Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 19:51, контрольная работа
В современном обществе много внимания уделяется религиям разных народов, телевидение постоянно транслирует документальные и художественные фильмы о религии мусульман, католиков, иудеев, православных христиан и т.д. Практически каждый человек знает богов Древней Греции (Зевс, Посейдон, Гера, Афина, Афродита и т.д.) и связанные с ними мифы, с этими героями снято много ярких и красочных фильмов для детей и взрослых, написаны книги. Много внимания уделяется изучению религии Древнего Египта (обожествление фараона, культ погребения, поклонение богу Ра). Подробно изучено христианство, все этапы его развития, от возникновения христианства в формате не большого общества, до ее становления великой и мировой религии. Так же большое внимание уделяют мусульманству. Эта современная тенденция вызвала во мне желание продолжить знакомство с религиями древних народов. В своей работе я постараюсь подробнее изучить религию древних германцев, их мировоззрение, поклонение богам, погребальный культ, мифологию. Выбранная тема, интересна мне тем, что древние германцы стали плацдармом для будущей европейской цивилизации.
Введение 1
Глава 1. Кто такие германцы. 4
Глава 2. Религиозное воззрение древних германцев. 8
2.1. Древнегерманские боги. 8
2.2. Предметы и места культа. 11
2.3. Обряды. 12
Заключение. 14
Список используемой литературы. 15
Содержание.
Введение
Глава 1. Кто такие германцы.
Глава 2. Религиозное воззрение
древних германцев.
2.1. Древнегерманские боги.
2.2. Предметы и места
культа.
2.3. Обряды.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
В современном обществе много внимания уделяется религиям разных народов, телевидение постоянно транслирует документальные и художественные фильмы о религии мусульман, католиков, иудеев, православных христиан и т.д. Практически каждый человек знает богов Древней Греции (Зевс, Посейдон, Гера, Афина, Афродита и т.д.) и связанные с ними мифы, с этими героями снято много ярких и красочных фильмов для детей и взрослых, написаны книги. Много внимания уделяется изучению религии Древнего Египта (обожествление фараона, культ погребения, поклонение богу Ра). Подробно изучено христианство, все этапы его развития, от возникновения христианства в формате не большого общества, до ее становления великой и мировой религии. Так же большое внимание уделяют мусульманству. Эта современная тенденция вызвала во мне желание продолжить знакомство с религиями древних народов. В своей работе я постараюсь подробнее изучить религию древних германцев, их мировоззрение, поклонение богам, погребальный культ, мифологию. Выбранная тема, интересна мне тем, что древние германцы стали плацдармом для будущей европейской цивилизации. Эту тему изучали ряд исследователей как отечественных, так и зарубежных. Токарев Сергей Александрович (1899-1985 гг.) – ученый-этнограф, историк этнографической науки, исследователь религиозных воззрений, доктор исторических наук, он писал что: «Германские племена стояли в эпоху их соприкосновения с цивилизованными народами античного мира примерно на том же уровне развития, что и славяне: большинство их едва лишь начало выходить из рамок чисто родовых отношений. Соответственно этому и религия их не в меньшей степени сохраняла архаические формы»1. Соловьева Людмила Николаевна - историк, исследователь, доктор исторических наук, пишет о германцах следующее: «Религия древних германцев уходит своими корнями в общее индоевропейское прошлое, но в ней развиваются и собственно германские черты»2. Гуревич Арон Яковлевич (1924-2006 гг.)- советский, российский историк-медиевист, культуролог, писал что: «Изучение религии необходимо для дальнейшего изучения социального и общественного строя древних германцев»3. Также изучением этой темы занимались: Буданова В. П., Кузьменко Ю.К., Шервуд Е. А., Томпсон Э. А., Тодд Малькольн и т.д. Основными источниками, которыми я буду пользоваться во время изучения данной темы являются: Корнелий Тацит «О происхождении германцев», Юлий Цезарь «Записки о Гальской войне». Цель моей работы, опираясь на труды исследователей и на данные источники изучить как можно подробнее религию древних германцев.
Глава 1. Кто такие германцы.
