Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:46, реферат
Диалог является одним из основных видов человеческого общения, основывающегося на речевых взаимодействиях. Основы теории диалога в русском языкознании были заложены в 20-40-е годы ХХ века в работах Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина. В них исследовалась природа диалога, определялось его место в ряду других речевых явлений, отмечалось отличие диалогической речи от монологической, а также характерные черты диалогической и монологической речи.
Рассматривая диалог как вид речевой деятельности нужно обратиться к следующим моментам:
1 выделить понятия диалога и спонтанной речи;
2 рассмотреть тематическую цельность диалога;
Разговорный диалог и его характеристики
Диалог является одним из основных видов человеческого общения, основывающегося на речевых взаимодействиях. Основы теории диалога в русском языкознании были заложены в 20-40-е годы ХХ века в работах Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина. В них исследовалась природа диалога, определялось его место в ряду других речевых явлений, отмечалось отличие диалогической речи от монологической, а также характерные черты диалогической и монологической речи.
Рассматривая диалог как вид речевой деятельности нужно обратиться к следующим моментам:
1 выделить понятия диалога и спонтанной речи;
2 рассмотреть тематическую цельность диалога;
3 определить понятие
4 назвать речевые способы
поддержки коммуникативного
5 выводы
1 Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. («Русский язык и культура речи» под ред. В. И. Максимова) Основной единицей анализа диалога, компонентом диалога, признается акт речевого взаимодействия, составленный репликами – акцией и реакциями на нее.
Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.
Обратимся теперь к определению спонтанной речи:
Спонтанная речь – это отсутствие предварительного обдумывания высказывания, «формирование мысли, одновременное её речевому выражению» (Долинин 1987: 243). Это речь заранее неподготовленная, порождающаяся одновременно с формированием мысли. Спонтанность - это отсутствие «черновика», как внутреннего, так и внешнего, зафиксированного на бумаге.
Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Может быть, конечно, некий прописанный сценарий, подготовленные темы для диалога, но в итоге речь все равно получается спонтанной, потому что ни один из партнеров не может предугадать реакцию второго коммуниканта на свою реплику. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но , даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.
2 Определив главные понятия, перейдем к вопросу о тематической целостности диалога.
Связность и целостность - глобальные текстовые категории. В конкретных текстах каждая из них воплощается посредством более частных категорий. Категория целостности реализуется в частных текстовых категориях темы, текстового пространства и времени, модальности (Матвеева,1990).
Тематическая целостность диалога составляет необходимое условие взаимопонимания партнеров по общению, установления контакта между ними, реализации различных интенций [Сухих, 1987: 97; Желагина, 1987: 107]. Тема диалога играет основную роль в механизме активизации тех или иных частей баз знаний партнеров [Нариньяни, 1985: 85]. Общее коммуникативное содержание складывается из коммуникативного содержания пропозиций, находящихся в глубине реплик, составляющих диалог. Взаимосвязь общей основы диалога с составляющими эту основу пропозициями есть взаимосвязь общего и частного. Основная семантическая характеристика диалога – указание на коммуникативную цель в значении составляющих его пропозиций. Без коммуникативной цели диалог не может функционировать как единица разговорной речи (подробнее об этом см.: [Арутюнова, 1998б: 653 – 656]).
Тематическая организация диалога формализуется во фрейме или сценарии, которые представляют собой «пакеты» информации (хранятся в памяти) и обеспечивают адекватную когнитивную обработку знаний о реальной действительности [Герасимов, Петров, 1988: 8 – 11].
Диалог обладает тематической целостностью, которая проявляется в определенных харакетристиках:
1. Политематичность - свойство разговорной речи в целом и разговорного диалога в частности. С точки зрения предметной тематики, разговорный диалог делится на тематические фрагменты - участки диалога, на протяжении которых сохраняется единство предметной темы. Тематические фрагменты в рамках конкретного диалога могут оставаться самостоятельными или вступать в структурные или структурно-смысловые отношения друг с другом.
2. Разговорный диалог
характеризуется
3. Предметная тема каждого
тематического фрагмента
4. Обязательным условием
формирования разговорного
3 Тематическая целостность зависит от обоих коммуникантов, но задает тему лидер диалога.
