Академическое красноречие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Содержание

Введение
Ораторское искусство и красноречие
История академического и лекционного красноречия
Академическое красноречие
Научный доклад
Лекция
Научная статья
Оратор и его аудитория
Особенности академического красноречия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Академическое красноречие (русский).doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Ораторское  искусство и красноречие

История академического и лекционного красноречия

Академическое красноречие

Научный доклад

Лекция

Научная статья

Оратор и  его аудитория

Особенности академического красноречия

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современное общество характеризуется интенсивным  развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы  речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов  и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Большинство дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам.

К ним придется отнести связи с общественностью, менеджмент и администрирование, различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.

Реальная  речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение  пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских  выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает разные новые именования [9].

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории  филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах[2, c. 14].

Цель реферата – определить предмет риторики, рассмотреть академический вид  красноречия, а так же выявить  его особенности.

Ораторское  искусство и красноречие.

 Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными и мудрецами, героями и властителями дум.

Ораторское  искусство – это умение произносить  публичные речи убедительно и  действенно. Ораторика – область  риторики, изучающая искусство и  мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое-либо явление, одним словом, построить развёрнутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме [8, c.21].

Роды и  виды ораторского искусства формировались  постепенно. Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой юбилейную (похвальную) или застольную речь (тост) [9].

Инициатором ввода слова «красноречие» в русскую науку был М.В.Ломоносов. Если первый рукописный вариант его учебника 1743 г. имел название “Краткое руководство к риторике”, то второй, изданный печатно и получивший распространение, получил название “Краткое руководство к красноречию” (1748). У М.В.Ломоносова, оформившего научную классификацию “словесных наук”, ясно различены термины риторика и красноречие.: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать…” (1743), а “красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению” (1747). Таким образом, риторика – это “наука”, “учение”, правила, а красноречие – “искусство, способность, умение говорить и писать. Вместе с тем К. также и состав текстов словесности, если употребить взятый впоследствии термин. Говоря о “правилах обоего красноречия: оратории и поэзии”, Ломоносов понимает под красноречием совокупность текстов словесных произведений [1, c.9].

В современной  практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское).

Род красноречия  это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного  объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. К социально-политическому  красноречию относятся выступления  на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы. Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируется положение в стране, события в мире, основная их цель дать слушателям конкретную информацию. Некоторому виду политической речи свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабые проявления личности, книжная окраска, функционально - окрашенная лексика, политическая лексика, политические экономические термины. В митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис. Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением [7, c. 56]. 

История академического и лекционного красноречия.

Первые университеты России, созданные в XVIII в. в Петербурге (1726—1766) и в Москве (с 1755 г.), сыграли выдающуюся роль в развитии национального просвещения  (другие университеты страны были открыты позже — в начале XIX в.). Продолжая традиции М. В. Ломоносова, русские профессора, его ученики, Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и др., многое сделали для создания национальных кадров, для укрепления, упрочения и развития отечественного языка. В предисловии к известному изданию 1819 г. Московского университета — «Речи, произнесенные в торжественных собраниях императорского Московского университета русскими профессорами с краткими их жизнеописаниями» — говорится о том, что Московский университет «открыл россиянам на их родном языке познания, прежде только немногим известные по иностранным сочинениям (...) Русские, можно думать, более успели бы и в просвещении и в образовании словесности своей, если бы издавна не были равнодушны к трудам соотечественников» [3, c. 154].

В России академическое  красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического  сознания. Университетские кафедры  становятся трибуной для передовой  мысли. Ведь в 40—60-е гг. на многие из них пришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX—XX вв., как Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, Н. И. Вавилов, — прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Главной отличительной чертой русского академического красноречия стало сочетание прогрессивной гражданской позиции с глубоким научным анализом и подлинной познавательной ценностью излагаемого материала. У представителей русского академического красноречия специальная научная информация не заключалась в оформленные, завершенные истины и постулаты, а как бы создавалась перед слушателями; аудитория включалась в творческий процесс становления истины. Основоположником этого рода русского красноречия по праву считается профессор Московского университета знаменитый историк Т. Н. Г рановский [5, c. 12].

Академическое красноречие.

Этот род  ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды:

    • лекция вузовская
    • научный доклад
    • научный обзор
    • научное сообщение или информация

Наиболее  распространенным видом академического красноречия является вузовская  лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.

Если в вузовской  лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.

Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на конференции, симпозиуме с целью информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов. Научное сообщение это предельно короткий доклад о результатах научных исследований; это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы и т. п. Научный обзор - это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.

Основу любого академического выступления составляет стиль нейтральной литературной речи и специальный словарь (включая  терминологию) того научно-профессионального направления, к которому относится речь лектора, преподавателя, профессора. Слово должно быть в этом случае «по росту мысли», как выражался В.О. Ключевский.

Корень многих тяжких неудач - в неуменье высказать свою мысль. «Иногда бедненькую и худенькую мысль мы облечем в такую пышную форму, что она путается и теряется, в ненужных складках собственной оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву» (В.О.Ключевский)

Лекция. Термин происходит от латинского «lectio» - чтение и означает устное изложение учебного материала лектором. Данная форма обучения традиционна для высшей школы и является основной форме передачи информации, знаний в ВУЗе [4, c.9].

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы  образования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение  студентов в соавторов преподавателя. Лекция - это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.

Лекция - экономный по времени  способ сообщения студентам значительного  объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция: · дает непосредственное общение с лектором;

    • представляет разные точки зрения
    • дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю
    • учитывает особенности ситуации
    • способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной

Научная статья содержит результаты аналитического, теоретического или экспериментального исследования автора или коллектива авторов данной публикации. Научные статьи публикуются в периодических научных журналах (многие из них рецензируемые), альманахах и сборниках статей. В выходных данных сборника статей или альманаха должен быть указан научный редактор или коллектив редакторов (как правило, со степенью доктора наук).

Научное сообщение  излагает факты, но не предполагает их теоретического осмысления с введением в существующие концепции. Научное сообщение отличается от научной статьи более низкой степенью обобщения фактов, упрощенной структурой и меньшим объемом. Краткими научными сообщениями являются публикации, отражающие достижения в области науки и образования по различным научным специальностям. Научные сообщения, как правило, не рецензируются [5, c.29-33].

Характерными  чертами академического красноречия  являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений отстоять свою позицию, надо бы хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. Древне римский оратор Цицерон говорил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Информация о работе Академическое красноречие