Спас Нерукотворный
СПАС НЕРУКОТВО́РНЫЙ, ИЛИ
СВЯТО́Й УБРУ́С (см. Спас,
Спаситель) — основной тип изображения
ликаХриста, претендующий на его истинное, портретное воплощение, не сотворенное руками человека
(другое известно по Туринской
плащанице). Легенда рассказывает, что
в сирийском городе Эдессе правил царьАвгар (Авгарь) V Черный (13—50 гг. н. э.). Его
тело было поражено проказой. Прослышав
о чудесныхисцелениях, творимых Иисусом из Назарета, царь послал своего живописца Ананию снять с Иисуса образ, но тот не сумел этого сделать "по
причине блистающей светлости лика Иисусова".
Тогда Спаситель, видя неудачные попытки
живописца, попросил принести Ему воду
и полотенце (плат, убрус), умыл лицо, вытер убрусом, на котором
чудесным образом запечатлелся Его лик. Иисус вручил убрус Анании, попросив
передать его "праведному Авгару".
Царь Эдессы излечился и в благодарность
установил убрус, натянутый на доску, в нише над городскими воротами. При правнуке Авгара, не признавшем
христианской веры, чудотворный образ
заложили "глиняной доской" и замуровали.
Спустя многие годы во время нашествияперсидского царя Хозроя I в 545 г. епископу Евлавию явилась Богоматерь и велела отыскать Нерукотворный образ.
Когда сняли "глиняную доску" — кера́мион
(греч. keramion; в русской транскрипции —
"черепица", или "чре́пие"), оказалось,
что лик Христа отпечатался и на "чрепии".
Поэтому в иконографиисуществуют два варианта изображения:
"на убрусе" (когда лик показан на
складках плата) и "на чрепии" (на
фоне каменной кладки). Город был счастливо спасен от врагов, а образ
Нерукотворного Спаса — Ахиропии́та (греч.
Acheiropoiitos — "Нерукотворного") стали
с тех пор считать лабарумом — военным знаком, сопровождавшим войско
в походах. 15 августа 944 г. византийский император Роман I Лакапин, дабы избавить
столицу империи от династических распрей,
торжественно перенес Образ Ахиропиита
из Эдессы в Константинополь1. 16 августа Церковь отмечает праздник
"перенесения Святого Убруса"