Разговорный диалог и его характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:46, реферат

Краткое описание

Диалог является одним из основных видов человеческого общения, основывающегося на речевых взаимодействиях. Основы теории диалога в русском языкознании были заложены в 20-40-е годы ХХ века в работах Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина. В них исследовалась природа диалога, определялось его место в ряду других речевых явлений, отмечалось отличие диалогической речи от монологической, а также характерные черты диалогической и монологической речи.
Рассматривая диалог как вид речевой деятельности нужно обратиться к следующим моментам:
1 выделить понятия диалога и спонтанной речи;
2 рассмотреть тематическую цельность диалога;

Вложенные файлы: 1 файл

купина.docx

— 21.74 Кб (Скачать файл)

Разговорный диалог и его характеристики

Диалог является одним из основных видов человеческого общения, основывающегося на речевых взаимодействиях. Основы теории диалога в русском языкознании были заложены в 20-40-е годы ХХ века в работах Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина. В них исследовалась природа диалога, определялось его место в ряду других речевых явлений, отмечалось отличие диалогической речи от монологической, а также характерные черты диалогической и монологической речи.

Рассматривая диалог как вид речевой деятельности нужно обратиться к следующим моментам:

1 выделить понятия диалога  и спонтанной речи;

2 рассмотреть тематическую  цельность диалога;

3 определить понятие коммуникативного  лидера;

4 назвать речевые способы  поддержки коммуникативного партнера;

5 выводы

1 Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. («Русский язык и культура речи» под ред. В. И. Максимова) Основной единицей анализа диалога, компонентом диалога, признается акт речевого взаимодействия, составленный репликами – акцией и реакциями на нее.

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.

Обратимся теперь к определению спонтанной речи:

Спонтанная речь – это отсутствие предварительного обдумывания высказывания, «формирование мысли, одновременное её речевому выражению» (Долинин 1987: 243). Это речь заранее неподготовленная, порождающаяся одновременно с формированием мысли. Спонтанность - это отсутствие «черновика», как внутреннего, так и внешнего, зафиксированного на бумаге.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Может быть, конечно, некий прописанный сценарий, подготовленные темы для диалога, но в итоге речь все равно получается спонтанной, потому что ни один из партнеров не может предугадать реакцию второго коммуниканта на свою реплику. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но , даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

2 Определив главные понятия, перейдем к вопросу о тематической целостности диалога.

Связность и целостность - глобальные текстовые категории. В конкретных текстах каждая из них воплощается посредством более частных категорий. Категория целостности реализуется в частных текстовых категориях темы, текстового пространства и времени, модальности (Матвеева,1990).

Тематическая целостность диалога составляет необходимое условие взаимопонимания партнеров по общению, установления контакта между ними, реализации различных интенций [Сухих, 1987: 97; Желагина, 1987: 107]. Тема диалога играет основную роль в механизме активизации тех или иных частей баз знаний партнеров [Нариньяни, 1985: 85]. Общее коммуникативное содержание складывается из коммуникативного содержания пропозиций, находящихся в глубине реплик, составляющих диалог. Взаимосвязь общей основы диалога с составляющими эту основу пропозициями есть взаимосвязь общего и частного. Основная семантическая характеристика диалога – указание на коммуникативную цель в значении составляющих его пропозиций. Без коммуникативной цели диалог не может функционировать как единица разговорной речи (подробнее об этом см.: [Арутюнова, 1998б: 653 – 656]).

Тематическая организация диалога формализуется во фрейме или сценарии, которые представляют собой «пакеты» информации (хранятся в памяти) и обеспечивают адекватную когнитивную обработку знаний о реальной действительности [Герасимов, Петров, 1988: 8 – 11].

Диалог обладает тематической целостностью, которая проявляется в определенных харакетристиках:

1. Политематичность - свойство разговорной речи в целом и разговорного диалога в частности. С точки зрения предметной тематики, разговорный  диалог делится на тематические фрагменты - участки диалога, на протяжении которых сохраняется единство предметной темы. Тематические фрагменты в рамках конкретного диалога могут оставаться самостоятельными или вступать в структурные или структурно-смысловые отношения друг с другом.

2. Разговорный диалог  характеризуется структурированием: в нем выделяются текстоподобные участки - монотематически ориентированные текстовые блоки, тематически организованные по иерархическому принципу, чередующиеся с однозначно политематическими участками, состоящими из тематических фрагментов с самостоятельными предметными темами.

3. Предметная тема каждого  тематического фрагмента задается  его инициально-тематической фразой, которая является конкретно текстовой  вербализацией предметной темы. Инициально-тематические фразы являются  своеобразными тезисами тематических  фрагментов.

4. Обязательным условием  формирования разговорного диалога  является отражение в нем личностного  начала каждого коммуниканта. Средством выражения личности коммуниканта является его Я-тема. Варианты реализации Я-тем коммуникантов отображают согласованность/несогласованность их коммуникативных намерений следствием чего является возможность выделения при обязательном учете предметно-тематического содержания двух типов диалогов: гармоничные и дисгармоничные диалоги.

