Религия как социокультурное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 21:03, реферат

Краткое описание

Несколько подходов к определению религии: теологический, философский, критический, научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий (своего рода универсалия, «общий термин»); религии существуют как модификации единой первоначальной религии.
Структура развитых религий:
1) религиозное сознание – обыденное и концептуальное (Теология, Теизм, религиозная философия);

Вложенные файлы: 1 файл

1. Религия как социокультурное явление..docx

— 18.44 Кб (Скачать файл)

1. Религия как социокультурное явление.

Несколько подходов к определению религии: теологический, философский, критический, научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий (своего рода универсалия, «общий термин»); религии существуют как модификации единой первоначальной религии.

Структура развитых религий:

1) религиозное сознание  – обыденное и концептуальное (Теология, Теизм, религиозная философия);

2) деятельность – культовая  (Культ) и внекультовая;

3) отношения; 4) институты  и организации.

Религиозное сознание – задает содержание и особенности Р. как области духовной жизни. Ему присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики.

Функции религии: 

1) мировоззренческая - задает предельные критерии, Абсолюты; 2) компенсаторная - восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущербность бытия человека; 3) регулятивная - с помощью норм религиозного права, морали, обычаев, институтов осуществляет управление деятельностью и отношениями; 4) интегрирующее-дезинтегрирующая – объединяет и разъединяет; 5) культурно-транслирующая - являясь составной частью культуры способствует развитию определенных ее слоев – грамотности, письменности, школ. Но, с др. стороны определенные слои культуры отторгаются, отталкиваются – языческая культура, смеховая, портретная живопись; 6) легитимирующее-разлегитимирующая – узаконивает и утверждает неправомерность.

Предпосылки религии:

1) космические; 2) атмосферные; 3) геотектонические;

4) социумные; 5) социокультурные; 6) антропологические;

7) психологические; 8) гносеологические

Подходы к  определению сущности религии:

1) объективно-идеалистический;

2) субъективно-идеалистический  (Шлейермахер);

3) натуралистический (Фрейд «Тотем  и табу»);

4) антропологический (Фейербах) - в его понимании, бог, предмет религиозного поклонения – это такой фантастический образ, созданный в сознании людей, который в определенной степени отражает их собственную сущность;

5) диалектико-материалистический - рассматривает религию как одну из форм общественного сознания, возникающую на определенной этапе существования человеческого общества. Истоки религии необходимо искать не в потустороннем мире, а в реальных связях и отношениях, характерных для повседневной общественной жизни. Здесь религия определяется как искаженное отражение действительных реальных отношений людей.

Таким образом, сущность религиозного мировоззрения заключается в  том, что его основой является вера в сверхъестественный «абсолют», который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств  и характерных особенностей. Кроме  того, характерной чертой религиозного сознания является то, что оно основано на недоказуемых утверждениях о конечных причинах мира, о смысле и ценности человеческого существования.

Основой религиозного мировоззрения, таким образом, является религиозная  вера, включающая в себя знание и  принятие в качестве истинных религиозных  идей, представлений и понятий, а  кроме того, уверенность в существовании  гипостазированных, т.е. сущностных основ, а также присущих им свойств и  вещей.

Говоря о сущностных характеристиках  религии, мы подчеркивали, что она  есть феномен культуры. В этой связи  целесообразно остановиться на соотношении  этих понятий. При всех различиях  в уровнях развития Р. и К. и  их соотношениях между собой, они  всегда являются существенными факторами  личной, общественной и государственной  жизни. Стоит отметить, что даже атеизм не представляет в этом ряду исключение, поскольку утверждает и определяет себя через то или иное отношение  к религии.

Р. и К. соотносятся между  собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под  влиянием исторических условий. Например, вплоть до начала эпохи Нового времени  Р. безраздельно царила в обществе, образовывая одну из главных функциональных составляющих этого общества, она  представляла собой своеобразный управленческий центр всей общественной жизни, являясь  хранилищем коллективного социального  опыта.

Существует два противоположных  понимания роли Р. и К. в жизни  современного общества. С одной стороны, в них видят источник общественного  развития – в последние годы все  чаще раздаются голоса, что источником возрождения России должно стать  православие, являющееся, по мнению многих, первоисточником российской культуры и государственности. С другой стороны, признается, что само общество, в  процессе своего развития обновляет  Р. и К.

 

Религия, в свою очередь, также играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача религий как  социокультурного явления - в позитивном поддержании нормального течения жизни. Религиозные представления - это коллективные представления, выражающие коллективные реальности, обряды - это способы действия, возникающие в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп.

Эти задачи обеспечиваются тем, что  религиозная вера имеет два главных  источника. Один из них - это вера во всемогущего Бога, выступающего судьей людей. Второй источник - вера, вероятно, возникшая на основе нормальных и  сверхнормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающееся существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога, его наследником, он - "дитя бессмертия", способное войти в вечную жизнь.

Т.е., наука дает возможность человеку накапливать информацию и факты, религия позволяет обрести моральные  ценности и цель в жизни.

Однако для нашего времени характерно кризисное мироощущение. Одним из проявлений его в жизни современного человека стало усиление антисциентистских настроений (неверие в науку). Среди причин этих настроений в интересующем нас контексте выделим две.

Первая связана с разочарованием в традиционной науке, ее неспособностью решить некоторые жизненно важные проблемы - технические, медицинские и другие. 

Вторая причина обусловлена  дисциплинарной разрозненностью и  утилитарной направленностью современной  науки. Современный человек, имеющий  определенное, узконаправленное образование, имеет дело не со всей сферой научного знания, а лишь с фрагментами, доступными ему, он не получает целостного представления  о мире. Наука, следовательно, не достигает  в этой ситуации главной познавательной цели.

Религия остается загадкой не только в теоретическом, но и в этическом  смысле. Она полна теоретических  и этических противоречий. Она  обещает нам общение с природой, с людьми, со сверхъестественными  силами и с самими богами. Однако ее воздействие прямо противоположно. Религия, в ее конкретном проявлении, становится источником непримиримых разногласий  и фанатичной борьбы между людьми. Религия претендует на обладание  абсолютной истиной, но ее история есть история ошибок и ересей.

Антропологов и этнологов часто  поражало сходство элементарных идей, обнаруживаемых ими во всем мире и  при совершенно различных социальных и культурных условиях. То же характерно и для религии. Предметы веры, догматы, теологические системы заняты бесконечной борьбой. Порой и этические идеалы различных религий настолько широко расходятся, что едва ли совместимы друг с другом. Тем не менее, все это не затрагивает специфической формы религиозного чувства и внутреннего единства религиозного мышления. Меняются религиозные символы, но основополагающие принципы, символическая деятельность, как таковая остаются неизменными.


Информация о работе Религия как социокультурное явление