Социально-этическое учение ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:06, реферат

Краткое описание

Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми. На протяжении многих столетий социальная доктрина ислама в своей основе оставалась неизменной. Исходя из принципа абсолютного совершенства всего созданного аллахом, богословы и религиозные организации рассматривали наличный общественный строй как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как „богопротивные". Тягчайшим преступлением против бога и веры признавалось возбуждение в народе недовольства против власти эксплуататоров.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиеведенье.docx

— 22.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный технический университет

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

Реферат

На тему: “ Социально-этическое учение ислама. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            

                                                                                             Выполнил:  

                                                                                             ст. гр. ТКС 10н

                                                                                             Бездольний Е.Н.

                                                                                             Принял:

                                                                                             Федосов А.С.

                                                                                          

                                                            Донецк

                                                             2011р.

 

 

 Социально-этическое  учение ислама. 

 

 

              Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми. На протяжении многих столетий социальная доктрина ислама в своей основе оставалась неизменной. Исходя из принципа абсолютного  совершенства всего созданного аллахом, богословы и религиозные организации  рассматривали наличный общественный строй как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как „богопротивные". Тягчайшим преступлением против бога и веры признавалось возбуждение в народе недовольства против власти эксплуататоров.Частная собственность на средства производства, лежавшая в основе эксплуататорских общественных отношений, объявлялась неприкосновенной.          

Огромные социальные перемены, происшедшие  в мире в XX в., небывалый рост притягательности идеологии и практики реального социализма, стремление трудящихся мусульманских стран к общественным переменам не могли не сказаться на социальных позициях ислама. Был разработан ряд концепций, не имевших аналога в прошлом.          

Богословские построения религиозных деятелей из Марокко, Пакистана, Малайзии, Египта и других стран утверждают, что наилучшим образцом социального устройства, обеспечивающим мир и благоденствие для всех членов общества, является мусульманская община времен пророка Мухаммеда. Они призывают правоверных возродить общественные порядки более чем тысячелетней давности. Часть богословов   этой   зоны   считают, что единственно возможный путь к самому прогрессивному и процветающему обществу лежит через введение в мусульманских странах нашего времени норм права и морали, установленных Кораном и Сунной. В соответствии с подобной концепцией нет необходимости бороться против эксплуататорского строя и его фундамента - частной собственности на средства производства, не надо стремиться менять характер политической власти, нужно лишь ввести шариатские установления и обеспечить их неукоснительное выполнение, и все социально-экономические проблемы, стоящие перед мусульманскими странами, будут решены.       

В богословских кругах все сильнее  пробивает себе дорогу идея о праве  каждого мусульманина на иджтихад, т. е. на самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам. И все сильнее критикуется  традиционная концепция суннизма, исходившая из того, что „двери иджтихада были закрыты" с созданием в Х в. четырех богословско-юридических школ (мазхабов). По-новому толкуется многими теологами учение о джихаде. Если на протяжении веков джихад означал религиозную обязанность мусульман вести войну за веру против „неверных", то в настоящее время это понятие расширено. Под него подводится и борьба за укрепление экономического и военного могущества мусульманских стран, и борьба за освобождение арабских земель, оккупированных Израилем, и мирная проповедь ислама. Модернистски настроенное духовенство призывает мусульман овладевать светскими науками, бороться против суеверий, под которыми нередко понимается и поклонение так называемым святым местам, в течение веков поддерживавшееся религиозными организациями.          

Освобождение мусульманских народов  от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом  мире поставили принципиально новые  проблемы перед представителями  мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в  широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися  странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого  “третьего пути”, отличного как  от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к  традиционным ценностям Ислама, мусульманские  общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис  об исламском пути развития как о  единственно приемлемом для стран  распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского  государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского  социализма” и т.д., нередко существенно  отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие  общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.  

           Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ‘ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.        

Эволюция социальных позиций ислама, попытки мусульманского духовенства внести изменения в его идеологию и культовую практику являются не только отражением в религиозной форме объективных процессов, происходящих в обществе. Это также результат понимания духовенством того, что в рамках традиционных исламских идей и предписаний ныне нельзя сохранить влияние на верующих.         

Всем мусульманским социальным концепциям, как видим, присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы со сверхъестественными силами, с их волей и приписываемыми ими установками, каковые будто бы, и играют решающую роль в жизни общества.           

Таким образом, социальная доктрина ислама не только не дает реальной программы для решения насущных общественных проблем, стоящих перед мусульманскими странами, но и не способствует уяснению направлений развития современного исторического процесса и его движущих сил. Она уводит своих сторонников и последователей от реальных путей борьбы за обеспечение социального прогресса.           

Связь веры с традиционным образом  жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.          

Характерная особенность мусульманской  религии состоит в том, что  она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И  личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено  целиком религиозным законам. В  прежние времена в мусульманских  странах имело место полное сращивание государственной и церковной  власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство  составляло штат его советников, суд  находился целиком в руках  духовных  лиц. И  уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым , отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.         

Поэтому и мусульманское духовенство  выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные  функции. Мулла, состоящий при мечети, - это, собственно, учитель в церковной  школе. Кади - это судья, знаток шариата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в вопросах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель  в высшей религиозной школе; совет  улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах  стоял шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом  разъяснения по тем или иным спорным  вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым  законом.          

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро  добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.         

В семейной морали и во взгляде  ислама на взаимоотношения полов  отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские  права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к  жене, оговариваются имущественные  права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению  с патриархальным обычным правом арабов.         

В социальных принципах раннего  ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все  мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство  и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные  противоречия; однако частная собственность  защищается Кораном. Торговая прибыль  объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил торговлю и запретил рост” (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса  между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.         

Мужчина становится мусульманином  после того, как над ним в  раннем возрасте совершается обряд  обрезания. Заключение брака совершается  в присутствии духовных лиц, ими  фиксируется и закрепляется чтением  священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине  иметь до четырех жен, если он в  состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских  странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд  также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к  Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом  и ответить за свои дела и намерения.         

  Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.

 

 Заключение

 

 Ислам - многосторонняя религия, которая  за долгий период своего развития прошла путь от родоплеменного культа к мировой  религии. Изучив историю и концепции  ислама, я пришел к выводу, что  ислам, как и любая другая религия, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам ислама, на мой взгляд, можно отнести его способность объединять людей, его четкую структуру. Но недостатков у ислама гораздо больше: активное вмешательство мусульманских духовных лиц в общественную и личную жизнь своих верующих; нечеткая социальная политика ислама, которая не идет в ногу с современным историческим развитием мира; повышенные требования к своим последователям. Кроме того, ислам уже давно используется как религиозное обоснование террористической войны, которую ведут некоторые исламские секты и объединения. В некоторых странах мусульманское духовенство выступает против научно-технического прогресса, против европейской культуры, что приводит к тому, что на фоне всех остальных «неисламских» государств эти страны выглядят сильно отставшими, как будто в них еще средневековье.          

В современном мире существует множество религиозных верований  и течений. Я считаю, что все  они имеют право на существование, если только не нарушают общечеловеческих принципов морали. Поэтому, если ислам  не является прикрытием для террора  и не тормозит культурное и техническое  развитие стран, где он является основной религией, (как это было с Афганистаном), он вполне приемлем.

 


Информация о работе Социально-этическое учение ислама