Взаимодействие оратора со слушателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:46, доклад

Краткое описание

Под взаимодействием мы понимаем сенсорное обратное влияние речи на оратора. Очень метко описывает суть речи Фридрих Науманн: «Речь является диалогом, при котором один говорит, а другие, слушая, участвуют в разговоре».

Вложенные файлы: 1 файл

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА СО СЛУШАТЕЛЯМИ.docx

— 25.25 Кб (Скачать файл)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА СО СЛУШАТЕЛЯМИ

Под взаимодействием мы понимаем сенсорное  обратное влияние речи на оратора. Очень  метко описывает суть речи Фридрих  Науманн: «Речь является диалогом, при котором один говорит, а другие, слушая, участвуют в разговоре».

Возможно, это является разновидностью электризации собрания людей. Не без  оснований говорят о «зажигательных»  речах. Искра пробегает от оратора  к слушателю и обратно. Образуется электрическая цепь между оратором и слушателями. Оратор воспринимает побуждения собрания, но не позволяет  сбить себя с толку.

Выразимся иначе: оратора сравнивают со спичкой. Он загорается от трения с  поверхностью, под которой мы подразумеваем  публику. Если слушатели понимают, что  докладчик делает свое дело с душой, они следуют за его мыслями. По поведению слушателей, выражению  их лиц, положению тел, напряженной  тишине чувствуется, внимательно ли они слушают оратора.

Выражением сенсорного обратного  действия являются аплодисменты. Аплодисменты ободряют оратора и делают его  уверенным. Аплодисменты освежают атмосферу, как майский дождь. Аплодисменты окрыляют, как попутный ветер.

Снова и снова мы наблюдаем, что  хорошие ораторы не ждут, пока аплодисменты отзвучат полностью. Если начинаются овации, они делают паузу даже в середине предложения, а затем продолжают говорить во время заключительной части  аплодисментов (причем они часто  повторяют последние слова, которые  произносились во время аплодисментов). Так слушатели получают возможность  полного выражения своего одобрения. Как только появится повод, они легко  настроятся на аплодисменты, потому что  для слушателей аплодисменты – это  клапан, позволяющий выразить растущее чувство удовлетворения.

Когда Пауль Шмидт переводит  речи государственных деятелей, он «способствует тому, чтобы в том  или ином месте перевода слушатели  аплодировали». Он продолжает: «Я часто  помогаю себе тем, что в таком  месте речи делаю особенно длинную  паузу и про себя призываю слушателей: “Вы должны аплодировать!”, и это  в большинстве случаев помогает!»

Хотя аплодисменты приятны оратору, нужно остерегаться их переоценивать. Оратор, жаждущий аплодисментов, иной раз безответственно поверхностен. Аплодисменты – не всегда мера качества речи или внимания слушателей. Полководец Фокион (402–318 гг. до Рождества Христова), когда во время народного собрания афиняне одарили его аплодисментами, в смущении обратился к своему другу: «Я сказал глупость?»

Причины аплодисментов могут быть различны. Иногда слушатели всего  лишь устраивают себе разминку, чтобы  оживить затекшие вследствие неудобного сидения конечности; другой раз они  аплодируют, движимые подлинным чувством одобрения, от всего сердца. В третий раз аплодисменты – всего лишь жест учтивой любезности

ОЦЕНКА СЛУШАТЕЛЕЙ ОРАТОРОМ

Решающим для успешного публичного выступления является состав слушателей, каким вы его себе представляли при  подготовке речи. Ведь вы должны настроиться  на слушателей и благодаря этому  не допустить ни недооценки их, ни переоценки. Итак, трудность для оратора состоит, прежде всего, в оценке интеллекта своих  слушателей. «Оратор, находясь на ступени, соответствующей уровню самого слабого  из слушателей, все же должен соблюдать  известный уровень» (Христиан Винклер). Если что-то оратору как докладчику ясно, слушателю может быть непонятно еще долго. Выступающий должен облегчить его путь к результату, зачастую найденному самим докладчиком в итоге продолжительной работы. Он, может быть, неделю трудился, пока готовил доклад, а теперь хочет, чтобы слушатель все правильно понял и переработал эту массу информации в течение нескольких минут. Оратор должен обеспечить ему возможность сделать это без особого труда.