Первые сведения о германцах даны нам архиолагами. Германцы обитали на севере центральной Европы между Эльбой и Одером и на юге Скандинавии, включая и полуостров Ютландию. Данные археологии позволяют предполагать, что эти территории были заселены германскими племенами с начала неолита, то есть с третьего тысячелетия до н.э.4 Первые письменные сведения о древних германцах встречаются в трудах греческих и римских авторов. Самое раннее упоминание о них было сделано купцом Пифеем из Массилии (Марсель), жившим во второй половине 4 в. до н.э. Пифей путешествовал морем вдоль западного побережья Европы, затем по южному побережью Северного моря. Он упоминает племена гуттонов и тевтонов, с которыми ему пришлось встречаться во время его плавания. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 в. до н.э.).5 Более подробное описание германцев и их местоположения приходится на первые века н.э. Римский историк Корнелий Тацит в своих трудах дал подробное описание местоположения Германии: «Германия отделена от галлов, ретов и паннонцев реками Рейном и Дунаем, от сарматов и даков — обоюдной боязнью и горами; все прочие ее части охватывает Океан. Рейн берет начало на неприступном и крутом кряже Ретийских Альп и, отклонившись на небольшое расстояние к Западу, впадает в Северный Океан. Дунай, изливаясь с отлогой и постепенно повышающейся горной цепи Абнобы, протекает по землям многих народов, пока не прорывается шестью рукавами в Понтийское море; седьмой проток поглощается топями».6 Древние германцы по описаниям античных авторов, были высокими, с крепким телосложением, светлыми волосами и светлыми глазами. Верхняя одежда у всех — короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у берегов реки — какие придется, те, что вдалеке от них, — с выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемых внешним Океаном или неведомым морем. Одежда у женщин не иная, чем у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава, так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них.7 Похожее описание дал в своих трудах Юлий Цезарь и Гай Плиний Старший. Возможно именно из-за их одежды, они выглядели еще более опасными, настоящими варварами для римлян. Германцы селились родами и родственными группами, т.е. племенными общинами. Во главе германских племен стояли старейшины – кунинги. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник, он собирал вокруг себя дружину.8 Рабство у древних германцев носило иной характер, чем в рабовладельческом Риме. Рабами являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Раба можно было продать и безнаказанно убить. Но в других отношениях раб - это младший член рода. Он имеет собственное хозяйство, но обязан отдавать своему господину часть скота и урожая. Его дети растут вместе с детьми свободных германцев, и те и другие в суровых условиях.9 Из выше написанного можно сделать вывод, что общественный строй древних германцев развивался, имея определенную систему. Это общество не было дикарями. селения германцев состояли из бревенчатых хижин, которые отстояли друг от друга на значительном расстоянии и были окружены земельными участками. Возможно, в этих жилищах размещались не отдельные семьи, а целые родовые группы. О внешнем украшении своих жилищ германцы, по-видимому, не заботились, хотя части строений обмазывали цветной глиной, что улучшало их вид. Германцы выкапывали также помещения в земле и утепляли их сверху, там они хранили припасы и спасались от зимних холодов.10 О таких же «подземных» помещениях упоминает Корнелий Тацит и Юлий Цезарь. Такое единодушие, не оставляет сомнений в данной информации. Германцам были известны различные ремесла. Кроме ткачества, они знали производство мыла и красителей для тканей; некоторым племенам было известно гончарное дело, добыча и обработка металлов, а те, которые жили по побережью Балтийского и Северного морей, занимались также судостроением и рыболовством. Торговые сношения существовали между отдельными племенами, но интенсивнее торговля развивалась в местах, пограничных с римскими владениями, и римские купцы проникали в германские земли не только в мирное, но даже и в военное время. Германцы предпочитали меновую торговлю, хотя деньги были им известны уже во времена Цезаря. У римлян германцы покупали металлические изделия, оружие, домашнюю утварь, украшения и разные принадлежности туалета, а также вино и фрукты. Римлянам они продавали скот, шкуры, меха, янтарь с побережья Балтийского моря.11 Древние германцы небыли единым народом. Они так же как и все великие цивилизации начали свое развитие с родо-племенного строя. Германские племена распадаются на пять групп: 1) вандилиев, часть которых составляют бургундионы, варины, харины, гутоны; 2) ингвэонов, к которым принадлежат кимры, тевтоны и племепа хавков ; 3) иствэонов, ближе всего живущих к Рейну и включающих в себя сикамбров; 4) живущих внутри страны гермионов, к которым относятся свевы, гермундуры, хатты, херуски; б) пятую группу-певкинов и бастарнов.12 Но несмотря на такое большое количество племен, образом жизни и мышлением они были похожи. В дальнейшей своей работе я хочу раскрыть еще одну сторону их жизни – это религия.
