) религиозных объединений, их руководящих центров подлежат регистрации в органах юстиции, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан.

Законодательство определяет характер прав и обязанностей религиозного объединения  на имущество, приобретенное или  созданное этим объединением за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством и приобретенное по другим основаниям, не противоречащим законодательным актам. При вступлении в религиозные объединения, верующие как правило не сохраняют прав на имущество, передаваемое ими объединению.

  Следует подчеркнуть, что как бы формально и провозглашали автономность института права на свободу совести, сохраняется ряд позиций, по которым государство должно взаимодействовать с религиозными объединениями.

Подводя итоги, необходимо сказать, что  содержание свободы совести и  вероисповедания состоит из следующих составляющих, а именно это:

  • Право на определение своего отношения к вопросу свободы совести. Это право иметь, выбирать и менять, исповедовать или не исповедовать религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное или иное мировоззрение, право на свободомыслие.
  • Право действовать согласно своим убеждениям, а также право распространять, проповедовать какое-либо вероучение либо систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или коллективно.
  • Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данное положение указывает, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии или атеизме.
  • Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести. Это выражается в запрете должностным лицам государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления использовать свое служебное положение для формирования определенного отношения к религии, запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями.

 


Информация о работе Особенности свободы вероисповедания и религиозных объединениях в РК