Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:52, контрольная работа
К основным методам относят лабораторные, вегетационные, лизиметрические и полевые опыты, а также обследования и испытания. Из-за широкой специализации агрономии возникает необходимость спецификации вышеперечисленных методов научных исследований на тепличные (проводимые в условиях закрытого грунта), камеральные (опыты по хранению и переработке растениеводческой продукции) и модельные (выполняющие роль разведывательного или имитационного опыта, предварительного поиска или испытания перед постановкой основного эксперимента).
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО
«Тюменская государственная
Институт дистанционного обучения
Контрольная работа
По дисциплине: Основы научных исследований в агрономии
Каткова Ю.Г.
Проверил:
Тюмень 2012
Задание 1
К основным методам относят
лабораторные, вегетационные, лизиметрические
и полевые опыты, а также обследования
и испытания. Из-за широкой специализации
агрономии возникает
Лабораторные опыты проводят в лаборатории, фитотроне, термостате и т.д. Экспериментальной единицей служит пробирка, чашка Петри и т. п. Лабораторные эксперименты следует отличать от лабораторных анализов, квалифицируемых наблюдениями. Оценку лабораторной всхожести или энергии прорастания семян используют как в научных, так и практических целях. Разновидностью лабораторного опыта являются камеральные эксперименты, проводимые в хранилищах и на продовольственных складах. В таких экспериментах единицей наложения варианта служит ящик, пакет, камера, холодильник и т. д.
Вегетационные опыты проводят с растениями в вегетационных домиках под стеклом или пленкой, что позволяет контролировать отдельные жизнеобеспечивающие факторы. (Субстрат и его влажность, питательная среда и освещенность могут также составлять изучаемый фактор или варианты опыта.) Экспериментальными единицами служат сосуды, заполняемые песком, почвой, торфом, перлитом или смесями этих субстратов. В конкретном опыте сосуды нумеруют. В тепличных опытах и при светокультуре экспериментальными единицами служат делянки или грядки почвогрунта для овощей, цветов и черенков, а также стеллажи, на которых размещены корыта с питательным субстратом для шампиньонов, стеллажи с пробирками, заполненными питательными средами для клонального размножения садовой земляники, и т. д. С целью повышения репрезентативности эксперимента секции разнокачественного почво-грунта или северные и южные (западные и восточные) части сооружения с разным микроклиматом выделяют в качестве повторений.
Пластикультура — выращивание растений на земельных участках с пленочными высококаркасными и тоннельными укрытиями, где экспериментальными единицами служат вытянутые делянки или гряды.
Лизиметрические опыты проводят с растениями и черным паром под открытым небом в лизиметрах, специальных контейнерах или установках, обеспечивающих доступ к ним на определенной глубине, благодаря чему можно собирать мигрирующий почвенный раствор и анализировать его.
Вегетационно-полевые опыты ставят в полевой обстановке в сосудах без дна. Для саженцев, сеянцев и цветочной культуры используют также пластмассовые ведра или другие емкости горшечного типа (культура с закрытой корневой системой). Сосуды-цилиндры изготавливают из листового железа или рубероида. В местах их размещения снимают верхний слой почвы, которую после тщательного перемешивания и добавления ингредиентов используют для набивки сосудов, если в плане опыта не предусмотрены другие субстраты. Перед установкой сосудов подстилающую почву рыхлят на глубину 10... 15 см. Верхняя кромка сосудов должна быть на уровне окружающей почвы, а субстрат — на 1...2 см ниже ее. Промежутки между сосудами заполняют почвой и уплотняют до равновесной (естественной) плотности.
В полевых опытах экспериментальной единицей служит делянка. В зависимости от ее площади различают микрополевые (до 1 м2), мелкоделяночные (до 10 м2) и собственно полевые, или обычные опыты (от 20 до 1000 м2, в условиях производства >1000 м2). Под опыты выделяют предварительно изученные земельные участки типичные для агроландшафтов конкретного региона. Микрополевые опыты базируются на ручном труде, а обычные — на механизированных технологиях. В отличие от вегетационных сосудов делянки нумеруют лишь в «слепых» опытах (дробный учет урожая рекогносцировочного посева).