Глава 2. Религиозное воззрение древних германцев.
2.1 Древнегерманские боги.
Древние германцы были язычниками. Так же как и славяне. Язычество – это классическая форма религиозного воззрения в обществе родо - племенного строя. В древних песнопениях, а германцам известен только этот вид повествования о былом и только такие анналы, — они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн — прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине — гермионами, все прочие — истевонами. Но поскольку старина всегда доставляет простор для всяческих домыслов некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что эти имена подлинные и древние.13 Основная форма древнегерманской религии, был культ племенных богов-покровителей и племенных святых. У каждого племени был свой священный лес или роща, где происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. Танфана - богиня марсов и родственных им племен ; Бадугенна - богиня фризов ; Нертус - богиня-покровительница союза семи племен Ютландского полуострова, святилище которой находилось на одном из островов ; боги-близнецы Алки-у племени наганарвалов . На нижнем Рейне почиталась богиня Негаления, имя которой известно из многочисленных надписей и изображений; видимо, это было божество батавов.14 Помимо индивидуальных богов, которым поклонялось конкретное племя, в германской религии были и общие боги, которым поклонялись все племена. Тор (южногерманский Донар) - божество грома и молнии со своим грозовым молотом; Тиу (Циу) - бог сияющего неба; Бальдер - светлое божество плодородия, весны и растительности; Фрейр, тоже связанный с плодородием; Локи - хитрый и коварный бог огня. Наиболее сложен и неясен Бодан южногерманских племен, соответствующий северогерманскому Одину. Бог бури, вихря. С другой стороны, он же выступает как бог умерших, владыка загробного царства, водитель душ.. В северогерманской мифологии Один царствует в светлой Валгалле; воинственные девы-валкирии приводят туда к нему души храбрых воинов, павших в бою. По этой мифологии, Один - главный бог, бог-воитель, но в то же время и мудрый волшебник, знаток священно-магических рун. У южных германцев образ Бодана связывался и с психической жизнью человека: он считался богом бурных душевных движений, бешенства, неистовства.15 Величайшим богом войны у древних германцев был Тиваз (Тюв или Тюр). Повелитель битвы и бог неба. Также германцы поклонялись женскому божеству, Нетра – богиня плодородия. У римских писателей она отождествляется с матерью-землей.16
2.2. Предметы и места культа.
Согласно римским историкам германцы считали, что изображение божества в каком-либо виде не совместимо с природой бога. Лишь деревянные фигурные скульптуры (идолы) были предметами религиозного культа. Эти фигуры были грубой отделки, но с внешними половыми признаками, которые прикрывались тканью. Дошедшие до нас образцы этих деревянных фигур пришли из торфяных болот. Наиболее поразительная находка — это пара фигур, мужская и женская, из Браака (Гольштейн). Каждая из них — почти три метра в высоту. Они лежали в торфе рядом с толстым слоем пепла и разбитой керамики — остатками каких-то ритуальных действий. Еще одна небольшая, но, тем не менее, впечатляющая статуэтка — фигура мужчины из Поссендорфа (Тюрингия) высотой в 90 сантиметров. Одна его рука поднята высоко над головой. Рядом с фигурой стояли бронзовый котел и семь керамических сосудов, а несколько дальше лежал скелет мужчины — возможно, принесенного в жертву божеству.17 Аналогичная ситуация происходит и с местами культа древних германцев. Они не строили храмы для своих богов, как это делали, к примеру греки. Местом культа была роща или полянка в лесу, где возможно устанавливались деревянные скульптуры (идолы) для проведения обряда. Удивительная археологическая находка обнаружена в 1837 г. в Пьетроассе (или Петрос-се) в Румынии позваляет нам представить какие еще предметы использовались на месте культа. Это огромный клад из двадцати двух золотых предметов из кубков, высоких изящных ваз с ручками, богато украшенной золотой чаши, огромного золотого блюда весом в семь килограммов, двух многоугольных ажурных кубков с ручками в виде изящных зверей и множества украшений, в том числе брошей и ожерелья. Археологи высказали предположение, что этот клад пренадлежал готскому святилищу. Интересное сооружение, возможно святилище, недавно было открыто в Дампе (Шлезвиг-Гольштейн). Оно состояло из нескольких прямоугольных оград, отмеченных рядами камней, и круга из довольно больших камней, похожего на каменные круги, характерные для Европы эпохи неолита и бронзового века. Ни один из прямоугольных каменных контуров не мог быть фундаментом дома или какого бы то ни было строения, и интерпретация этого сооружения как места культа кажется вполне разумной. Датируется оно, возможно, концом римского периода или эпохой Великого переселения народов.18
2.3. Обряды.
