Особенности семьи мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие семьи мусульманского права…………………………….......5
1.1. Понятие правовой системы и правовой семьи…………………………….5
1.2. Различные подходы к классификации правовых систем………………….7
Глава 2. Формирование семьи мусульманского права……. ………………....9
2.1. Формирование ислама и зарождение мусульманского права………….9
2.2. Период толкования мусульманского права…………………………….12
2.3. Настоящий период……………………………………………………..….15
Глава 3. Особенности семьи мусульманского права …………………...........18
3.1. Источники мусульманского права …………………………………….…..18
3.2. Структура и особенности мусульманского права ………………………..22
Заключение……………………………………………………………......……..32
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Мусульманское право.docx

— 97.38 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие семьи мусульманского права…………………………….......5

1.1.  Понятие правовой системы и правовой семьи…………………………….5

1.2.  Различные подходы к классификации правовых систем………………….7

Глава 2. Формирование семьи мусульманского права……. ………………....9

2.1. Формирование  ислама и зарождение мусульманского  права………….9

2.2. Период  толкования мусульманского права…………………………….12

2.3. Настоящий  период……………………………………………………..….15

Глава 3. Особенности семьи мусульманского права …………………...........18

3.1. Источники мусульманского права …………………………………….…..18

3.2. Структура и особенности мусульманского права ………………………..22

Заключение……………………………………………………………......……..32

Список  использованной литературы…………………………………..............33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     История развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на ее содержание  воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия – ислам. Именно это и является отличительной чертой и главной особенностью этой правовой семьи.

     Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 20 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии. Поэтому изучение мусульманских законов, обычаев и традиций очень актуально в современном мире.

     Считалось, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов, а лишь исполнять волю Аллаха. Такое отношение к правотворчеству привело к тому, что нормы шариата сохранились практически в первозданном виде примерно с VII века.

     Мусульманское право (шариат) стало одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке. Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

     После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).

     Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман —Коран и Сунна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Понятие семьи мусульманского права 

     1.1.  Понятие правовой  системы и правовой  семьи 

     Правовую  систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие  правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов. Иными словами, правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации. Правовая система состоит из трех элементов: 1. Система права 2. Юридические теории 3. Юридическая практика.

     1. Система права – внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними. Система права имеет свои элементы: нормы (нормы-принципы, естественные права человека, референдумы (нормы, принимаемые обществом), централизованные (принимаемые государством), локальные (принимаемые местным самоуправлением), корпоративные (принимаемые организациями), договорные) объединяются в субинституты. Они, в свою очередь, действуют в рамках институтов права. Институт – совокупность норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. А подотрасли действуют в порядке отрасли. Отрасль права – совокупность норм, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений.

     2. Юридические теории – господствующая  идеология (система взглядов).

     3. Юридическая практика – деятельность  правоохранительных органов.

     Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.¹ Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона. В исламе господствует  концепция  теократического общества,  в  котором государство имеет значение  лишь как служитель установленной религии.² 
 
 
 
 
 

     __________________

     1 Сюкияйнен А.Р. '' Мусульманское право''. 1986 г.

     ______________________________

        ² Давид Р., Жоффе-Спинози К. «Основные правовые системы современности. 1998г .

     1. 2.  Различные подходы к классификации правовых систем 

     Классификацию правовых систем современности следует  рассматривать как сложную по структуре систему правовых семей, правовых групп и отдельных национальных правовых систем. Внутри каждой правовой семьи можно предусмотреть еще  более дробные классификации, т.е. разделить ее на несколько правовых групп. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского  права, в правовой семье общего права  — группу английского права и  группу американского права и  т.п.

     Еще более дробную внутрисемейную классификацию  дает академик В. Кнапп, различая, например, в романо-германской правовой семье следующие «сферы» (группы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право.

     В основу классификации, во-первых, могут  быть положены более широкие или, наоборот, более узкие исходные географические сферы. Во-вторых, критерии могут носить не географический, а исторический характер.

     И, наконец, в качестве таковых могут  выступать собственно юридические  институты и отрасли права. Словом, в поисках развернутой классификации  правовых систем современности используемые критерии могут принимать в расчет самые различные факторы, начиная с этических, культурных, географических, религиозных и кончая «правовой техникой», «стилем права». Поэтому классификаций существует почти столько же, сколько и ученых-юристов.

     Однако  при всем многообразии позиций и  точек зрения можно выделить (разумеется, весьма условно) два основных направления  классификации правовых систем современности, каждое из которых в свою очередь  имеет несколько разновидностей, обладающих определенными особенностями. 

     Первое  направление наиболее ярко представлено в работах известного французского ученого Р. Давида, выдвинувшего идею трихотомии — выделения трех «правовых  семей» (романо-германской, англо-саксонской, социалистической), к которым примыкает  весь остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты  и названный «религиозные и традиционные системы». 

     В основе этой классификации лежат  два критерия — идеологический (сюда Р. Давид относит факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической  техники, причем оба они должны быть использованы «не изолированно, а  в совокупности». 

     Наиболее  известным представителем второго  направления является западногерманский  юрист К. Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие «правовой стиль»(«стиль права»), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы, 2) своеобразие юридического мышления, 3) специфические правовые институты, 4) природу источников права и способы их толкования, 5) идеологические факторы.

     На  этой основе К. Цвайгерт различает восемь правовых семей: романо-германская правовая семья; правовая семья общего права; скандинавская правовая семья; латино-американская правовая семья; мусульманская правовая семья; индусская правовая семья; семья обычного права; дальневосточная правовая семья.¹ 
 
 
 

_________________

¹Кнапп В. Крупные системы права в современном мире 1978. С. 228—231.

     Глава 2. Формирование семьи  мусульманского права 

     2.1. Формирование ислама  и зарождение мусульманского  права 

       Тот факт, что мусульманское право возникло и развилось в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаичный характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации.

     Ислам — одна из великих религий мира. Чисто духовное явление — возникновение новой мировой монотеистической религии — сопровождалось неотделимыми от него политическими последствиями эпохального значения: арабской экспансией, приведшей к образованию мощного теократического государства — Халифата.

     Религиозные представления древних арабов можно определить как патриархальный генотеизм, при котором каждое племя верило в своего особого бога-покровителя. При этом идея племенного божества не только не исключала, а, напротив, подразумевала существование иных богов — покровителей других племен.

     Языческому культу многочисленных племенных божеств ислам противопоставил вероучение о едином, могущественном, милосердном, всеведущем и вездесущем верховном божестве-творце, правителе и верховном судии мира. Языческие верования, основанные на преклонении человека перед грозными силами природы, сменились религией, обращенной к человеку, к его нравственным потребностям, к его судьбе, земной и посмертной.

Информация о работе Особенности семьи мусульманского права