Речь, речевая деятельность. Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:26, реферат

Краткое описание

Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества, она является наилучшей формой, способом общения людей: используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека, является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности. Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

риторика.docx

— 74.41 Кб (Скачать файл)

РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Речь и виды речи. Понятие  культуры речи

Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества, она является наилучшей формой, способом общения людей: используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека, является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности. Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.

Изучением речи, речевого общения  занимаются теория речевой деятельности, прагматика, психолингвистика, логика, стилистика, риторика и другие науки.

Под речью понимается психологически обусловленная деятельность человека с помощью средств языка (речевая деятельность) — конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме, а также результат этой деятельности — речевое произведение.

Речь как деятельность представляет собой совокупность отдельных актов  говорения и понимания — речевых актов, т. е. целенаправленных, мотивированных, психически организованных речевых действий, которые совершаются в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.

Речевой акт включает в себя несколько речевых действий:

1) ориентировку говорящего в речевой ситуации (где буду высказывать мысль),

2) формирование мотивов, потребностей и целей речевого действия (для чего, зачем буду совершать речевую деятельность),

3) планирование речевой деятельности — составление внутреннего плана (что буду говорить),

4) подбор грамматических и лексических средств оформления мысли, структурирование высказывания (как, с помощью каких языковых средств буду высказывать мысль, каким образом буду строить высказывание),

5) звуковое или графическое оформление высказывания,

6) восприятие речи, то есть прослушивание или чтение её,

7) обратную связь — реакцию слушающего или читающего на речь, произведённую речевую деятельность, оценку речевой деятельности (фазу контроля), или самоанализ речевой деятельности, самооценку (самоконтроль). — ориентировки в речевой ситуации (где буду высказывать мысль).

Речь (речевая деятельность) может  быть внутренней и внешней.

Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности.

Внешняя речь — это речь кодированная, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде

- монолога — развернутого вида речи, произносимого одним говорящим, подчиненного одной теме, определенному замыслу, имеющего свою композицию, обладающего относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовящегося заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется);

- диалога — разговора двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативного, то есть связанного с обстановкой, в которой протекает (реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей), часто сопровождается невербальными средствами.

Особенностями внешней речи являются:

- двусторонность процесса: в ней участвуют две стороны — говорящий и слушающий (пишущий и читающий);

- основная ее функция — коммуникативная;

- внешняя речь включает в себя:

  • говорение, то есть отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию,
  • слушание (аудирование), то есть восприятие акустических речевых сигналов и их понимание (обратный говорению процесс),
  • письмо, то есть кодирование, «зашифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков по правилам графики, орфографии и пунктуации,
  • чтение, то есть «расшифровка» (декодирование) графических знаков и понимание их значения (обратный письму процесс);

- по способу кодирования выступает в двух формах — устной и письменной.

Устная речь оформляется в виде звуковых комплексов, более непосредственна, менее подготовлена, с более простым синтаксисом, обладает средствами звуковой выразительности (интонацией, тембром, высотой, темпом, паузами, логическими ударениями, громкостью), может сопровождаться невербальными средствами (жестами, мимикой, указаниями и т. д.), в результате чего имеет сильное воздействие на слушателей. В устной речи требуется соблюдение орфоэпических, интонационных норм.

Письменная речь оформляется графически, более подготовлена и более правильна, сложна по форме и полна по содержанию, строга, подчинена литературной норме, имеет более объемные, сложные предложения. К письменной речи предъявляются также орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования.

Факторами, определяющими характер и результат речевой деятельности, являются:

1) говорящий и адресат (кто говорит и кому), которые

- обладают какими-то общими знаниями и представлениями о мире, фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией),

- исполняют определенные социальные роли (учитель — ученик, больной — врач, руководитель — подчиненный и т. д.),

- выполняют определённые, согласованные между собой функции: функции отправителя речи — адресанта (говорящего или пишущего) и воспринимающего — адресата речи (слушающего или читающего);

2) конкретная обстановка речи (речевая ситуация), то есть такое стечение жизненных обстоятельств, которое побуждает человека к совершению речевого действия;

3) объект, о котором говорится, тема общения (что говорят, о чем говорят);

4) способ осуществления речевых действий (как, каким образом осуществляет говорящий речевые действия);

При подготовке к речевому общению  нужно учитывать и национальные особенности, систему социально-политических, этических взглядов, мировоззрение, предпочтения адресата речи.

Результатом речевой деятельности является речевое произведение — высказывание (устное или письменное), текст.

Текст — это цельное, завершенное по смыслу устное или письменное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких предложений, связанных между собой семантически и грамматически.

Признаками текста являются:

1) смысловая целостность, отражающаяся в опорных словах и словосочетаниях;

2) грамматическая связность, композиционное единство структурных компонентов, которое подчеркивается абзацным членением, связующими компонентами, отражающими причинно-следственные связи между частями текста;

3) завершенность, то есть предметно-смысловая исчерпанность;

4) модальность: а) объективная (соотнесенность содержания речи с действительностью), б) субъективная (наличие концептуальной позиции автора, его определенного отношения к сообщаемому, основной мысли, идеи);

5) коммуникативная целостность, подчиненность всех языковых средств замыслу автора и др.