В германской религии, так же как и во всех других религиях существовали разные обряды, которые охватывали все сферы жизни древних германцев. Самый жестокий обряд – это жертвоприношение. В военное время особенно популярный у германцев. Этот аспект культа можно проследить на протяжение всего язычества. Есть много письменных источников с описанием этих жертвоприношений: «одетые в белое жрицы кимвров приносили избранных пленников в жертву, подвешивая их над гигантским бронзовым котлом, а затем перерезая им горло, так что их кровь стекала вниз, в сосуд».19 Подобное описывает писатель Орозий, рассказывая о том, что случилось с пленниками и добычей, которых захватили кимвры в 105 г. До н.э.: «Враги захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священодействия уничтожили все, чем овладели: одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские фалеры искорежены, сами кони извергнуты в пучину вод, а люди повешаны на деревьях».20 Археологические находки дают яркое подтверждение этим пассажам древних писателей. Были обнаружены остатки подобных жертвенных обрядов. В частности, болота Дании и Шлезвиг-Гольштейна свидетельствуют о влиянии силы богов войны на души германцев.21 Обряд погребения. Похороны у них лишены всякой пышности; единственное, что они соблюдают, это — чтобы при сожжении тел знаменитых мужей употреблялись определенные породы деревьев. В пламя костра они не бросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предается огню только его оружие, иногда также и его конь. Могилу они обкладывают дерном. У них не принято воздавать умершим почет сооружением тщательно отделанных и громоздких надгробий, так как, по их представлениям, они слишком тяжелы для покойников. Стенаний
и слез они не затягивают, скорбь и грусть сохраняют надолго. Женщинам приличествует оплакивать, мужчинам — помнить.22 Так же распространенным обрядом у германцев было гадание. Гаданием занимались жрецы. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками Если оно сулит неудачу, повторный запрос о том же предмете в течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно. необходимо, чтобы предреченное, сверх того, было подтверждено и птицегаданием. Ведь и здесь также принято отыскивать предвещания по голосам и полету птиц.23 Особое значение придают гаданию на конях, так как они считаются святыми животными, посредники богов. Принадлежа всему племени, они выращиваются в тех же священных дубравах и рощах, ослепительно белые и не понуждаемые к каким-либо работам земного свойства; запряженных в священную колесницу, их сопровождают жрец с царем или вождем племени и наблюдают за их ржаньем и фырканьем.24 Также большое внимание уделяется женщинам. Германцы считают, что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренебрежением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний.25
Заключение.
В своей контрольной работе я изучила довольно подробно религию древних германцев, опираясь на труды исследователей и источники. Характеризуя культуру древних германцев, еще раз подчеркнем ее историческую ценность: именно на этой «варварской», полу первобытной, архаичной культуре выросли многие народы Западной Европы. Народы современной Германии, Великобритании, Скандинавии. Несмотря на то, что древние германцы стояли на достаточно низком уровне развития по сравнению со своим могущественным соседом – Римской империей (которая, кстати, оказалась повержена именно этими «варварами»), и только-только переходили от родового строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен существовала и развивалась. Религия была частью этой культуры. Древние германцы были воинственным народом, им приходилось много и часто воевать, жили очень бедно, питались скромно, одевались просто. Такой образ жизни закалил характер людей, и сделал их более жестокими. Это очень хорошо прослеживается в религии древних германцев: человеческие жертвоприношения пленных, показатель жестокости по отношению к чужакам. Так же можно сделать предположение что из-за бедности от постоянных воин древние германцы не строили храмов для богов, а обходились местом культа на природе. Религиозные скульптуры были из дерева, а не из драгоценного металла. Главным богом германцев был бог войны, т.к. на первом месте для древних германцев была война.