Становление и развитие религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления.
Так философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ РЕЛИГИИ……………………………………5
1.1. Причины возникновения религии, ее функции……..……………5
1.2. Структура религии…………………………………………………7
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИИ………………………………….…… 11
2.1. Проблемы возникновения и развития религии…………….…....11
2.2. Современные мировые религии………………………………….13
2.2.1.Буддизм………………………………………………………...14
2.2.2.Христианство…………………………………………………..15
2.2.3Ислам……………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......19
Список используемых источников и литературы………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат становление и развитие религии.docx

— 42.04 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ  РЕЛИГИИ……………………………………5

     1.1. Причины возникновения религии,  ее функции……..……………5

     1.2. Структура религии…………………………………………………7

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИИ………………………………….…… 11

2.1. Проблемы возникновения и развития религии…………….…....11

2.2. Современные мировые религии………………………………….13

2.2.1.Буддизм………………………………………………………...14

2.2.2.Христианство…………………………………………………..15

2.2.3Ислам……………………………………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......19

Список используемых источников и литературы………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Религия являет собой важный и необходимый феномен  духовной жизни человека и общества. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления.

Так философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

Религия должна рассматриваться в разных аспектах; она осмысливает Бога как Абсолют  в его отношении к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является нравственно - социальное служения она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Религия воссоединяет жизнь двух миров - земного, природно-социального, и трансцендентного. В религии исключительное значение имеет отношение индивидуальной души к трансцендентному.

Рассуждая о религии, следует сказать, что ее история свидетельствует  о том, что всегда рядом с верующими  жили люди, скептически относившиеся к религии, которых церковники в  Средневековье прозвали атеистами (противниками Бога).

После 1917 г. в России Церковь была отделена от государства, и в обществе впервые за всю историю стала вестись активная пропаганда атеизма, которая впоследствии приняла форму атеистического воспитания населения. Это в значительной мере ослабило позиции Церкви и дало возможность просвещения общества с позиций науки.

Тема религии актуальна в  наши дни. В наше время, особенно после 1991 г., в России усилилась пропаганда религии, религиозной истории средствами массовой информации, включая телевидение. По всей стране восстанавливаются для функционирования молитвенные здания, строятся новые, регистрируется множество новых религиозных образований всяческих вероисповеданий, вплоть до таких, которых традиционно в российской истории не существовало.

Во всех формах религиозного сознания мы находим признание существования высшего начала и связи его с миром конечных вещей. Этой связью объясняется и необходимость поклонения Богу, молитвы и жертвы, и то, что религия служит не только теоретической потребности ума, но также целям нравственности и эстетическому началу.

Тема религии имеет большое  признание в литературе и науке. В наше время о религии написаны целые книги, многие  литературные сочинения посвящены темам зарождения, возникновения, развития религии. Это  означает, что  степень ее изученности  в литературе в наши дни достаточно велика.

В настоящее время в России провозглашена  свобода совести, право исповедовать любую религию или быть безрелигиозным человеком. В России в наши дни по статистике к верующим относят себя  около 60% опрошенных граждан.

Цель  реферата: подробно изучить возникновение  религии, ее становление и развитие. Рассмотреть структуру и некоторые  современные религии. 

Определив цель моей работы, я выделил следующие  задачи для их решения: 1. Изучить  причины и проблемы возникновения  религии.

2.Рассмотреть   и описать структуру религии  и некоторые современные религии.

В данной работе были использованы книги  следующих авторов: Елисеев Г.А., Зубов А.Б., Красников А.Н., Любящев  А.А., Осипов А.И., Радугин А.А., Фейербах Л.А. и Фроянов И.Я.

Работа  состоит из  введения, двух  глав, четырех  параграфов, заключения и  списка литературы.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ  РЕЛИГИИ

 

1. 1. Причины возникновения религии и ее функции 
      Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования: социальные, гносеологические и психологические. 
Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми.

Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем  слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными  средствами обладал первобытный  человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.

В более поздние эпохи отношения  между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые  стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений  в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.

Гносеологические причины —  это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие  в процессе познания человеком закономерностей  природных явлений. Появление у  человека возможности мыслить абстрактно, т.е. выделять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее; но она же создает также возможность превращения общих понятий в некие «самостоятельные сущности», которые рассматриваются как существующие вне и независимо от материального мира. Тем самым абстрагирование в мышлении от действительности становится гносеологической предпосылкой формирования религиозных представлений.

Психологические причины возникновения  и воспроизводства религии заключаются  в следующем. Религиозные верования  возникают также в зависимости  от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные  эмоции, в том числе неуверенность  и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную  почву для приобщения индивида к  религии. Помимо страха и неуверенности  в себе такую же почву для религии  создают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных  эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к  тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

Религия обладает рядом функций. Главная  ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия  выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение  в мир иллюзий. Проблемы, которые  не решаются в этом мире, религия  обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем  мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Важное значение имеет мировоззренческая  функция религии. Специфически отражая  действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его  ориентацию в мире. Религия устанавливает  определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных  систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

 

1.2. Структура религии

Религия представляет собой сложное  образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента: 
- религиозное сознание;  
- религиозный культ; 
- религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой  два относительно самостоятельных  уровня: религиозную психологию и  религиозную идеологию. Содержанием  религиозной идеологии и религиозной  психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления и чувства дополняют и усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное мировоззрение верующих.

Религиозная идеология — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Центральная часть религиозной  идеологии — теология (от греч. теос — бог, логос — учение), или  богословие. Она включает в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны  вероучения. Основа теологии — священные  книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качества и отношений  с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии.

Религиозная философия стремится  посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для  человека. 
Ранняя религиозная философия способствовала формированию религиозной догматики, а современная — выполняет по преимуществу апологетические (посвященные рациональной защите истинности христианского вероучения) задачи.

Социальные теории — это систематизированное или несистематизированное изложение позиций той или иной религии в отношении проблем собственности, классов, классовой борьбы, революции, государства. Католицизм, как правило, формирует свои социальные представления в энцикликах (посланиях римских пап духовенству и верующим).

Неотъемлемой частью любой религии  является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

Роль культа в любой религии  исключительно велика. С помощью  культа религиозные организации  в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных  служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и  укреплять у него религиозное мироощущение.

Культ способствует укреплению вероисповедного  единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых  действий между верующими возникают  специфические связи, укрепляется  чувство их превосходства над  инаковерующими и неверующими. Культ  приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными  традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения  последователей той или иной религии  и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции  религиозных организаций состоят  в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой  деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные  организации в таких религиях, как: христианство, ислам, буддизм.

Религиозное сознание, религиозные  культы и религиозные организации  характеризуют деятельность религии  как специфического социального  института. Новый шаг в институционализации  религиозной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникает церковь — автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый  профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархический  принцип управления, деление на клир, т.е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян.

Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, представляют собой организации  в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых отличительных признаков: отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в  общину; активная миссионерская деятельность.

Информация о работе Становление и развитие религии