Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа
Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие семьи мусульманского права…………………………….......5
1.1. Понятие правовой системы и правовой семьи…………………………….5
1.2. Различные подходы к классификации правовых систем………………….7
Глава 2. Формирование семьи мусульманского права……. ………………....9
2.1. Формирование ислама и зарождение мусульманского права………….9
2.2. Период толкования мусульманского права…………………………….12
2.3. Настоящий период……………………………………………………..….15
Глава 3. Особенности семьи мусульманского права …………………...........18
3.1. Источники мусульманского права …………………………………….…..18
3.2. Структура и особенности мусульманского права ………………………..22
Заключение……………………………………………………………......……..32
Список использованной литературы…………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие семьи мусульманского права…………………………….......5
1.1. Понятие правовой системы и правовой семьи…………………………….5
1.2. Различные подходы к классификации правовых систем………………….7
Глава 2. Формирование семьи мусульманского права……. ………………....9
2.1. Формирование
ислама и зарождение
2.2. Период
толкования мусульманского
2.3. Настоящий
период……………………………………………………..….
Глава 3. Особенности семьи мусульманского права …………………...........18
3.1. Источники мусульманского права …………………………………….…..18
3.2. Структура и особенности мусульманского права ………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………….......
Введение
История развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на ее содержание воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия – ислам. Именно это и является отличительной чертой и главной особенностью этой правовой семьи.
Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 20 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии. Поэтому изучение мусульманских законов, обычаев и традиций очень актуально в современном мире.
Считалось, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов, а лишь исполнять волю Аллаха. Такое отношение к правотворчеству привело к тому, что нормы шариата сохранились практически в первозданном виде примерно с VII века.
Мусульманское право (шариат) стало одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке. Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).
Мусульманское
право вобрало в себя многие элементы
предшествующих правовых культур Востока,
в частности правовые обычаи и традиции,
действовавшие в доисламской Аравии и
на завоеванных арабами территориях. Так,
при Омейядах некоторое время продолжало
применяться право сасанидского Ирана,
Византии, а также частично и римское право.
Все эти источники оказали некоторое,
хотя внешне и малозаметное влияние на
становление шариата, символизируя тем
самым связь восточной и западной цивилизаций.
Но не они определили, в конечном счете,
неповторимость и своеобразие шариата
как самостоятельной и оригинальной правовой
системы. Исключительно важную роль в
становлении шариата сыграла деятельность
Мухаммеда и первых четырех так называемых
праведных халифов, при которых путем
толкования заповедей, высказываний и
поступков пророка были составлены священные
книги мусульман —Коран и Сунна.
Глава
1. Понятие семьи мусульманского
права
1.1.
Понятие правовой
системы и правовой
семьи
Правовую систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов. Иными словами, правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации. Правовая система состоит из трех элементов: 1. Система права 2. Юридические теории 3. Юридическая практика.
1. Система права – внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними. Система права имеет свои элементы: нормы (нормы-принципы, естественные права человека, референдумы (нормы, принимаемые обществом), централизованные (принимаемые государством), локальные (принимаемые местным самоуправлением), корпоративные (принимаемые организациями), договорные) объединяются в субинституты. Они, в свою очередь, действуют в рамках институтов права. Институт – совокупность норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. А подотрасли действуют в порядке отрасли. Отрасль права – совокупность норм, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений.
2.
Юридические теории –
3.
Юридическая практика –
Мусульманское
право - это система норм, выраженных в
религиозной форме и основанных на мусульманской
религии - исламе. Ислам исходит из того,
что существующее право произошло от Аллаха,
который в определенный момент истории
открыл его человеку через своего пророка
Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной
жизни, а не только те, которые подлежат
правовому регулированию.¹ Право Аллаха
дано человеку раз и навсегда, но божественные
открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях.
Ислам - самая молодая из трех мировых
религий, но имеет очень широкое распространение.