Модельные опыты (в научной практике модель — синоним опыта) проводят в поле, теплице, лаборатории, хранилище и т. д. с целью моделирования условий окружающей среды. (В настоящее время под модельным опытом чаще понимают расчеты заданных параметров на компьютере, или виртуальный эксперимент.) Экспериментальной единицей служат площадки до 1 м2 (микроделянки) или различные емкости с растительными субстратами (продукцией). В полевой обстановке площадки под посев готовят путем рыхления почвы на соответствующую глубину плюс 5... 10 см. Между учетными площадками оставляют буферные полосы земли в качестве защиток.
Испытания и обследования научно-практического назначения проводят в условиях лабораторий, полей, садов (парков) и естественных угодий. Особенно широко эти методы используют в сфере международного сотрудничества.
Полевые опыты в условиях производства (максимум репрезентативности, минимум воспроизводимости) закладывают на производственных полях площадью более 1 га с ограниченным числом вариантов (3...6) и минимальной повторностью или без нее. Они служат пилотными (первыми) испытаниями экспериментальных идей или производственной проверкой результатов точных опытов
Биотесты — испытания различных препаратов на животных и растениях — проводят в лабораторных и полевых условиях. Статистической оценкой биотеста служит пробит-анализ.
К особым методам агрономических исследований относят длительный полевой стационар (продолжительностью более 20 лет) и опыты методического характера.
Опыты методического характера (продолжительностью от 2...3 до 20 лет) называют «слепыми», или разведывательными, поскольку в них отсутствуют обычные варианты, а изучают вопросы совершенствования агрономических и статистических методов исследования, а также оптимизации структуры опыта и сравнительную эффективность экспериментальных планов. (Слепые опыты проводят в поле, в теплице или в вегетационном домике.) Однако чаще их роль сводится к рекогносцировке варьирования плодородия почвы перед закладкой опыта (уравнительные опыты, или уравнительные и рекогносцировочные посевы).
Полевой сельскохозяйственный опыт — исследование, осуществляемое в полевой обстановке на специально выделенном участке. Основной задачей полевого опыта является установление различий между вариантами опыта, количественная оценка действия факторов жизни, условий или приемов возделывания на урожай растений и его качество.
Производственный сельскохозяйственный опыт — комплексное исследование, которое проводится непосредственно в производственных условиях бригадами, отделениями, хозяйствами или группой хозяйств и отвечает конкретным задачам самого материального производства, его развития и совершенствования.
Особенность полевого опыта, отличающая его от других методов исследования, состоит в том, что культурное растение изучают вместе со всей совокупностью почвенных, климатических и агротехнических факторов, очень близких к производственным, или непосредственно в производственных условиях. Только полевой опыт может установить связь между урожаем и средствами воздействия на него. Кроме того, существуют вопросы, которые вообще не могут быть изучены вне полевой обстановки, вне полевого опыта, например система обработки почвы и ухода за растениями, севооборот, применение удобрений в севообороте, сочетание удобрений и гербицидов с другими агротехническими приемами, механизация уборки и т. д.
Полевые опыты в условиях производства (максимум репрезентативности, минимум воспроизводимости) закладывают на производственных полях площадью более 1 га с ограниченным числом вариантов (3...6) и минимальной повторностью или без нее. Они служат пилотными (первыми) испытаниями экспериментальных идей или производственной проверкой результатов точных опытов.
Как бы ни были ценны наблюдения,
результаты лабораторных вегетационных
и лизиметрических опытов, прежде
чем сделать выводы из них и
рекомендации для производства (если
вообще такие могут быть предложены),
они должны быть проверены в условиях
сравнительного полевого опыта. Все
это делает полевой опыт основным,
важнейшим методом исследования
в полеводстве, луговодстве, овощеводстве
и плодоводстве. Полевой опыт связывает
теоретические исследования в агрономии
с сельскохозяйственной практикой.
