Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:35, доклад
В трактатах разработана программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «...хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней».
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)
Взгляды на риторическую науку Цицерон изложил в книгах «Об ораторе» (55 г. до н.э.), где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут», или «О знаменитых ораторах» – история греческого и римского красноречия, «Оратор» (46 г. до н.э.), в которой рассматриваются вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления. Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства.
В трактатах разработана программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «...хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней».
По мысли Цицерона, оратор – государственный деятель, который средствами публичного слова организует общественную жизнь, обеспечивает регулярное правосудие, поддерживает высокий уровень общественной нравственности и единства общества и «всему государству в целом приносит счастье и благополучие». Поэтому«оратором, достойным такого многозначительного названия, будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, памятливо и в достойном исполнении».
Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь «от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.
Таким образом, профессия оратора требует глубокой и всесторонней подготовки не только в смысле овладения техникой речи, но и в содержательном плане, поскольку «никто не может говорить хорошо о том, чего он не знает».
Ораторская профессия предъявляет к претенденту следующие требования:
- хороший голос и внешние данные,
- способности к связной, плавной, свободной речи, смелости,
- чувство ответственности, находчивость и память,
- природный ум – «оратор
должен обладать остроумием
Но качества эти могут
быть развиты воспитанием и
Главным действующим лицом в речи является сам оратор. Из трех данных необходимых оратору: талант, навык и знания, первенство принадлежит образованности. Без знаний не может быть истинное красноречие. Только содержательная речь дает обилие выражений и вызывает восторг слушателей.
В своих «Трех трактатах об ораторском искусстве» Цицерон выдвигает такие обязанности оратора:
1. Найти, что сказать
2. Расположить найденное
3. Облечь его в слова
4. Утвердить в памяти
5. Произнести
Составление плана — необходимое условие для подготовки речи — считает Цицерон.
План речи включает:
1. Расположение слушателей
2. Изложение сущности дела
3. Установление спорного вопроса
4. Подкрепление своего положения аргументами
5. Опровержение мнения противника
6. Придание блеска своим словам
Выдвигая учение о трех стилях, Цицерон предлагает пользоваться:
Простым (аттическим) стилем, чтобы убеждать. Простой стиль предназначен для вещей обыкновенных; этот стиль точен и скромен, без украшений. Умеренный стиль – царство уместности, о ней должно заботиться не только в мыслях, но и в словах, им нужно владеть, чтобы услаждать слушателей, употребляя такое средство выразительности, как метафора и аллегории.Пышным стилем пользуются, когда стремятся волновать души и внушать желаемое настроение. Это стремление оратора к пафосу, именно в нём он почувствует величие и мощь красноречия. Однако не сразу надо говорить пышно: начало речи должно быть сдержанно, но богато острыми мыслями, повествование — обыденно, когда же внимание публики завоевано, оратор прибегает к пышности, используя всю мощь красноречия, властвуя над душами людей.
«Действительно, — заключает Цицерон, — простой оратор, если он говорит опытно и тонко, будет казаться мудрым, умеренный — приятным, а этот, богатейший, если у него ничего больше нет, (т.е. глубокого содержания) вряд ли даже покажется здоровым. Кто не может говорить спокойно, мягко, раздельно, определенно, четко, остроумно, когда именно такой разработки требует речь в целом или в какой-нибудь отдельной части, — тот, обращая свое пламя к неподготовленному слуху, покажется бесноватым среди здоровых и чуть ли не вакхантом, хмельным среди трезвых».
Цицерон считает, что в речи за Цецину стиль его (цицероновой) речи был простым, за Помпея — умеренным, а за Рабирия — возвышенным. Однако оратор предлагает смешивать стили, что он и сам делал в защитительных речах.
Кроме того, особое значение для оратора имеет выбор слов. Слова должны быть благозвучными, почерпнутыми из обыденной речи, а не только изысканные, как у поэтов… Речь воспринимается на слух, поэтому смысл слов должен доходить немедленно, то есть быть понятным в самый миг произнесения. Не следует употреблять слишком старых и редких слов, избегая излишней поэтичности, как и чрезмерной повседневности.
