Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:11, контрольная работа
История и культура народа находит отражение в языке. Более того, существеннейшая часть коллективного опыта народа, которая проявляется в интеллектуальной деятельности и во «внутреннем мире» человека, находит свое выражение посредством языка в устной речи и в письменных текстах.
Язык — неотъемлемая часть не только цивилизованного, но и вообще всякого человеческого общества. Нормативность – это соблюдение языковых норм, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала» или правильного образца.
НОУ ВПО МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Группа________________________
(наименование дисциплины)
На тему (вариант)_____________________
______________________________
Студентки_____курса ______________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
Преподаватель ______________________________
(фамилия, имя, отчество преподавателя)
Дата отправки работы в филиал ______________________________
Место работы и занимаемая должность
______________________________
Дата возвращения контрольной работы _____________ Оценка (зачет, незачет)_____________
(заполняет преподаватель)
Подпись преподавателя ___________
Рецензия:
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
______________________________
на тему ______________________________
______________________________
студентки ______ курса _________ группы факультета экономики и менеджмента заочной формы обучения (зачетная книжка №________________ )
______________________________
Рецензировал работу _____________________ ______________________________
(должность, степень преподавателя) (Инициалы и фамилия преподавателя)
______________________________
II. Наряду с ними выявлены следующие недостатки:*
а) по оформлению
работы: ______________________________
б) по содержанию:
______________________________
К числу грубых
ошибок можно отнести: ______________________________
«НЕ ЗАЧТЕНО» «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» «ЗАЧТЕНО» «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» «ХОРОШО» «ОТЛИЧНО»
Преподаватель
_________________________/ ______________________________
«_____» _________________ 20__ г.
Контрольная работа для заочного отделения
Задание №1 Раскройте понятие:
норма современного русского языка
Ответ:
История и культура народа находит отражение в языке. Более того, существеннейшая часть коллективного опыта народа, которая проявляется в интеллектуальной деятельности и во «внутреннем мире» человека, находит свое выражение посредством языка в устной речи и в письменных текстах.
Язык — неотъемлемая часть не только цивилизованного, но и вообще всякого человеческого общества. Нормативность – это соблюдение языковых норм, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала» или правильного образца.
Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений
В современном русском языке различают нормы письменные и устные.
Письменные языковые нормы – это, прежде всего, орфографические и пунктуационные нормы. Например, написание Н в слове тружеНик, и НН в слове имениННик подчиняется определенным орфографическим правилам. А постановка тире в предложении Москва – столица России объясняется пунктуационными нормами современного русского языка.
Устные нормы делятся на грамматические, лексические и орфоэпические.
Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения. Наиболее часто встречаются грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных «железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель». Однако рельс, шампунь – это существительное мужского рода, а мозоль, бандероль, туфля – женского, поэтому следует говорить «железнодорожный рельс, французский шампунь и большая мозоль, заказная бандероль, лакированная туфля».
Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола ложить вместо класть. Несмотря на то, что глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, класть – это нормативное литературное слово, а ложить – просторечное. Ошибкой являются выражения: Я ложу книгу на место и т.д. Следует употребить глагол класть: Я кладу книги на место.
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. (Орфоэпия от греч. orthos – правильный и epos – речь). Соблюдение норм произношения имеет важное значение для качества нашей речи. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, форумах.
Норма консервативна и направлена на сохранение языковых средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. Единство и общеобязательность нормы проявляются в том, что представители разных социальных слоев и групп, составляющих данное общество, обязаны придерживаться традиционных способов языкового выражения, а также тех правил и предписаний, которые содержатся в грамматиках и словарях и являются результатом кодификации. Отклонение от языковой традиции, от словарных и грамматических правил и рекомендаций считается нарушением нормы. Однако не секрет, что на всех этапах развития литературного языка, при использовании его в разных коммуникативных условиях допускаются варианты языковых средств: можно сказать творoг - и твoрог, прожeкторы - и прожекторa, вы правы - и вы правы и т.д.
Норма опирается на традиционные способы использования языка и настороженно относится к языковым новшествам. «Нормой признается то, что было, и от части то, что есть, но отнюдь не то, что будет», — писал известный лингвист А.М.Пешковский. Он так объяснял это свойство и литературной нормы, и самого литературного языка: «Если бы литературное наречие изменялось быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествовавшего поколения, много двух. Но при таких условиях не было бы и самой литературы, так как литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал Пушкина, то, вероятно, не было бы и Чехова. Слишком тонкий слой почвы давал бы слишком слабое питание литературным росткам. Консервативность литературного наречия, объединяя века и поколения, создает возможность единой мощной многовековой национальной литературы».1 Однако консерватизм нормы не означает ее полной неподвижности во времени. Иное дело, что темп нормативных перемен медленнее, чем развитие данного национального языка в целом. Чем более развита литературная форма языка, чем лучше обслуживает она коммуникативные нужды общества, тем меньше она изменяется от поколения к поколению людей, пользующихся этим языком.
