Муниципальное
общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт
Опарино Кировской области
Александр
Афанасьевич Потебня
Доклад
По русскому языку
ученицы 10 класса «А»
Котельниковой Татьяны Александровны.
Руководитель
Учайкина Татьяна Николаевна.
Опарино – 2014
Оглавление
Биография…………………………………………………………..…….……3
Труды в языкознании…………………………………………………………4
Значение в развитии языкознания………………………………………...…5
3
Биография.
Александр Потебня родился
в 1835 году на хуторе Манев, близ села Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии в дворянской семье. Начальное
образование получал в польской гимназии
города Радом. В 1851 году он поступил на юридический
факультет Харьковского университета, с которого через год перевёлся
на историко-филологический. Его преподавателями
были братья Пётр и Николай Лавровские и профессор Амвросий Метлинский. Под влиянием Метлинского
и студента Неговского, собирателя песен,
Потебня увлёкся этнографией, стал изучать
«малорусское наречие» и собирать народные песни.
Он окончил Университет в 1856 году, недолгое время проработал
учителем словесности в харьковской гимназии,
а затем, в 1861 году защитил магистерскую диссертацию
«О некоторых символах в славянской народной
поэзии» и начал читать лекции в Харьковском
университете. В 1862 году Потебнёй был выпущен труд «Мысль
и язык». И хотя ему к выпуску этой книги
было всего 26 лет, он показал себя думающим
и зрелым философом языка, он не только
обнаружил поразительную начитанность
в специальных исследованиях, но и сформулировал
ряд оригинальных и глубоких теоретических
положений. В том же году он отправился
в заграничную командировку. Он посещал
лекции в Берлинском университете, изучал санскрит и побывал в нескольких славянских
странах. В 1874 году он защитил докторскую диссертацию
«Из записок по русской грамматике», а
в 1875 году стал профессором Харьковского
университета. Член-корреспондент Императорской санкт-петербургской
академии наук c 5 декабря 1875 по Отделению русского языка
и словесности. В 1877 году избран действительным членом
Общества любителей российской словесности
при Московском университете. В этом же
году он получил Ломоносовскую премию,
а в 1878 и 1879 годах был награждён Уваровскими
золотыми медалями. Кроме того, Потебня
состоял председателем Харьковского историко-филологического
общества (1878—1890) и членом Чешского научного
общества.
4
Труды в языкознании
1.Теория грамматики.
Потебня находился под сильным
влиянием идей Вильгельма фон Гумбольдта, однако переосмыслил их в психологическом
духе. Много занимался изучением соотношения
мышления и языка, в том числе в историческом
аспекте, выявляя, прежде всего на русском
и славянском материале, исторические
изменения в мышлении народа. Занимаясь
вопросами лексикологии и морфологии, ввел в русскую грамматическую
традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений.
В частности, он предложил различать «дальнейшее»
(связанное, с одной стороны, с энциклопедическими
знаниями, а с другой — с персональными
психологическими ассоциациями, и в обоих
случаях индивидуальное) и «ближайшее»
(общее для всех носителей языка, «народное»,
или, как чаще говорят теперь в русской
лингвистике, «наивное») значение слова. В языках с развитой морфологией
ближайшее значение делится на вещественное
и грамматическое. А. А. Потебню глубоко
интересовала история образования категорий
существительного и прилагательного,
противопоставления имени и глагола в
славянских языках.
Во времена А. А. Потебни нередко
одни языковые явления рассматривались
в отрыве от других и от общего хода языкового
развития. И поистине новаторской была
его мысль, что в языках и их развитии есть
непреложная система, и что события в истории
языка надо изучать, ориентируясь на его
разнообразные связи и отношения.
2.Внутренняя форма слова.
