Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:47, реферат
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник",
"Мессия") зародилось как одна из
сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это
изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно
важное для понимания корней христианской
религии - проявляется и в том, что первая
часть Библии, Ветхий завет, - священная
книга как иудеев, так и христиан (вторая
часть Библии, Новый завет, признается
только христианами и является для них
главнейшей). Распространяясь в среде
евреев Палестины и Средиземноморья, христианство
уже в первые десятилетия своего существования
завоевывало приверженцев и среди других
народов.
Возникновение и распространение христианства
пришлось на период глубокого кризиса
античной цивилизации упадка ее основных
ценностей. Христианское учение привлекало
многих, разочаровавшихся в римском общественном
устройстве. Оно предлагало своим приверженцам
путь внутреннего спасения: уход от испорченного,
греховного мира в себя, внутрь собственной
личности, грубым плотским удовольствиям
противопоставляется строгий аскетизм,
а высокомерию и тщеславию "сильных
мира сего" - сознательное смирение
и покорность, которые будут вознаграждены
после наступления Царства Божьего на
земле.
Однако уже первые христианские общины
приучали своих членов думать не только
о себе, но и о судьбах всего мира, молиться
не только о своем, но и об общем спасении.
Уже тогда выявился свойственный христианству
универсализм: общины, разбросанные по
огромному пространству Римской империи,
ощущали тем не менее свое единство. Членами
общин становились люди разных национальностей.
Новозаветный тезис "нет не еллина,
ни иудея" провозгласил равенство перед
Богом всех верующих и предопределил дальнейшее
развитие христианства как мировой религии,
не знающей национальных и языковых границ.
Начиная с IV века христианская церковь
периодически собирает высшее духовенство
на так называемые вселенские соборы.
На этих соборах разрабатывалась и утверждалась
система вероучения, формировались канонические
нормы и богослужебные правила, определялись
способы борьбы с ересями. Первый вселенский
собор, состоявшийся в Никее в 325 году,
принял христианский символ веры - краткий
свод главных догматов, составляющих основу
вероучения.
Христианство развивает созревшую в иудаизме
идею единого Бога, обладателя абсолютной
благости, абсолютного знания и абсолютного
могущества. Все существа и предметы являются
его творениями, все создано свободным
актом божественной воли. Два центральных
догмата христианства говорят о триединстве
Бога и боговоплощении. Согласно первому,
внутренняя жизнь божества есть отношение
трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального
первоначала), Сына, или Логоса (смыслового
и оформляющего принципа), и святого Духа
(животворящего принципа). Сын "рождается"
от Отца, святой Дух "исходит" от Отца.
При этом и "рождение" и "исхождение"
имеют место не во времени, так как все
лица христианской Троицы существовали
всегда - "предвечны" - и равны по достоинству
- "равночестны".
Человек, согласно христианскому учению,
сотворен как носитель "образа и подобия"
Бога. Однако грехопадение, совершенное
первыми людьми, разрушило богоподобие
человека, наложив на него пятно первородного
греха. Христос, приняв крестные муки и
смерть, "искупил" людей, пострадав
за весь род людской. Поэтому христианство
подчеркивает очистительную роль страдания,
любого ограничения человеком своих желаний
и страстей: "принимая свой крест",
человек может побеждать зло в себе самом
и в окружающем мире. Тем самым человек
не просто исполняет Божьи заповеди, но
и сам преображается и совершает восхождение
к Богу, становится к нему ближе. В этом
и есть предназначение христианина, его
оправдание жертвенной смерти Христа.
С этим взглядом на человека связано характерное
только для христианства понятие "таинства"
- особого культового действия, призванного
реально ввести божественное в жизнь человека.
Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь
(покаяние), брак, соборование.
Гонения, испытанные христианством в первые
века его существования, наложили глубокий
отпечаток на его мировоззрение и дух.
Лица, претерпевшие за свою веру тюремное
заключение и пытки ("исповедники")
или принявшие казнь ("мученики"),
стали почитаться в христианстве как святые.
Вообще идеал мученика становится в христианской
этике центральным.
Шло время. Условия эпохи и культуры меняли
политико-идеологический контекст христианства,
и это вызвало ряд церковных разделений
- схизм. В результате появились соперничающие
между собой разновидности христианства
- "вероисповедания".
Основой вероучения признаны священное писание (Библия)
и священное предание (решение семи Вселенских
соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших
церковных авторитетов, таких, как Афанасий
Александрийский, Василий Великий, Григорий
Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст).
На долю этих отцов церкви выпало формирование
основных положений вероучения.