И все же сравнение языка Пушкина и Достоевского с русским языком конца ХХ-начала ХХI века обнаруживает различия, свидетельствующие об исторической изменчивости литературной нормы. В пушкинские времена говорили: дoмы, кoрпусы, сейчас - домa, корпусa. Пушкинское «Восстань, пророк…» надо, разумеется, понимать в смысле «встань», а совсем не в смысле «подними восстание». В повести Ф.М.Достоевского «Хозяйка» читаем: «Тут щекотливый Ярослав Ильич… вопросительным взглядом устремился на Мурина». Современный читатель догадывается, что речь здесь не о том, что герой Достоевского боялся щекотки: щекотливый употреблено в смысле, близком к значению слов деликатный, щепетильный, и применено к человеку, т.е. так, как сегодня никто его не употребит (обычно: щекотливый вопрос, щекотливое дело). А.Н.Толстой, почти наш современник, в одном из рассказов описывает действия героя, который «стал следить полет коршунов над лесом». Сейчас сказали бы: стал следить за полетом коршунов.
Задание №2 Определите тип речевой ошибки (плеоназм, тавтология, ошибка в употреблении фразеологизма, ошибка в употреблении деепричастного оборота, употребление слова в несвойственном ему значении, лексическая неполнота высказывания, употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики, клише и штампы, нарушение лексической сочетаемости, неправильное употребление паронимов), отредактируйте предложение:
Был провозглашен приговор суда. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.
Ответ:
1.Был провозглашен приговор суда.
В данном предложении типом речевой ошибки является штамп, но он оправдан, так как официально - деловой стиль речи подразумевает отсутствие двусмысленности и приветствует стандарт.
Был оглашен приговор суда.
2. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков.
В данном предложении типом речевой ошибки является нарушение лексической сочетаемости.
Некоторые рабочие допускают погрешности в работе станков.
3.К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.
В данном предложении типом речевой ошибки является употребление слова в несвойственном ему значении.
К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым экипажем.
Задание №3 Поставьте ударение в словах:
делегировать, пломбировать, углубить, облегчить, завидно, знамение
Ответ:
делегИровать, пломбировАть, углубИть, облегчИть, завИдно, знАмение
Задание №4 Выбрав правильный вариант, определите род имен существительных:
болезненный заусенец – болезненная заусеница
Ответ:
Оба варианта могут быть верны: и болезненный заусенец (муж. р.), и болезненная заусеница (жен. р.)
Задание № 5 Подберите синонимы к заимствованным словам:
лимитировать, афера, конформизм
Ответ:
лимитировать-ограничивать
афера-жульничество
конформизм-приспособленчество
Задание №6 Вставьте пропущенные буквы
аф..ра, ас..рт..мент, вз..мать, импр..сарио
Ответ:
афера, ассортимент, взимать, импресарио
Задание №7 Употребите числительные и существительные в нужной форме:
Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей).
Ответ:
Два друга радостно встретились после долгой разлуки.
Задание №8 Раскройте скобки, выберите правильный вариант:
Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные
(лекторы - лектора).
Ответ:
Для проведения бесед и
докладов были приглашены
Задание №9 Определите стиль приведенного текста, обоснуйте ответ:
Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна (МЭ и МО. 1997. №12).
Ответ:
Данный текст составлен в научном стиле.
Пояснения: а) общеупотребительные слова: дополнительное предположение, предпосылки, предмет анализа, устойчивое, оптимальное и т.д.;
б) термины: полезность, прибыль, экономический субъект, максимизируется, неоклассическая экономическая теория, предмет, анализ, состояние, обмен, производство, снижение благосостояния, потребитель;
в) научная фразеология: экономического субъекта, в неоклассическую экономическую теорию, предметом анализа, к снижению благосостояния, функция полезности.
Задание № 10 Используя как можно больше крылатых выражений, составьте рассказ
из 10 предложений на тему:
нужна ли человеку семья?
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди человеческих ценностей. Даже существует такое выражение: "человек без семьи, что дерево без плодов". Семья даёт человеку путёвку в жизнь. Самые главные люди – это папа и мама. Под родительским крылом мы проводим детство и юность – самое прекрасное время в жизни. Если отца с матерью почитать, то горя можно не знать. Ведь сердца родителей греют лучше солнца. Материнская молитва со дна моря достанет. Говорят, в семье, где нет согласия, добра не бывает, поэтому в семье обязательно должны царить любовь и взаимопонимание друг к другу. В настоящей семье проблемы решаются сообща, беды переносятся вместе. Так и дерево держится корнями, а человек семьёй. Я считаю, семья должна быть у каждого человека. Ни деньги, ни власть не подарят нам любовь, не залечат душевные раны, не спасут от одиночества. Семья-опора счастья!