Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:52, реферат
Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «Бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.
1 История
2 Современное развитие
3 Формы пантеизма
4 Спорные вопросы
4.1 Использование религиозных терминов
5 Схожие концепции в других религиозных традициях
5.1 Даосизм
5.2 Индуизм
5.3 Другие религии
6 Родственные концепции
7 Примечания
Содержание
Введение
Пантеизм —религиозное и филосо
Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого:
παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) —
«Бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в
сближении с Вселенной.
Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Б
1.История.
Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме кЛейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.
Среди них досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр. Ст
На Западе между IV и XV веками пантеизм
был в упадке, рассматривался как ересь(например, амальрикан
В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якобии сторонником Мозесом Мендельсоном способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVI — начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.
В течение XIX века в Европе пантеизм
многими расценивался как религия
будущего, привлёк внимание таких
мыслителей, как: Вордсворд иКольридж в Анг
В XX веке пантеизм был оттеснён политическими
идеологиями коммунизма,национа
2.Современное развитие.
В конце XX века пантеизм начал заново возрождаться. Пантеисты настаивают на необходимости экологического сознания в обществе и СМИ. Часто говорится о том, что пантеизм лежит в основе теологии язычества. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество», однако его численность остаётся небольшой. В 1999 году было создано «Мировое пантеистическое движение», которое имеет сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям.
В преддверии глобального
экологического кризиса меняется отношение
к природе, популярность и значимость
пантеизма растет с начала XXI века. Ричард Докинз в «Бог как иллюзия» описывает натуралисти
Ватикан продолжает выступления против пантеизма в папской энциклике от 2009 года и в послании 1 января 2010 года, в котором раскритиковал пантеизм за отрицание превосходства людей над природой и «видение источника спасения человека в природе». Фильм «Аватар», снятый Джеймсом Кэмероном в 2009 году, по общественной оценке представляет пантеистическое внимание и отношение к природе. The New York Times характеризует фильм как «продолжительную апологию пантеизма… выбор Голливуда религии для современного поколения».
3.Формы пантеизма.
Существует множество форм пантеизма и подходов к их классификации. Во всех формах пантеизма выражено почтение к Вселенной или Тотальности, подразумевается всеохватывающее единство, внимание акцентируется на природе в качестве духовного и этического центра.
Формы пантеизма можно
рассматривать и
4.Спорные вопросы.
Внутри сообщества пантеистов ведутся
споры о применении слова «Бог».
Пантеисты не верят в Бога в
традиционном понимании в качестве
личности и творца, вследствие чего
одни современные пантеисты
Некоторые критики утверждают, что в пантеизме под словом «Бог» понимается не что иное, как «природа», «Вселенная» или «реальность». Однако слово «Бог» (если его употребляют) означает скорее выражение чувств пантеиста, чем проявление сверхъестественных сил во Вселенной.
Поскольку пантеизм рассматривается
как альтернатива теизму, то отрицает положения теизма. Например,
в теизме верят в Бога-личность трансцендентного
Также нет единого мнения о соотношении пантеизма и атеизма. Атеисты спорят, что нетеистический бог пантеизма не является богом (в традиционном смысле). Вместе с тем, трансцендентность божества не является непременным атрибутом.
5.Схожие концепции в других религиозных традициях.
Даосизм пантеистичен в сочинениях ведущих мыслителей Лао-цзы и Чжуан-цзы
Чжуан-цзы обозначает пантеистический характер даосизма ещё более отчётливо: «Небо и я сотворены вместе, и все вещи и я — одно.» На вопрос о том, где Дао, он отвечает, что Дао во всём: «Нет места без него… Ничто не существует без Дао.»
Предположительно в индийских
религиозных текстах содержатся
наиболее древние пантеистические
идеи. В индуистской
теологии Брахман — неизменная, безличностная,
бесконечная, имманентная реаль
Определённые формы буддизма и
некоторые мистические
Среди унитарных универсалистов многие считают себя пантеистами. В религиозно-этическом течении толстовства, помимо прочих идей, проповедуется пантеизм
В суфизме сильна вера в единство природы и концепцию всего существующего как проявление различных аспектов Бога, вследствие этого взгляды отдельных суфийских мыслителей, в особенности испытавших влияние западной философии XIX века, близки к пантеизму.
Многие этнические религии, включая африканские и индейски
6. Родственные концепции
Существуют теологические и философские концепции, которые связывают элементы пантеизма и классического теизма. Термин панентеизм (от древнегреческого: πᾶν (pân) «всё»; ἐν (en) «в»; и θεός (theós) «Бог»; «всё-в-Боге») введён в XIX веке в Германии. Согласно панентеистическим представлениям, Бог присутствует во всех вещах, включает в себя Вселенную, но также находится вне Вселенной. Иногда одновременно пантеистические и панентеистические черты органично присутствуют в религиозных и философских воззрениях мыслителей, и панентеизм рассматривается в качестве формы пантеизма. Вместе с тем, панентеизм часто различают от форм пантеизма, например, от натуралистического пантеизма. Пандеизм (содержит элементы деизма и пантеизма) и панпсихизм (представление о всеобщей одушевлённости природы) среди других родственных учений.
Список литературы
1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.
2. Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия: Учебник. – 3-
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2004 – 640 с.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
5. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 440 с.
6. Филсофия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005 – 828 с.