Потебня известен также своей
теорией внутренней формы слова, в которой
конкретизировал идеи В. фон Гумбольдта. Внутренняя форма слова — это его «ближайшее этимологическое значение», осознаваемое носителями
языка (например, у слова стол сохраняется
образная связь со стлать); благодаря внутренней
форме слово может приобретать новые значения
через метафору. Именно в трактовке Потебни
«внутренняя форма» стала общеупотребительным
термином в русской грамматической традиции.
Он писал об органическом единстве материи
и формы слова, в то же время настаивая
на принципиальном разграничении внешней,
звуковой, формы слова и внутренней. Лишь
многие годы спустя это положение было
оформлено в языкознании в виде противопоставления
плана выражения и плана содержания.
3.Поэтика
Одним из
первых в России Потебня изучал проблемы
поэтического языка в связи с мышлением,
ставил вопрос об искусстве как особом
способе познания мира.
4.Украинистика
Потебня
изучал украинские говоры (объединявшиеся
в то время в лингвистике в «малорусское
наречие») и фольклор,
стал автором ряда основополагающих работ
по этой тематике.
5
Значение
в развитии языкознания.
Одним из
первых в России Потебня изучал проблемы
поэтического языка в связи с мышлением,
ставил вопрос об искусстве как особом
способе познания мира. Изучал украинский
язык и украинский фольклор, комментировал Слово
о полку Игореве. Создал научную школу,
известную как Харьковская лингвистическая
школа; к ней принадлежали Д.Н.Овсянико-Куликовский
(1853–1920) и ряд других ученых. Идеи Потебни
оказали большое влияние на многих русских
лингвистов второй половины 19 в. и первой
половины 20 в. Идеи П.
популяризировались и развивались его
учениками, сгруппировавшимися вокруг
сборников «Вопросы теории и психологии
творчества» (изд. в 1907—1923, под ред. Лезина
в Харькове). Наиболее интересной фигурой
из учеников П. был Овсянико-Куликовский,
попытавшийся психологический метод применить
к анализу творчества русских классиков.
Позднее Овсянико-Куликовский в значительной
мере отошел от системы П. в сторону буржуазного
социологизирования. Остальные ученики
П. были по существу лишь эпигонами своего
учителя. Горнфельд сосредоточивал главное
внимание на проблемах психологии творчества
и психологии восприятия («Муки слова»,
«Будущее искусство», «О толковании художественного
произведения»), трактуя эти проблемы
с субъективно-идеалистических позиций.
Райнов популяризировал эстетику Канта.
Другие ученики П. — Лезин, Энгельмейер,
Харциев — развивали учение Потебни в
направлении эмпириокритицизма Маха и
Авенариуса. Теория Потебни, рассматривавшая
слово и поэтическое произведение как
средство познания через обозначение
разнообразного содержания одним образом-символом,
истолковывалась ими с точки зрения экономии
мышления. Ученики Потебни, рассматривавшие
науку и поэзию как формы мышления сообразно
принципу наименьшей затраты сил, с исключительной
ясностью обнаружили субъективно-идеалистические
основы потебнианства и тем самым всю
его враждебность марксизму-ленинизму. Сыгравшее
свою историческую роль в борьбе со старым
схоластическим языковедением, заострившее
внимание науки о литературе на вопросах
психологии творчества и психологии восприятия,
на проблеме художественного образа, связывавшее
поэтику с лингвистикой, потебнианство,
порочное в своей методологической основе,
смыкаясь затем с махизмом, обнаруживало
все резче свою реакционность. Тем более
недопустимы попытки отдельных учеников
Потебни сочетать потебнианство с марксизмом
(статья Лезина). В последние годы некоторые
из учеников Потебни пытаются освоить
принципы марксистско-ленинского литературоведения
Список литературы
- http://www.rulex.ru/01160519.htm
- http://philologos.narod.ru/potebnja/poteb-main.htm
3.Пиксанов Н. К., Два века русской
литературы, изд. 2, М., 1924, стр. 248—249
4.Памяти А. А. Потебни, Сб., Харьков,
1892.