Спас Нерукотворный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 22:15, доклад

Краткое описание

СПАС НЕРУКОТВО́РНЫЙ, ИЛИ СВЯТО́Й УБРУ́С (см. Спас, Спаситель) — основной тип изображения лика Христа, претендующий на его истинное, портретное воплощение, не сотворенное руками человека (другое известно по Туринской плащанице). Легенда рассказывает, что в сирийском городе Эдессе правил царь Авгар (Авгарь) V Черный (13—50 гг. н. э.). Его тело было поражено проказой. Прослышав о чудесных исцелениях, творимых Иисусом из Назарета, царь послал своего живописца Ананию снять с Иисуса образ, но тот не сумел этого сделать "по причине блистающей светлости лика Иисусова".

Вложенные файлы: 1 файл

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ.docx

— 15.46 Кб (Скачать файл)

Спас Нерукотворный

СПАС НЕРУКОТВО́РНЫЙ, ИЛИ  СВЯТО́Й УБРУ́С (см. Спас, Спаситель) — основной тип изображения ликаХриста, претендующий на его истинное, портретное воплощение, не сотворенное руками человека (другое известно по Туринской плащанице). Легенда рассказывает, что в сирийском городе Эдессе правил царьАвгар (Авгарь) V Черный (13—50 гг. н. э.). Его тело было поражено проказой. Прослышав о чудесныхисцелениях, творимых Иисусом из Назарета, царь послал своего живописца Ананию снять с Иисуса образ, но тот не сумел этого сделать "по причине блистающей светлости лика Иисусова". Тогда Спаситель, видя неудачные попытки живописца, попросил принести Ему воду и полотенце (плат, убрус), умыл лицо, вытер убрусом, на котором чудесным образом запечатлелся Его лик. Иисус вручил убрус Анании, попросив передать его "праведному Авгару". Царь Эдессы излечился и в благодарность установил убрус, натянутый на доску, в нише над городскими воротами. При правнуке Авгара, не признавшем христианской веры, чудотворный образ заложили "глиняной доской" и замуровали. Спустя многие годы во время нашествияперсидского царя Хозроя I в 545 г. епископу Евлавию явилась Богоматерь и велела отыскать Нерукотворный образ. Когда сняли "глиняную доску" — кера́мион (греч. keramion; в русской транскрипции — "черепица", или "чре́пие"), оказалось, что лик Христа отпечатался и на "чрепии". Поэтому в иконографиисуществуют два варианта изображения: "на убрусе" (когда лик показан на складках плата) и "на чрепии" (на фоне каменной кладки). Город был счастливо спасен от врагов, а образ Нерукотворного Спаса — Ахиропии́та (греч. Acheiropoiitos — "Нерукотворного") стали с тех пор считать лабарумом — военным знаком, сопровождавшим войско в походах. 15 августа 944 г. византийский император Роман I Лакапин, дабы избавить столицу империи от династических распрей, торжественно перенес Образ Ахиропиита из Эдессы в Константинополь1. 16 августа Церковь отмечает праздник "перенесения Святого Убруса"


Информация о работе Спас Нерукотворный