Результаты полевых опытов и обобщения
практических наблюдений могут быть
достаточно убедительным основанием для
широкого внедрения новых средств
повышения урожаев —
Проведение полевого опыта отличают следующие особенности: сильная изменчивость погодных условий. Колебания урожайности по годам часто превосходят эффект изучаемых факторов: севооборота, удобрений и системы обработки почвы; сезонность и ограниченность вегетационного периода. Период вегетации растений может продолжаться от нескольких недель (месяцев) для однолетних до нескольких лет для многолетних культур. Отдельные периоды вегетации прерывает «мертвый сезон» различной продолжительности; неоднородность почвенного плодородия. Эта особенность обусловливает дополнительную территориальную повторность. Индикатором плодородия почвы служит урожайность культур;
низкая воспроизводимость результатов. Один и тот же опыт каждый год дает разные результаты, поскольку невозможно сохранить условия прежнего периода, чем обусловлена повторность во времени.
Ценность результатов полевого опыта зависит от соблюдения определенных методических требований. Важнейшие из них следующие: 1) типичность опыта; 2) соблюдение принципа единственного различия; 3) проведение опыта на специально выделенном участке; 4) учет урожая и достоверность опыта по существу.
Под типичностью, или репрезентативностью, полевого опыта понимают соответствие условий его проведения почвенно-климатическим (природным) и агротехническим условиям данного района или 1зоны. Любой полевой опыт должен отвечать требованию почвенно-климатической типичности. Совершенно очевидно, что нет смысла изучать приемы повышения плодородия почв в опыте, расположенном на песчаных почвах, если результаты работы предполагается использовать на глинистых почвах.
Что касается второго требования, а именно соответствии условий проведения опыта агротехническим, производственны условиям, то оно в различных полевых опытах выполняется по-разному. Полностью это требование выдерживается в полевых опытах, которые проводят непосредственно в производственной обстановке. Однако в ряде случаев, особенно на первых этапах исследования (ограниченное количество семян, нового вида гербицида, удобрения и т. д.), это требование выполняется не полностью, и полевой опыт проводят в некотором отрыве от типичных производственных условий. В понятие «типичность» для агротехнического полевого опыта входит также требование проводить исследование с районированными (или перспективными) сортами и типичными для данной зоны культурами. Агротехнические опыты с экологически не приспособленными культурами и сортами теряют ценность, потому что районированные сорта и типичные культуры могут по-иному реагировать на изучаемые приемы, и, следовательно, нельзя распространять выводы из подобных опытов на обычные производственные условия. К типичности относится также требование проведения полевого опыта при общем высоком уровне агротехники; опыты при низком уровне агротехники не имеют большой производственной ценности.
При постановке полевых опытов необходимо соблюдать единство всех условий, кроме одного — изучаемого. Это очень важное и обязательное требование методики называют принципом единственного различия. Он должен строго соблюдаться в опытной работе. Например, в полевом опыте с дозами азотных удобрений единственным различием по вариантам будут дозы. Все остальные условия опыта (почвенные условия, предшественник, способы обработки почвы, сорт, посев, уход и т. д.) во всех вариантах должны быть тождественными, одинаковыми. Без соблюдения этого требования методики нельзя правильно установить эффективность изучаемых доз удобрений.
Следует иметь в виду, что полное сохранение равенства всех условий, кроме изучаемого, оказывается невозможным из-за тесной связи и взаимозависимости между разными факторами жизни растений и почвы и действующими на них агротехническими приемами. Например, при изменении глубины обработки почвы изменяется ее влажность, температура, воздушный режим, биологическая деятельность и питательный режим. Для того чтобы признать изменение в результате опыта как следствие тех изменений, которые произошли в изучаемом факторе, вовсе не нужно постоянное равенство в состоянии всех других не изучаемых условий в течение всего опыта, достаточно, чтобы такое равенство имелось до опыта т. е. до того момента, когда внесены изменения в изучаемый фактор. Изменения же, которые происходят под его влиянием в не изучаемых условиях, необходимо рассматривать как функции произведенного изменения в изучаемом факторе.
Информация о работе Контрольная работа по "Основы научных исследований в агрономии "