По функции и содержанию различают несколько типов текстов (речи): описание, повествование, рассуждение.

Описание — изображение признаков, явлений, предметов или событий, то есть их перечисление, позволяющее ярко, живо, наглядно представить предмет, событие, явление, человека. В связи с этим описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д.

Повествование — изображение событий или явлений, которые следуют друг за другом или обусловливают друг друга, иными словами — это рассказ о том, что произошло, случилось. В повествовании используются обычно глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые называют действия, происшествия. Они не описывают действия, а повествуют о них, передают само действие, событие.

Рассуждение — это ряд суждений, вытекающих одно из другого, цепь умозаключений, последовательно изложенных в тексте по поводу чего-либо; развитие, доказательство или опровержение какой-то мысли.

Определение — функционально-смысловой тип речи (текста), точно раскрывающий содержание понятия, в сжатой, обобщённой форме называя основное содержание понятия, его родовые и видовые признаки. Определение требует чёткого, логически последовательного построения, включает в себя 4 основных элемента: 1) определяемое понятие, 2) то, что говорится об определяемом, 3) родовой признак, то есть качество, присущее ряду родственных предметов или явлений, в число которых входит определяемое, 4) видовое отличие — качество, характерное только для данного (определяемого) понятия (См.: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998. С. 326-327).

В устных или письменных текстах  мы обычно наблюдаем объединение  нескольких функционально-смысловых  типов речи.

Речевое поведение, общение с помощью  языка предполагает определенную культуру — культуру речи — одно из важных условий успешной коммуникации. Умение общаться с помощью языковых средств, убеждать становится для человека одним из основных условий профессионального успеха, психологического комфорта.

Культура речи (КР) рассматривается как:

1) «… владение нормами устного  и письменного литературного  языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и  др.), а также умение использовать  выразительные языковые средства  в разных условиях общения  в соответствии с целями и  содержанием речи» (Скворцов Л.  И. 1979: 119);

2) «... совокупность и система  её [речи] коммуникативных качеств» (Головин Б. Н. 1988: 9);

3) «… правила пользования языком  как основным средством общения  людей, орудием формирования и  выражения мыслей ... нормативность  речи, её соответствие требованиям,  предъявляемым к языку в данном  языковом коллективе в определённый  исторический период, соблюдение  норм произношения, ударения, словоупотребления,  формообразования, построения словосочетаний  и предложений» (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976: 158);

4) «умение чётко и ясно выразить  свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь  внимание своей речью, но и  воздействовать на слушателей»  (Введенская Л. А., Павлова Л.  Г., Кашаева Е. Ю. 2003: 68);

5) «… такой выбор и такую  организацию языковых средств,  которые в определённой ситуации  общения при соблюдении современных  языковых норм и этики общения  позволяют обеспечить наибольший  эффект в достижении поставленных  коммуникативных задач» (Е. Н. Ширяев 1991; 1996; 1998; 2000) (Культура русской речи 1998: 16); [Ширяев].

Культура речи, таким образом, — это не просто следование нормам литературного языка, умение выбирать из существующих в языке вариантов наиболее правильный, точный, выразительный, этичный, целесообразный именно в данной ситуации, но и умение эффективно и рационально организовать свою деятельность в любой сфере своей жизни.

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Составляющими культуры речи являются:

1) правильность речи (как говорить  правильно, т. е. соблюдая нормы  литературного языка),

2) речевое мастерство (как говорить  хорошо, эффективно: содержательно,  точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно),

3) соблюдение этикета — норм  речевого поведения, принятых  и предписываемых обществом, в  различных ситуациях общения.

Языковой вкус нашего современника во многом формируется под влиянием СМИ, общения в интернете, в результате — речь многих молодых людей примитивна, однообразна, небрежна, груба. Возникает  необходимость говорить об экологии языка как составной части  «экологии культуры», «нравственной  экологии», о чём писал Д. С. Лихачёв, отмечая, что «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной  биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».

Отрадно, что в современном обществе возрастает значимость уровня общей  культуры специалиста, его речевой  культуры, в частности. Владение нормами  литературного языка, умение продуктивно  общаться, убеждать с помощью языковых средств становится для человека одним из основных условий профессионального успеха и психологического комфорта. Неумение организовывать эффективное речевое общение, незнание норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры человека.

В связи с существенными изменениями  в современном обществе произошли  изменения и в речевой ситуации, в частности, появилось разнообразие говорящих и большая свобода  их поведения. Исследователи определяют несколько типов речевой культуры в современном российском обществе — от элитарной до просторечной, далёкой от языкового идеала.

Типология внутринациональных речевых культур представлена в работах О. Б. Сиротининой и В. Е. Гольдина [Гольдин В. Е. Сиротинина О. Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. — Саратов, 1993. — Вып. 25; Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. — М., 2000]. В сфере литературного языка они отмечают два сложившихся типа (элитарный и среднелитературный) и два складывающихся (литературно-разговорный и фамильярно-разговорный), которые непосредственно связаны с общекультурным и общеобразовательным уровнем говорящих и пишущих.

Информация о работе Речь, речевая деятельность. Культура речи