3 Тематическая целостность зависит от обоих коммуникантов, но задает тему лидер диалога.

Лидер в диалоге – это партнер по диалогическому взаимодействию типового образца, который владеет стратегической инициативой ведения беседы и обладает правом – на базе коммуникативно-социальных конвенций реализации фреймового сценария – принимать ответственные решения в пределах типового ФСП, значимые для развития диалогического обмена репликами и для реализации глобальной цели в типовом сценарии. (А. А. Романов)

Помимо интерактивного обмена репликами в процессе взаимодействия наблюдается и информационный обмен между собеседниками в пределах заданного тематического пространства типового сценария, что позволяет рассматривать поочередно каждого из них как отправителя (продуцента) и получателя (реципиента) информации не только на уровне отдельного стыка репликовых шагов, но и на уровне интерактивных ходов (или блоков) в «прагматограмме» (протоколе) взаимных действий типового сценария, которая отражает динамику синтагматико-парадигматического профиля, информативно-смысловую прогрессию ролевых проявлений в тематическом пространстве типового сценария, и раскрывает сукцессивные процессы стыка репликовых шагов и ходов в соответствии с реализацией иллокутивного показателя типового диалога. (А. А. Романов)

Для того, чтобы завоевать лидерство в диалоге нужно доказать партнер свой авторитет. Показать большую компетентность в вопросе или предложить тему, которая бы заинтересовала собеседника. Не менее значимым является и выработка у партнера чувства удовлетворения от диалогического общения по предложенному сценарию, в особенности, если стремящийся завоевать лидирующую позицию собеседник находит возможность формировать к себе уважение. В этом случае лидирующий – или претендующий на роль лидера – не дает партнеру шансов на отступление от темы диалога, а тем более на отказ от взаимодействия, ибо труднее всего отказать человеку, которого уважаешь и который вам приятен.

Для поддержания лидерства по ходу всего диалога лидирующий коммуникант должен использовать различные стратегии:

– стратегии вежливости, такта, сохранения интереса к целям партнера, сохранения «лица», престижа, статуса, стратегии искренности и доверия

– стратегии аргументированности, доказательности, достоверности.

Все это поможет удержать ход диалога в своих руках.

5 Как мы уже сказали, диалог – то взаимодействие  двух партнеров, и чтобы диалог  не прервался, нужно поддерживать  его.  Диалог состоит из реплик –стимулов и реплик-реакций. Поддержка диалога обычно осуществляется в репликах-реакциях.

Выделяются два вида реплик-реакций на развёрнутую реплику-стимул коммуникативного партнера диалога:

– речевые поддержки и  речевые придержки.

Речевые поддержки направлены на сохранение ведущего положения собеседника в диалоге. Являются средством оформления диалоговой коммуникативной стратегии, направленным на обеспечение гармонического речевого взаимодействия.

Основные типы речевых поддержек:

- реакции согласия, или «поддакивания» (да-да, конечно, так, это точно, а также кивок согласия),

- положительные эмоциональные реакции (В самом деле? Не может быть! Кошмар!),

- реакции заинтересованности (Интересно. Ну-ну, что же дальше-то? Рассказывай,рассказывай, а также уточняющие содержательные вопросы),        - участие в поиске смысла (договаривание реплик коммуникативного лидера, подсказывание нужных слов при его затруднениях). Различные типы речевых поддержек могут совмещаться в одной реплике.

Речевые придержки, в свою очередь, направлены на лишение собеседника ведущей роли в диалоге. Они составляют часть диалоговой стратегии, служа средством контроля речевой активности собеседника.

Основные типы речевых придержек:

- «нулевые реакции», т. е. отсутствие речевых поддержек – необходимых показателей гармонического развития диалога, критическое или скептическое замечание по поводу содержания речи лидирующего собеседника (Неужели? Это всем известно, Что-то я сомневаюсь, Ты мне об этом уже рассказывал),

- упрёк собеседнику (А ты не спешишь с выводами? Это твое  субъективное мнение).

Будучи этически спорным явлением, речевые придержки требуют большой осторожности, если использующий их собеседник хочет сохранить гармонию общения.

6 в заключении своего доклада акцентируем внимание на ключевых моментах:

1 диалог – это речевое  взаимодействие партнеров, где есть  лидер коммуникативного акта  и реципиент.  В ходе диалога партнеры могут меняться ролями.

2 хотя диалог и является  видом спонтанной речи, но он  обладает тематической цельностью, определяющей диалог как текст.

3 для поддержания диалога коммуниканты должны пользоваться различными вариантами речевых поддержек, в зависимости от цели диалога.

4 и главное в диалоге  – это умение понимать и  уважать мнение собеседника, чтобы  не перевести диалог в конфликтную  ситуацию.

 

 


Информация о работе Разговорный диалог и его характеристики