Вот почему, рассуждает Цицерон, оратором можно назвать всякого, кто умеет обращаться с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальным будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, чтобы убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя.
Цицерон стал реформатором латинского языка, придав ему необычайную точность и гибкость. Уже современники Цицерона метко выразили силу его речей:
«Небо послало Цицерона, чтобы показать в нем пример того, до каких вершин может подняться могущество слова».
Как известно, Цицерон ставит вопрос: что формирует оратора – врожденные ли данные , или знание теории красноречия , а также упражнения ? по мнению Цицерона, оратор должен прежде всего обладать природными способностями – умением свободно владеть речью, звучностью голоса силой груди, крепким телосложением , известной пропорциональностью в форме лица и тела .Эти врожденные качества должны возбуждаться его способностью ориентироваться в обстановке в процессе его выступления, а «между природным даром и способностью ориентироваться немножечко места остается для теории»,– говорит устами Антония Цицерон. Цицерон называет «очень смешными» всех тех риторов, которые изучают с учениками лишь риторскую теорию . Теория нужна, но Цицерон в основу ее кладет ораторскую практику: «Не красноречие родилось из теории, а теория из красноречия» .Такое утверждение было подсказано Цицерону его многолетним ораторским опытом и было вызвано оторванным от практики обучением в школах риторов. Цицерон прямо говорит: «Будем преподавать будущему оратору лишь то, чему нас научил опыт». Это влияние практики отразилось, например, в суждении Цицерона об установленных в риториках частях ораторской речи (вступлении, рассказе и др.). Цицерон не отвергает их; они кажутся ему стройно распределенными, однако установленными не на основе жизненного опыта. Речь оратора должна быть наполнена разнообразным содержанием, свидетельствующим о широком образовании оратора. Об этом много раз говорит Цицерон. Ораторское искусство – не пустое краснобайство. Уже в ранней риторике Цицерон писал, что мудрость в содержании без красноречия мало приносит пользы государствам, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы . В трактате «Об ораторе» Цицерон требует для оратора разностороннего образования: «Никого не следует считать, в числе ораторов, если он не будет отличаться знанием всех наук, достойных свободного человека» . «Если кто хочет дать всеобъемлющее и специфическое определение силы оратора,– пишет Цицерон, – то, по моему мнению, тот оратор достоин этого авторитетного имени, кто о любом попавшемся предмете, подлежащем словесному выражению, будет говорить с пониманием дела , слаженно, красиво, ничего не забывая и даже с известным общим достоинством».
Основное содержание образования, по Цицерону, должна составлять философия. И в этом отношении Цицерон исходил прежде всего из своего собственного опыта. В трактате «Оратор» (12) он заявляет, что «он вышел не из школ риторов, а из залов Академии». «Без философии нельзя образовать такого красноречивого человека, которого мы ищем,– утверждает Цицерон.– Ведь никто не может без философии очень пространно и содержательно говорить о важных и разнообразных вещах»
Наиболее важным является
вклад Цицерона в разработку и
совершенствование приемов
Итак, в историю риторики и ораторского
искусства Цицерон вошел, прежде всего,
как блестящий стилист и вдохновенный
оратор, своими речами и письменными сочинениями
много способствовавший построению, оформлению
и убедительности публичных выступлений
своих коллег и последователей. Забота
о стиле речи, ее эмоциональном воздействии
на слушателя в дальнейшем стали постепенно
возобладать над ее содержательностью
и убедительностью. Тем самым из трех задач
оратора: убеждать, услаждать и увлекать,
о которых говорил Цицерон, после него
риторика сосредоточилась на одной —
услаждении слушателя.
Идеальный оратор, по Цицерону, — это человек,
соединяющий в своей личности тонкость
диалектика, мысль философа, язык поэта,
память юриста, голос трагика и, наконец,
жесты, мимику и грацию великих актеров.
Вклад Цицерона в сокровищницу мировой
культуры неисчерпаем.