Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:09, реферат
Неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом), сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии. Во Франции разработки в области новой риторики связываются с деятельностью Ролана Барта; наибольшее развитие получила метариторика,которая занимается теорией риторики и интерпретацией ее понятий (во Франции переиздали классические труды по риторике французских авторов XVI–XVIII вв., на них и опираются современные исследователи). В США – это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. Два направления новой риторики в Бельгии.
НЕОРИТОРИКА
Обратимся к предыстории появления неориторических наук. В XIX в. риторика как наука начала претерпевать кризис. В 1844 г. В. Г. Белинский писал, что «риторика есть наука красно писать о том, чего не знаешь», стоит только отвечать на вопросы «кто? что? когда?» [2, с. 39]. Подобная критика постепенно привела к тому, что во второй половине XIX в. реже издаются книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений. Некоторые функции риторики взяли на себя старые и новые отрасли языкознания. Интенсивное развитие функциональной стилистики, возникновение практической стилистики обеспечивали выбор адекватных средств языка. Культура речи стала отраслью языкознания; были созданы словари и справочники трудностей русского языка в областях лексики, грамматики, произношения.
Риторика как самостоятельный
предмет с 20-х по 80-е годы XX в. сохранилась
в некоторых университетах на
факультетах классической филологии,
в духовных академиях. Несколько
поколений учителей-
Следует отметить, что в большинстве
развитых стран мира кризисные явления
не привели к гонениям на риторику,
в тех или иных вариантах она
преподавалась в
Наиболее близка к традиционной риторике культура речи, исследующая труднейшие моменты выбора, использования языковых форм, отвечающих литературной норме. Что касается психолингвистики, теории коммуникации, семиотики, герменевтики, социолингвистики и других новых теорий, то они дали основу возрождению древней науки в виде неориторики.
Таким образом, благодаря кризису, который претерпела риторика в XX в., возникла новая риторическая наука, обогащенная различными концепциями.
Неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом), сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии. Во Франции разработки в области новой риторики связываются с деятельностью Ролана Барта; наибольшее развитие получила метариторика,которая занимается теорией риторики и интерпретацией ее понятий (во Франции переиздали классические труды по риторике французских авторов XVI–XVIII вв., на них и опираются современные исследователи). В США – это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. Два направления новой риторики в Бельгии:
1) аргументативная риторика (Перельман);
2) общая риторика («группа мю» из Льежского университета, в которую входят Жак Дюбуа и др., названная в честь первой буквы греческого слова «метафора», самой замечательной, считают они, из фигур риторики).
Появление новой риторики придало самому термину «риторика» два смысла:
1) узкий – как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство;
2) широкий – при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через призму осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. В этом случае риторика – это наука об убеждающей коммуникации. В настоящее время появилась и третья точка зрения. Она принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа «Имя розы». Он считает, что риторика – это наука о порождении высказываний.
Риторика получает свое развитие и в рамках психолингвистического направления, жанроведения, изучения практик делового общения, юридической герменевтики и судебного красноречия, поэтики, логики, возрождающейся в обществе гомилетики. В центре исследовательской антропологической парадигмы находится человек в языке – языковая личность. Таков далеко не полный круг работ разнодисциплинарных гуманитарных исследований, «вышедших на риторику» и по-своему решающих какой-то ее аспект.
Теоретические представления оказываются
важными для понимания
Риторика как искусство и наука имеет прочный фундамент в античности. Классические концепции риторики относят риторику к семи искусствам, которым обучаются свободные граждане. Многое в современных концепциях риторики А. А. Волкова, Е. Н. Зарецкой, Ю. В. Рождественского базируется на ее классических основаниях. Вместе с тем современная эпоха вносит свои коррективы в развитие риторики. В многочисленных современных неориторических концепциях риторика рассматривается как искусство эффективного и убедительного речепостроения и письма (а не только обращения к публике с героическим пафосом – в чем современная риторика шире риторики античной). Принципы риторики не ригидны, риторика динамична, она подвержена влиянию взаимоотношений оратора, аудитории, содержания речи, события, вызвавшего к жизни эту речь.
Значительно в риторике влияние этического. К красноречию в риторике присоединяется добродетель, к добродетели – красноречие [1, c. 45]. Именно человеческий фактор играет свою роль в риторической практике решения проблем разума и общества.