Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:06, доклад
Фетишизм, 1) религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.) у народов Западной Африки впервые познакомились португальские моряки в 15 в.; термин «фетиш» введён голландским путешественником В. Босманом в начале 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в сочинении «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. «О фетишизме», 1973) исследовал Фетишизм в религиях др. египтян, греков, римлян.
Фетишизм, 1) религиозное поклонение материальным
предметам – фетишам, которым приписываются
сверхъестественные свойства. С почитанием
фетишей (столбов, камней и др.) у народов
Западной Африки впервые познакомились
португальские моряки в 15 в.; термин «фетиш»
введён голландским путешественником
В. Босманом в начале 18 в. Франц. учёный
Ш. де Брос в сочинении «О культе богов
фетишей» (1760, рус. пер. «О фетишизме», 1973)
исследовал Фетишизм в религиях др. египтян, греков,
римлян. Французские просветители рассматривали Фетишизм как архаичную форму
религии, непосредственно связанную с
невежеством (см. П. Гольбах, Система природы,
М., 1940, с. 220–21). Для Г. Гегеля Фетишизм – форма первоначальной,
непосредственной религии – колдовства,
когда человек осуществляет косвенную
власть над природой с помощью волшебного
средства – фетиша, достигая того, что
ему нужно (см. «Философия религии», т.
1, М., 1975, с. 448). Фетишизм свидетельствует, по Гегелю,
о переходе от непосредственно-вожделеющего
к опосредованно-трудовому отношению
к миру, от почитания непосредственных
предметов природы к наделению их духовным
смыслом.
Характеристика Фетишизм в этнографии многозначна:
Дж. Леббок основывал Фетишизм на первобытном веровании
в возможность принудить божество исполнить
желание человека; Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер
и др. считали Фетишизм формой анимизма (фетиши – вместилища духа).
Место Фетишизм в верованиях разных народов
различно: у австралийцев фетиши – чуринги – символы и заменители
тотемов; у сев.-амер. индейцев – воплощение
родовых покровителей; у народов Западной
Африки – личные покровители. Формы фетишей
разнообразны: камни, куски дерева, части
тела животного, изображения (идолы). Выбор
фетиша мог быть случайным или определялся
жрецом, колдуном. Известны случаи фамильярного
отношения к фетишу: его кормили, ласкали
за оказанную услугу, за нерадение били,
даже выбрасывали и заменяли. В «мировых»
религиях Фетишизм сохраняется в почитании мощей
и икон (христианство), священных «ступ»
(буддизм), святых мест и «чёрного камня»
у мусульман.
С. А. Токарев.
2) Характерный для товарно-капиталистического
общества процесс наделения продуктов
труда сверхъестественными свойствами
(самовозрастания стоимости и пр.), обусловленный
овеществлением социальных отношений
и персонификацией вещей. Структура фетишистского
сознания и механизм процесса фетишизации
были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного
фетишизма.
Фетишизм – это отождествление
общественных и культурных функций предмета
с естественными свойствами или вещи,
или продукта человеческой деятельности,
или природными особенностями индивида.
Различные формы Фетишизм определяются именно
тем, происходит ли отождествление социокультурных
характеристик с натуралистическим бытием
вещей, физически-телесным субстратом
продукта человеческой деятельности или
естественными особенностями индивидов.
К. Маркс вначале анализировал Фетишизм как одну из ранних
форм религии, «религии чувственных вожделений»
(см. К, Маркс Фетишизм Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с 98,
410), для которой характерна закабалённость
предметами, превращение представлений
человека в свойства самой вещи. В последующем,
по мере развития его социально-экономической
теории, К. Маркс рассматривает Фетишизм как структурный элемент
общественного сознания антагонистической
формации.
Для К. Маркса Фетишизм – это не только общий и постоянный
элемент религии, но и целого ряда форм
сознания, далёких от религии в собственном
смысле слова. В религиозном мире «... продукты
человеческого мозга представляются самостоятельными
существами, одаренными собственной жизнью,
стоящими в определенных отношениях с
людьми и друг с другом. То же самое происходит
в мире товаров с продуктами человеческих
рук. Это я называю фетишизмом...» (там же,
т. 23, с. 82). Наделение предметов магическими
свойствами, их сакрализация, освящение
присущи не только религиозному сознанию,
но и различным формам «светского» сознания
(алхимия, буржуазная политэкономия, особенно
в её вульгарной форме, и др.). В теории
фетишизма К. Марксом была не только вскрыта
структура и формы фетишистского сознания,
но и показана социально-экономическую
обусловленность Фетишизм буржуазными производственными
отношениями. К. Маркс связывает Фетишизм со сращением культурно-социальных
функций вещи с её материальным субстратом.
При этом объект Фетишизм становится неким магическим
средством, призванным обеспечить достижение
желаемого результата, т. е. продукт деятельности
становится «чувственно-сверхчувственной
вещью».
В современной марксистской литературе
подчёркивается методологическое значение
теории Фетишизм для изучения Фетишизм как этапа в развитии
религии (Г. П. Францов, Б, И. Шаревская,
А. Фетишизм Анисимов), существующего не
только в автохтонных культах (например,
Африки), но и в качестве пережитка в христианстве,
для выявления Фетишизм как наиболее общего и постоянного
элемента религии вообще (С. А. Токарев).
Не только марксистские историки религии
и этнографы, но и социологи обращаются
к теории Фетишизм, развитой К. Марксом, при анализе
деформирующего влияния Фетишизм на принципы научного
знания (смешение сущности и видимости,
утилитаристское понимание идеала научности
и т.п.), критики различных форм «массовой
культуры» и потребительского сознания,
осмысления тенденций социально-психологических
процессов в буржуазном обществе.
А. П. Огурцов.
3) Фетишизм в медицине, половое извращение, при котором сексуальное
влечение направлено на различные предметы
(например, обувь, чулки, бельё), принадлежащие
любимому человеку.
Лит.: Маркс К.
и Энгельс Фетишизм, Об атеизме, религии и церкви.
[Сборник], М., 1971, с. 458–70; Маркс К., Теории
прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс
К. и Энгельс Фетишизм, Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1–2; Маркс
К., Критика политической экономии, там
же, т. 46, ч. 1–2; Харузина В. Н., Заметки по
поводу употребления слова: фетишизм,
«Этнографическое обозрение», 1908, №1–2;
Рубин И. И., Очерки по теории стоимости
Маркса, М. – Л., 1929; Марк А., Критика фетишизму
в творчостi Маркса, Харькiв, 1931; Францов
Г. П., У истоков религии и свободомыслия,
М. – Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии
и их развитие, М., 1964; Althusser L., Ranciere J., Macherey P., Lire ie capital, t. 1, P., 1965.