Важное место в православии занимают обряды-таинства,
во время которых, по учению церкви, на
верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь
таинств:
Крещение-таинство,
в котором верующий при троекратном погружении
тела в воду с призыванием Бога-Отца и
Сына и Святого Духа обретает духовное
рождение. Человек (чаще всего младенец)
не только избавляется от так называемого
первородного греха, становится правоверным
христианином;
В таинстве миропомазания верующе
В таинстве причащения верующий под
видом хлеба и вина вкушает самое Тело
и Кровь Христову для Вечной Жизни.
Таинство покаяния или исповеди
- это признание грехов своих перед священником,
который отпускает их от имени Иисуса
Христа.
Таинство священства совершаетс
В таинстве брака, которое совершается
в храме при венчании, благословляется
супружеский союз жениха и невесты.
В таинстве елеосвящения (
Рассмотрим основные вероисповедальные
формы христианства, образовавшихся в процессе исторического
развития христианского мира.
Другим крупнейшим (наряду с православием)
направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает - всеобщий,
вселенский.
Православие - одно из трех
основных направлений христианства - исторически
сложилось, сформировалось как его восточная
ветвь. Оно распространено главным образом
в странах Восточной Европы, Ближнего
Востока, на Балканах. Название "православие"
(от греческого слова "ортодоксия")
впервые встречается у христианских писателей
II века. Богословские основы православия
сформировались в Византии, где оно было
господствующей религией в IV - XI веках.
Его истоки - от небольшой римской христианской
общины, первым епископом которой, по преданию,
был апостол Петр. Процесс обособления
католицизма в христианстве начался еще
в III - V веках, когда нарастали и углублялись
экономические, политические, культурные
различия между западной и восточной частями
Римской империи.
Начало разделения христианской церкви
на католическую и православную было положено
соперничеством между римскими папами
и константинопольскими патриархами за
главенство в христианском мире. Около
867 года произошел разрыв между папой Николаем
I и константинопольским патриархом Фотием.
Католицизм, как одно из направлений христианской
религии, признает ее основные догмы и
обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении,
в культе, в организации.
Основой католического вероучения, как
и всего христианства, приняты Священное
писание и Священное предание. Однако,
в отличие от православной церкви, католическая
считает Священным преданием постановления
не только семи первых Вселенских соборов,
но и всех последующих соборов, а кроме
того-папские послания и постановления.
На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах)
начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон
жизни церкви. В первую очередь это коснулось
традиции богослужения. Например, отказ
от того, чтобы службу вести обязательно
на латинском языке.
Суть протестантизма заключаетс
Наибольшее по числу последователей протестантское
учение - баптизм (от греч. - погружать в воду, крестить
водой) - пришло к нам в 70-е годы 19-го века.
Последователи этого учения поводят крещение
только взрослых людей. "Никто не может
выбрать веру для человека, в том числе
и родители. Человек должен принять веру
сознательно" - основной постулат баптистов
и евангельских христиан. Богослужение
у них максимально упрощено и состоит
из религиозного пения, молитв и проповедей.
Евангельские христиане сохраняют четыре
обряда: крещение (для взрослых), причащение
в виде хлебопреломления, брак, рукоположение
(священство). Крест для евангельских христиан
не является символом для почитания.
Большое место в христианской религии
занимают праздники, которые посвящаются
Иисусу Христу, богородице, святым, чудотворным
иконам. Самым главным из них, который
служители христианской религии называют
«праздником праздников и торжеством
из торжеств», является Пасха. Посвящена
она мифическому событию – воскресению
Иисуса Христа из мертвых. Отмечать пасху
стали не сразу. Только в 325 г. на Никейском
(1 Вселенском) соборе было официально
решено отмечать пасху в первое воскресение
после полнолуния, наступившего после
весеннего равноденствия (21 марта). При
этом католики день весеннего равноденствия
считают по новому стилю, а православные
по старому. К тому же, если пасха совпадает
с иудейской, то православные отмечают
ее обязательно по истечении не менее
недели после иудейской.
Кроме пасхи, церковь отмечает еще 12
главных праздников, которые называют по их числу « двунадесятым
». Восемь из них посвящены культу Иисуса
Христа: рождество
Христово, установленное в честь рождения Иисуса
Христа; троица, или пятидесятница,
- в память о якобы происшедшем сошествии
духа святого на 50 – ый день после Воскресения
Иисуса Христа (пасхи); сретение Господне, посвященное
встрече « праведником» Симеоном «мессии»
- ребенка- Христа, которого родители (Мария
и Иосиф), как повествует евангелие, несли
в храм для посвящения Богу (отмечается
через 40 дней после рождения Христова); крещение (богоявление), установленное, по утверждению христианских
богословов, в память крещения Иисуса
Христа в реке Иордан (католики отмечают
6, а православные – 19 января); преображенье, связанное
с фантастическим рассказом о «преображении»
(изменении облика) Иисуса Христа в присутствии
верных его учеников во время одной из
молитв, отмечается он 6 августа католиками,
а 19 – православными; вербное воскресенье или вход господен
в Иерусалим, - в честь въезда Иисуса Христа
в Иерусалим в качестве мессии накануне
казни и воскресения ( отмечается за неделю
до пасхи); вознесенье, установленное
в честь вознесения Иисуса Христа на небо
(отмечается на сороковой день после пасхи); воздвиженье, посвященное культу креста, на котором
будто бы был распят Иисус Христос и который
якобы был найден матерью императора Константина
Еленой. Остальные четыре праздника из
т. н. двунадесятых посвящены культу богородицы:
рождество богородицы, благовещенье, введение
во храм богородицы и, наконец, успенье.
