Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 02:33, доклад
В 1054 году произошёл раскол Вселенской церкви.(Великая схизма). Одной из причин разделения церквей послужила поправка к Никео-Цареградскому Символу веры, гласящая, что "Святой Дух исходит от Отца и от Сына". Впервые подобное воззрение, получившее название филиокве, прозвучало на II Толедском Соборе (589), созванном, чтобы утвердить переход короля Рекаредо из арианства в католичество. Несогласие в вопросе об исхождении Святого Духа, – т.е., исходит ли Дух от Отца и Сына или только от Отца, – по сути, означало различное истолкование Святой Троицы. Западное христианство утверждает, что Святой Дух объединяет Отца с Сыном. Восточная церковь, напротив, в Боге-Отце видит первопричину Троицы.
В 1054 году произошёл
раскол Вселенской церкви.(Великая
схизма). Одной из причин разделения церквей
послужила поправка к Никео-Цареградскому
Символу веры, гласящая, что "Святой
Дух исходит от Отца и от Сына". Впервые
подобное воззрение, получившее название филиокве, прозвучало на
II Толедском Соборе (589), созванном, чтобы
утвердить переход короля Рекаредо из
арианства в католичество . Несогласие
в вопросе об исхождении Святого Духа,
– т.е., исходит ли Дух от Отца и Сына или
только от Отца, – по сути, означало различное
истолкование Святой Троицы. Западное
христианство утверждает, что Святой Дух
объединяет Отца с Сыном. Восточная церковь,
напротив, в Боге-Отце видит первопричину
Троицы
Выражение, что
Дух Святой исходит от Отца и Сына ведет
свое начало от блаж. Августина, который
в ходу своих богословских рассуждений
нашел возможным выразиться так в одних местах своих
сочинений, хотя в других местах исповедует,
что Дух Святой исходит от Отца. Появившись,
таким образом, на Западе, оно стало там
получать распространение около седьмого
века; утвердилось же оно там, как обязательное,
в девятом веке. Еще в начале IX века папа
Лев III — хотя он сам лично и склонялся
на сторону этого учения, — запретил изменять
текст Никео-цареградского Символа веры
в пользу этого учения, и для этого приказал
начертать Символ веры в его древнем православном
чтении (т. е. без Filioque) на двух металлических
досках: на одной — по-гречески, а на другой
— по-латински, — и выставил в базилике
св. Петра с надписью: "Я, Лев, поставил
это по любви к православной вере и для
охранения ее". Это было сделано папой
после Аахенского собора (бывшего в девятом
веке, под председательством императора
Карла Великого) в ответ на просьбу этого
собора, чтобы папа объявил Filioque общецерковным
учением.Тем не менее,
окончательный разрыв между церквями
произошел позже. В 1053 г. Папа Лев IX направляет
в Константинополь своего верховного
легата кардинала Гумберта с предложениями
возобновить церковные связи и заключить
союз против норманнов, незадолго до того
завладевших югом Италии. Однако Патриарх
Михаил Керуларий отнесся к ним сдержанно,
отказавшись пойти на какие-либо уступки.
15 июля 1054 г. посланцы Папы в храме Святой
Софии публично отлучили Керулария от
церкви, вменив ему в вину десять ересей,
включая отрицание фелиокве и целибата (обет
безбрачия).
По мере обострения
отношений между папством и православным
Востоком, латинский догмат все более
и более укреплялся на Западе и, наконец,
признан был там общеобязательным догматом.
От Римской церкви это учение было унаследовано
и протестантством.
Некоторые авторы
полагают, что поправку к Символу инициировали
властители Священной Римской империи.
"Возникновение империи Каролингов
способствовало распространению на Западе
учения филиокве и его утверждению
в качестве единственно верного понятия
об исхождении Святого Духа. Истинной
причиной послужила необходимость для
нового государства со вселенскими претензиями
отстоять свою легитимность в споре с
Византией, дотоле единственной по определению
христианской империей". Однако лишь
в 1014 г. Символ с поправкой о филиокве был оглашен в
Риме по требованию императора Генриха
II (эту дату и можно считать началом размежевания
церквей).
Опасаясь турецкой
угрозы, православная церковь, начиная
с 1261 г.,несмотря на все ужасы испытанных
на себе крестовых походов, вступает в
переговоры с Римом, настойчиво добиваясь
созыва объединительного Собора, в целях
разрешения спора о фелиокве,с последующим
провозглашением унии. Со своей стороны,
и Византийские императоры стремились
к союзу с Римом, рассчитывая на военную
помощь. Переговоры продолжались больше
века и, наконец, на Флорентийском Соборе
(1438-1439) представители православной церкви,
под давлением императора, согласились
пойти на уступки католикам. Однако союз
на подобных условиях был отвергнут и
народом, и духовенством. Впрочем, спустя
четырнадцать лет Константинополь был
захвачен турками, и Византия прекратила
свое существование.
Латинский догмат
Filioque представляет собою существенное
и важное уклонение от православной догматики.
Он подвергнут был детальному разбору
и обличению особенно со стороны патриархов
Фотия и Михаила Керуллария, а также еп.
Марка Ефесского, участника Флорентийского
собора.
В новое время
римская Церковь, из целей "миссионерских"
затушевывает разницу (вернее — ее существенность)
между православным учением о Святом Духе
и римским; с этой целью папы оставили
для "восточного обряда" древнеправославный
текст Символа веры, без слов "и от Сына".
Такой прием нельзя понимать как полуотказ
Рима от своего догмата; в лучшем случае,
это лишь прикрытый взгляд Рима, что православный
Восток — отсталый в смысле догматического
развития, и к этой отсталости нужно относиться
снисходительно, и что догмат, выраженный
на Западе в развитом виде (explicite, соответственно
римской теории "развития догматов"),
скрыт в православном догмате в необнаруженном
еще состоянии (implicite).
Между тем латинский
догмат не согласуется ни со Священным
Писанием, ни со Священным общецерковным
Преданием, не согласуется даже с древнейшим
преданием поместной Римской церкви.
Римские богословы
приводят в его защиту ряд мест из Священного
Писания, где Дух Святой именуется "Христовым",
где говорится, что Он подается Сыном Божиим:
отсюда выводят заключение, что Он исходит
и от Сына.
(Главнейшие из
этих мест, приводимых римскими богословами:
слова Спасителя ученикам о Святом Духе
Утешителе: "От Моего возьмет и возвестит
вам" (Иоан. 16:14); слова ап. Павла: "Бог
послал в сердца ваши Духа Сына Своего"
(Гал. 4:6); того же Апостола "Если же кто
Духа Христова не имеет, тот и не Его"
(Рим. 8:9); Евангелие Иоанна: "Дунул и
говорит им: примите Духа Святого" (Иоан.
20:22)).