Лидер в диалоге – это партнер по диалогическому взаимодействию типового образца, который владеет стратегической инициативой ведения беседы и обладает правом – на базе коммуникативно-социальных конвенций реализации фреймового сценария – принимать ответственные решения в пределах типового ФСП, значимые для развития диалогического обмена репликами и для реализации глобальной цели в типовом сценарии. (А. А. Романов)
Помимо интерактивного обмена
репликами в процессе взаимодействия
наблюдается и информационный обмен между
собеседниками в пределах заданного тематического
пространства типового сценария, что позволяет
рассматривать поочередно каждого из
них как отправителя (продуцента) и получателя
(реципиента) информации не только на уровне
отдельного стыка репликовых шагов, но
и на уровне интерактивных ходов (или блоков)
в «прагматограмме» (протоколе) взаимных
действий типового сценария, которая отражает
динамику синтагматико-
Для того, чтобы завоевать лидерство в диалоге нужно доказать партнер свой авторитет. Показать большую компетентность в вопросе или предложить тему, которая бы заинтересовала собеседника. Не менее значимым является и выработка у партнера чувства удовлетворения от диалогического общения по предложенному сценарию, в особенности, если стремящийся завоевать лидирующую позицию собеседник находит возможность формировать к себе уважение. В этом случае лидирующий – или претендующий на роль лидера – не дает партнеру шансов на отступление от темы диалога, а тем более на отказ от взаимодействия, ибо труднее всего отказать человеку, которого уважаешь и который вам приятен.
Для поддержания лидерства по ходу всего диалога лидирующий коммуникант должен использовать различные стратегии:
– стратегии вежливости, такта, сохранения интереса к целям партнера, сохранения «лица», престижа, статуса, стратегии искренности и доверия
– стратегии аргументированности, доказательности, достоверности.
Все это поможет удержать ход диалога в своих руках.
5 Как мы уже сказали, диалог – то взаимодействие двух партнеров, и чтобы диалог не прервался, нужно поддерживать его. Диалог состоит из реплик –стимулов и реплик-реакций. Поддержка диалога обычно осуществляется в репликах-реакциях.
Выделяются два вида реплик-реакций на развёрнутую реплику-стимул коммуникативного партнера диалога:
– речевые поддержки и речевые придержки.
Речевые поддержки направлены на сохранение ведущего положения собеседника в диалоге. Являются средством оформления диалоговой коммуникативной стратегии, направленным на обеспечение гармонического речевого взаимодействия.
Основные типы речевых поддержек:
- реакции согласия, или «поддакивания» (да-да, конечно, так, это точно, а также кивок согласия),
- положительные эмоциональные реакции (В самом деле? Не может быть! Кошмар!),
- реакции заинтересованности (Интересно. Ну-ну, что же дальше-то? Рассказывай,рассказывай, а также уточняющие содержательные вопросы), - участие в поиске смысла (договаривание реплик коммуникативного лидера, подсказывание нужных слов при его затруднениях). Различные типы речевых поддержек могут совмещаться в одной реплике.
Речевые придержки, в свою очередь, направлены на лишение собеседника ведущей роли в диалоге. Они составляют часть диалоговой стратегии, служа средством контроля речевой активности собеседника.
Основные типы речевых придержек:
- «нулевые реакции», т. е. отсутствие речевых поддержек – необходимых показателей гармонического развития диалога, критическое или скептическое замечание по поводу содержания речи лидирующего собеседника (Неужели? Это всем известно, Что-то я сомневаюсь, Ты мне об этом уже рассказывал),
- упрёк собеседнику (А ты не спешишь с выводами? Это твое субъективное мнение).
Будучи этически спорным явлением, речевые придержки требуют большой осторожности, если использующий их собеседник хочет сохранить гармонию общения.
6 в заключении своего доклада акцентируем внимание на ключевых моментах:
1 диалог – это речевое взаимодействие партнеров, где есть лидер коммуникативного акта и реципиент. В ходе диалога партнеры могут меняться ролями.
2 хотя диалог и является
видом спонтанной речи, но он
обладает тематической
3 для поддержания диалога коммуниканты должны пользоваться различными вариантами речевых поддержек, в зависимости от цели диалога.
4 и главное в диалоге
– это умение понимать и
уважать мнение собеседника, чтобы
не перевести диалог в