Для этого следует избегать любых  недоразумений. Приведу саркастическое высказывание бывалого докладчика: «Слушатели делятся на две группы: первые те, которые не слушают, а вторые те, которые большую часть понимают неправильно». Это, конечно, слишком  преувеличено, но в этом есть зерно  истины.

Достойным упоминания является следующее: как показывает опыт, впечатление  от речи порой зависит от одной  ничтожной детали. Единственная оговорка, один неудачный оборот или второстепенный эпитет могут ослабить благоприятное  впечатление от речи или уничтожить его совсем. Возможно, такая речь не была тщательно проанализирована и проконтролирована в отношении  нюансов.

Всегда легче говорить, обращаясь  к однородному (гомогенному) составу  слушателей (дилетанты, специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Однородному составу слушателей сопутствуют однородные представления.

Перед неоднородным (гетерогенным) составом слушателей говорить тяжелее. Нелегко  в одно и то же время выступать  перед специалистами и дилетантами. Слишком велика разница в образовании. Если публика столь различна по составу, нужно кое-что предложить по возможности  всем группам. Подумайте также об отдельных, особо авторитетных слушателях, про которых вы знаете, что они  придут. Что нужно сказать тем  и этим? Прямо или косвенно. Уже  при подготовке нужно постоянно видеть себя «внутренне в среде слушателей» (Гератеволь). Но прежде обратитесь к дилетантам, особенно если их большинство. Интеллектуальные деликатесы – удел не каждого. Лишь немногие из ораторов могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Так, иной оратор, овладев блестящей академической речью, не владеет популярным языком, чтобы легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.Мы поражаемся искусству того оратора, который о нечто новом и достойном внимания может рассказать в общедоступной форме даже неспециалистам.

Любой хороший оратор исходит из принципа, что он – слуга своего слушателя, что это он для ближних, а не они для него. Он избегает как высокомерия, так и ложной скромности. Речь свысока всегда вызывает антипатию. Холодное поведение легко создает впечатление, как будто оратор «делает свое дело без души» (Ротер).

Хороший оратор не поучает, подняв палец. Напротив, он действует как дружески настроенный советчик. Хороший оратор должен действительно быть специалистом в своей области, а не стараться  выглядеть как специалист.

То и дело мы убеждаемся в том, что специалист в какой-либо одной  области не видит общих взаимосвязей. Но существенно, что слушатель постигает  более обширные взаимосвязи, выходящие  за пределы отдельных явлений.

Само собой разумеется, оратор уважает  своих слушателей. Разве не следует  быть благодарным людям, если они  пришли только затем, чтобы выслушать  вас? Правильное выступление оратора  можно описать словами: уверенное  и вместе с тем скромное, увлеченное и вместе с тем сдержанное.

Быть заносчивым просто глупо. Ничто  не раздражает слушателей больше, чем  это. (Только в дебатах в случае необходимости нужно бить высокомерие  его же собственным оружием!) Обычно подходит изречение Вильгельма Буша: «Как мал тот, кого сравнят с его  высокомерием».

Вспоминаются мудрые слова Монтеня, что даже на самых высоких ходулях  мы бегаем на своих ногах и даже на самом высоком троне сидим  на собственных ягодицах.

В любой речи проявляется индивидуальность оратора. Как оратору вам необходимо внимание и доверие слушателей. Слушатель  тонко чувствует, согласен ли докладчик  со своими собственными высказываниями целиком и полностью. Основой  любой ответственной речи является честность. Ваша задача – вызвать  у слушателя чувство симпатии, а речь должна «трогать за живое». Удастся  ли это вам, зависит не только от того, что вы скажете, но и как  вы выступите, какое впечатление  вы произведете на слушателя.

Пусть ваш внешний вид (как и  настрой) будет свежим, а ваше состояние  – собранным и напряженным, но ни в коем случае не зажатым. Даже самые  хорошие речи не удаются утомленному, усталому оратору.


Информация о работе Взаимодействие оратора со слушателями