Кроме того, важную роль в христианской
религии играют посты, во время которых
верующим предписывается усиленно молиться,
каяться в грехах, совершенных ими, ограничивать
себя во всех земных удовольствиях. Церковь
предписывает христианину поститься около
200 дней в году.
Конец 80-х—90-е гг. XX в. ознаменовался бурным
ростом интереса к религии в русском обществе.
Увеличение числа верующих, возвращение
Церкви разрушенных храмов и монастырей,
их восстановление и строительство новых
— все это характерные приметы конца второго
тысячелетия. Большими тиражами стала
выходить различная религиозная литература.
Были переизданы работы русских религиозных
философов (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова,
И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, B.C. Соловьева.
П.А. Флоренского, Г. В. Флоренского и др.),
произведения русских религиозных писателей
(Б. К. Зайцева, И.С. Шмелева), сочинения
писателей-классиков (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского,
Н.С. Лесков, Л. И. Толстого), поднимающие
вопросы религии. Усилилось воздействие
религии и на творчество современных писателей,
в произведениях которых затрагиваются
библейские притчи (Ч. Айтматов) и библейская
символика.
Десятилетия «атеистического» развития
русской советской культуры, естественно,
не могли пройти для общества даром. Исчезли
создававшиеся столетиями связи между
православной религией и искусством, невозвратно
разрушился быт, практически исчезли традиции
народных религиозных праздников.
Следствием утраты национальных религиозных
традиций можно считать и происходившую
в 90-х гг. XX в. бурную американизацию русской
культуры (культура как бы потеряла иммунитет),
а. в какой-то мере и усиление аморальности.
Проникновение чужеродных верований вряд
ли восполнит те стабилизирующие начала,
которые со времен Крещения Руси определяли
развитие национальной культуры.
Христианство в наши
дни.
За века распространения христианства
по всему миру оно ассимилировало в разных
культурах, часто вытесняя старые языческие
верования.
С каждым годом мы получаем все больше
точной информации о состояние дел в христианском
мире. Однако, следует отметить, что каждая
церковь имеет больше членов, чем активных
верующих, а в некоторых случаях членство
оказывается чисто символическим. Количество
людей, регулярно посещающих церковь в
Британии (менее 10%), ниже, чем во многих
других странах, но неоднократные опросы
подтверждают, что около 70% людей заявляют
о своей вере в Бога и регулярно молятся.
В США в церковь регулярно ходит около
42% населения. В Италии около 33% жителей
регулярно посещают мессу, а 85% заявляют
о своей принадлежности к римской католической
церкви. Во Франции церковь регулярно
посещают около 13% населения.
Христианство зародилось на Ближнем Востоке
и на самых ранних этапах появилось также
в Северной Африке. В Х1Х и начале ХХ века
произошло заметное оживление миссионерского
движения, в результате христианская церковь
укоренилась на всех континентах и существует
практически во всех странах. Христианская
вера продолжает распространяться, однако
центр тяжести быстро смещается: из Европы
и (в меньшей степени) США в Африку, Азию
и Латинскую Америку. Демографические
тенденции в этих странах позволяют предположить,
что церковь ХХI века будет представлена
все более молодыми, энергичными и бедными
людьми, не принадлежащие к белой расе.
Современные проблемы.
За последние несколько десятилетий церкви
участвуют в дебатах на темы:
-возможна ли “справедливая война” в
ядерную эпоху;
-терроризм: является ли “борец за свободу”
солдатом или преступником;
-демографический взрыв: продукты питания
и другие ресурсы, мировая торговля и долги
“третьего мира”;
-экология и целостность Творения;
-злоупотребление наркотическими веществами;
-человеческая сексуальность, включая
гомосексуальность;
-беременность: статус и защита человеческого
эмбриона;
-права животных;
-брак, сожительство, развод и проблемы
семьи;
-СПИД, проблема абортов;
-жизнь в обществе, где существует много
культур и верований.