Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:06, реферат
Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми. На протяжении многих столетий социальная доктрина ислама в своей основе оставалась неизменной. Исходя из принципа абсолютного совершенства всего созданного аллахом, богословы и религиозные организации рассматривали наличный общественный строй как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как „богопротивные". Тягчайшим преступлением против бога и веры признавалось возбуждение в народе недовольства против власти эксплуататоров.
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный технический университет
Кафедра философии
На тему: “ Социально-этическое учение ислама.
Социально-этическое учение ислама.
Ислам является очень широкой по
охвату системой социального регулирования.
Почти все стороны жизни
Огромные социальные перемены, происшедшие в мире в XX в., небывалый рост притягательности идеологии и практики реального социализма, стремление трудящихся мусульманских стран к общественным переменам не могли не сказаться на социальных позициях ислама. Был разработан ряд концепций, не имевших аналога в прошлом.
Богословские построения религиозных деятелей из Марокко, Пакистана, Малайзии, Египта и других стран утверждают, что наилучшим образцом социального устройства, обеспечивающим мир и благоденствие для всех членов общества, является мусульманская община времен пророка Мухаммеда. Они призывают правоверных возродить общественные порядки более чем тысячелетней давности. Часть богословов этой зоны считают, что единственно возможный путь к самому прогрессивному и процветающему обществу лежит через введение в мусульманских странах нашего времени норм права и морали, установленных Кораном и Сунной. В соответствии с подобной концепцией нет необходимости бороться против эксплуататорского строя и его фундамента - частной собственности на средства производства, не надо стремиться менять характер политической власти, нужно лишь ввести шариатские установления и обеспечить их неукоснительное выполнение, и все социально-экономические проблемы, стоящие перед мусульманскими странами, будут решены.
В богословских кругах все сильнее пробивает себе дорогу идея о праве каждого мусульманина на иджтихад, т. е. на самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам. И все сильнее критикуется традиционная концепция суннизма, исходившая из того, что „двери иджтихада были закрыты" с созданием в Х в. четырех богословско-юридических школ (мазхабов). По-новому толкуется многими теологами учение о джихаде. Если на протяжении веков джихад означал религиозную обязанность мусульман вести войну за веру против „неверных", то в настоящее время это понятие расширено. Под него подводится и борьба за укрепление экономического и военного могущества мусульманских стран, и борьба за освобождение арабских земель, оккупированных Израилем, и мирная проповедь ислама. Модернистски настроенное духовенство призывает мусульман овладевать светскими науками, бороться против суеверий, под которыми нередко понимается и поклонение так называемым святым местам, в течение веков поддерживавшееся религиозными организациями.
Освобождение мусульманских
Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ‘ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Эволюция социальных позиций ислама, попытки мусульманского духовенства внести изменения в его идеологию и культовую практику являются не только отражением в религиозной форме объективных процессов, происходящих в обществе. Это также результат понимания духовенством того, что в рамках традиционных исламских идей и предписаний ныне нельзя сохранить влияние на верующих.
Всем мусульманским социальным концепциям, как видим, присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы со сверхъестественными силами, с их волей и приписываемыми ими установками, каковые будто бы, и играют решающую роль в жизни общества.
Таким образом, социальная доктрина ислама не только не дает реальной программы для решения насущных общественных проблем, стоящих перед мусульманскими странами, но и не способствует уяснению направлений развития современного исторического процесса и его движущих сил. Она уводит своих сторонников и последователей от реальных путей борьбы за обеспечение социального прогресса.
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.
Характерная особенность мусульманской
религии состоит в том, что
она энергично вмешивается во
все стороны жизни людей. И
личная, и семейная жизнь верующих
мусульман, и вся общественная жизнь,
политика, правовые отношения, суд, культурный
уклад - все это должно быть подчинено
целиком религиозным законам. В
прежние времена в
Поэтому и мусульманское духовенство
выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные
функции. Мулла, состоящий при мечети,
- это, собственно, учитель в церковной
школе. Кади - это судья, знаток шариата.
Муфтий - более высокий духовный
чин - главный авторитет в вопросах
шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель
в высшей религиозной школе; совет
улемов давал свои заключения по вопросам
религии и права. Во главе мусульманского
духовенства в отдельных
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.
В семейной морали и во взгляде
ислама на взаимоотношения полов
отразились понятия патриархально-родового
уклада. Женщина - подчиненное существо,
созданное Аллахом для
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил торговлю и запретил рост” (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Мужчина становится мусульманином
после того, как над ним в
раннем возрасте совершается обряд
обрезания. Заключение брака совершается
в присутствии духовных лиц, ими
фиксируется и закрепляется чтением
священных текстов Корана. Развод
для мужчины мусульманина относительно
прост, для женщины осложнен, но тоже
возможен. Ислам разрешает мужчине
иметь до четырех жен, если он в
состоянии их одинаково хорошо содержать.
В настоящее время на практике
многоженство встречается относительно
редко, а в некоторых мусульманских
странах оно несколько
Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.
Заключение
Ислам - многосторонняя религия, которая за долгий период своего развития прошла путь от родоплеменного культа к мировой религии. Изучив историю и концепции ислама, я пришел к выводу, что ислам, как и любая другая религия, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам ислама, на мой взгляд, можно отнести его способность объединять людей, его четкую структуру. Но недостатков у ислама гораздо больше: активное вмешательство мусульманских духовных лиц в общественную и личную жизнь своих верующих; нечеткая социальная политика ислама, которая не идет в ногу с современным историческим развитием мира; повышенные требования к своим последователям. Кроме того, ислам уже давно используется как религиозное обоснование террористической войны, которую ведут некоторые исламские секты и объединения. В некоторых странах мусульманское духовенство выступает против научно-технического прогресса, против европейской культуры, что приводит к тому, что на фоне всех остальных «неисламских» государств эти страны выглядят сильно отставшими, как будто в них еще средневековье.
В современном мире существует
множество религиозных