Церковные реформы XVII века и раскол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:38, доклад

Краткое описание

Первые изменения в церковном обряде, направленные на устранение различий между русской и греческой традицией, произошли в марте 1653 г. Патриарх разослал по всем церквам «память», содержащую приказ о замене в храмах земных поклонов поясными, а двоеперстного крестного знамения троеперстным.
Весной 1654 г. был созван Церковный собор, который одобрил следующие нововведения, предложенные Никоном:
Считать каноническими изменения, внесенные в русские богослужебные книги «правщиками» (Е. Славинецким, А. Греком и др.). К примеру, заменить имя «Исус» на «Иисус».

Вложенные файлы: 1 файл

Никонианство.docx

— 18.58 Кб (Скачать файл)

Никонианство - церковные реформы патриарха Никона (1652-1658 гг.), вызвавшие раскол среди верующих и приведшие к формированию старообрядчества.

Церковные реформы XVII века и раскол.

Первые изменения в  церковном обряде, направленные на устранение различий между русской  и греческой традицией, произошли  в марте 1653 г. Патриарх разослал по всем церквам «память», содержащую приказ о замене в храмах земных поклонов поясными, а двоеперстного крестного  знамения троеперстным.

Весной 1654 г. был созван Церковный  собор, который одобрил следующие нововведения, предложенные Никоном:

  1. Считать каноническими изменения, внесенные в русские богослужебные книги «правщиками» (Е. Славинецким, А. Греком и др.). К примеру, заменить имя «Исус» на «Иисус».
  2. Повторять при молитве «Аллилуйя» трижды, а не дважды, как раньше.
  3. Ходить во время богослужения священник должен против часовой стрелки («противусолонь»), а не наоборот, как было прежде.
  4. Запретить иконы, написанные в западноевропейской натуралистической манере и почитать только те, которые созданы по византийскому канону.
  5. Обязать священников читать прихожанам проповеди собственного сочинения.

Для придания большего авторитета своим указам глава русской церкви приглашал в Москву вселенских патриархов (1653 г. — Афанасий Константинопольский, в 1654 г. — Макарий Антиохийский).

Осуществляя реформы, Никон  искренне полагал, что приводит русскую  церковь в соответствие с истинными  старинными греческими правилами, освобождая принятый в России обряд от ошибок и искажений. Однако дело обстояло иначе. Именно консервативная русская церковь  сохранила в неприкосновенности древние традиции, а греческое  православие сильно изменилось под  влиянием латинской культуры.

Реформаторская деятельность патриарха Никона вызвала неоднозначную  реакцию в русском обществе. Часть  духовенства и мирян восприняли ее как поругание древнего благочестия  и начали сопротивление «никонианской  ереси».

Старообрядчество. История старообрядчества.

Старообрядчесвто (древлеправославие) — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1661-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, который воспринял православие  от греков. Флорентийская уния (1445) с  латинянами послужила поводом для  обособления русского христианства в 1448 году, когда собор русских  епископов поставил себе митрополита  без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.

Реформы Никона, начатые  в 1654 году, встретили сильную оппозицию  со стороны сторонников старых обрядов. В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой  печати, утвердил новые обряды и  чины и наложил клятвы и анафемы  на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками  и еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь, который  был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году восстание охватило Москву. В 1682 году состоялась очередная массовая казнь старообрядцев. При Петре I в 1716 г. старообрядцам была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) как и до Петра I полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 г. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.

Однако репрессии царского правительства против старообрядцев  не уничтожили это течение в русском  христианстве. В XIX веке до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на определённый компромисс, введя единоверие. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этого документа составили толк неокружников.

До 1874 г. все дети старообрядцев  считались незаконнорожденными. С 1874 г. для старообрядцев был введен гражданский брак: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные  для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака».

17 апреля 1905 года был дан  Высочайший Указ «Об укреплении  начал веротерпимости», который  отменял законодательные ограничения в отношении староверов.

Коммунистический режим  в РСФСР и позже СССР относительно благосклонно относился к старообрядцами до конца 1920-х годов в русле  своей политики поддерживать течения  оппозоционые «тихоновщине». Великая  Отечественная война была встречена  неоднозначно: большинство старообрядцев  призывали защищать Родину, но были и исключения, например, Республика Зуева или староверы деревни  Лампово, федосеевцы которой стали  злостными коллаборационистами.


Информация о работе Церковные реформы XVII века и раскол