Эта религия содержит теологию, которая
устанавливает догмы и уточняет, во что
мусульманин должен верить; шар, или шариат,
т.е. предписания верующим: что они должны
делать и чего не должны. Шариат означает
в переводе на русский язык "путь следования"
и составляет то, что называется мусульманским
правом. Это право указывает, как мусульманин
должен вести себя, не различая, обязательств
по отношению к себе подобным и по отношению
к Богу. Иными словами, шариат основан
на идее обязанностей, возложенных на
человека, а не на правах, которые он может
иметь. Последствием невыполнения обязанностей
является грех того, кто их нарушает, поэтому
мусульманское право не уделяет много
внимания санкциям, установленными самими
нормами. Оно регулирует отношения только
между мусульманами. В исламе государство
выполняет роль служителя религии. Ислам
по своей сущности, как и иудаизм, - это
религия закона. В исламе господствует
концепция теократического общества,
в котором государство имеет значение
лишь как служитель установленной религии.²
__________________
1 Сюкияйнен А.Р. '' Мусульманское право''. 1986 г.
_________________________
² Давид Р., Жоффе-Спинози К. «Основные правовые системы современности. 1998г .
1.
2. Различные подходы
к классификации правовых
систем
Классификацию правовых систем современности следует рассматривать как сложную по структуре систему правовых семей, правовых групп и отдельных национальных правовых систем. Внутри каждой правовой семьи можно предусмотреть еще более дробные классификации, т.е. разделить ее на несколько правовых групп. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права — группу английского права и группу американского права и т.п.
Еще более дробную внутрисемейную классификацию дает академик В. Кнапп, различая, например, в романо-германской правовой семье следующие «сферы» (группы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право.
В основу классификации, во-первых, могут быть положены более широкие или, наоборот, более узкие исходные географические сферы. Во-вторых, критерии могут носить не географический, а исторический характер.
И,
наконец, в качестве таковых могут
выступать собственно юридические
институты и отрасли права. Словом,
в поисках развернутой
Однако
при всем многообразии позиций и
точек зрения можно выделить (разумеется,
весьма условно) два основных направления
классификации правовых систем современности,
каждое из которых в свою очередь
имеет несколько
Первое
направление наиболее ярко представлено
в работах известного французского
ученого Р. Давида, выдвинувшего идею
трихотомии — выделения трех «правовых
семей» (романо-германской, англо-саксонской,
социалистической), к которым примыкает
весь остальной юридический мир,
охватывающий четыре пятых планеты
и названный «религиозные и традиционные
системы».
В
основе этой классификации лежат
два критерия — идеологический (сюда
Р. Давид относит факторы религии,
философии, экономической и социальной
структуры) и критерий юридической
техники, причем оба они должны быть
использованы «не изолированно, а
в совокупности».
Наиболее известным представителем второго направления является западногерманский юрист К. Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие «правовой стиль»(«стиль права»), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы, 2) своеобразие юридического мышления, 3) специфические правовые институты, 4) природу источников права и способы их толкования, 5) идеологические факторы.
На
этой основе К. Цвайгерт различает восемь
правовых семей: романо-германская правовая
семья; правовая семья общего права; скандинавская
правовая семья; латино-американская правовая
семья; мусульманская правовая семья;
индусская правовая семья; семья обычного
права; дальневосточная правовая семья.¹
_________________
¹Кнапп В. Крупные системы права в современном мире 1978. С. 228—231.
Глава
2. Формирование семьи
мусульманского права
2.1.
Формирование ислама
и зарождение мусульманского
права
Тот факт, что мусульманское право возникло и развилось в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаичный характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации.
Ислам — одна из великих религий мира. Чисто духовное явление — возникновение новой мировой монотеистической религии — сопровождалось неотделимыми от него политическими последствиями эпохального значения: арабской экспансией, приведшей к образованию мощного теократического государства — Халифата.
Религиозные представления древних арабов можно определить как патриархальный генотеизм, при котором каждое племя верило в своего особого бога-покровителя. При этом идея племенного божества не только не исключала, а, напротив, подразумевала существование иных богов — покровителей других племен.
Языческому культу многочисленных племенных божеств ислам противопоставил вероучение о едином, могущественном, милосердном, всеведущем и вездесущем верховном божестве-творце, правителе и верховном судии мира. Языческие верования, основанные на преклонении человека перед грозными силами природы, сменились религией, обращенной к человеку, к его нравственным потребностям, к его судьбе, земной и посмертной.