Анализ социологических данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:39, контрольная работа

Краткое описание

Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются с. факты опытным путем.
Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Содержание

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу.......................3
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных......................................................................6
3. Состав отчета о социологическом исследовании.........................................9
3.1. Требования к основной части отчета................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

социол.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

   План

  1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу.......................3
  2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных......................................................................6
  3. Состав отчета о социологическом исследовании.........................................9

      3.1. Требования к основной части отчета................................................12

    Библиографический список.....................................................................................16

 

      1. Подготовка эмпирических  данных к обработке  и анализу

      Эмпирическое  социальное исследование - это научная  последовательность действий, которая  называется эмпирической, когда исследуются  с. факты опытным путем.

      Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

      Исследовательский процесс вне зависимости от используемых методов исследования имеет логическую систему последовательности действий и состоит из девяти нижеследующих шагов:

      1. Разработка проблематики.

      2. Определение круга вопросов.

      3. Определение методов исследования.

      4. Структура инструментария сбора  данных.

      5. Проверка и окончательное определение  инструментария сбора данных.

      6. Подготовка и планирование сбора  данных.

      7. Построение выборки.

      8. Проведение сбора данных.

      9. Обработка и анализ собранных  данных.

      Последовательность  действий вышеописанного процесса может  варьироваться в зависимости  от проблематики и выбранных методов  исследования.

      Применение  эмпирических социальных исследований постоянно возрастает в коммерческих целях в экономических и маркетинговых  исследованиях, в опросах общественного  мнения.

      Проблема  сбора и анализа данных в эмпирических социальных исследованиях очень восприимчива к методологическим проблемам, и результаты исследования следует перепроверять, наряду со статическим следует использовать логический анализ, следует избегать неоднозначных формулировок вопросов в анкете, искать и анализировать латентные переменные, комбинировать методы исследования.

      Особенности социальных феноменов как предмет  социальных наук требует для них  эмпирических методов исследования, такие как метод наблюдения и  система методов сбора данных, чтобы анализировать предметную область научно и независимо от индивидуального повседневного опыта. В отличие от естественных наук, в которых методы обсуждаются с этической точки зрения, методы в социальных науках неоспоримы с точки зрения их научной работоспособности. В оценку работоспособности методов входит принципиальная методологическая дискуссия о том, что возможно ли вообще социально-научное (социологическое) познание. В дискуссиях о методах явно прослеживается основная проблема противоречивой оценки качественных и количественных методов в социологии.

      Качественные  и количественные методы отличаются по характеру сбора и обработки  данных.

      Количественные  методы добиваются стандартизированного и контролируемого измерения  и использования на базе квантифицированных данных статистически-математических методов. В центре внимания качественных методов находится смысловой и содержательный анализ, процесс сбора данных менее структурирован методами и исходными рабочими гипотезами, а также существует возможность углублять и расширять постановку вопросов во время процесса сбора данных. Качественные методы применяются на предварительной (начальной) фазе исследовательского проекта, чтобы расширять необходимую предметную область для формирования проблемы исследования и для формулирования рабочих гипотез; в этом смысле использование качественных методов есть предварительная фаза первоначального исследовательского процесса.

      Однако, в последние годы и десятилетия  усиливались старания приписать  качественным методам самостоятельное  значение и пропагандировать их как альтернативу качественным методам.

      Эти усилия основываются, с одной стороны, на критике работоспособности количественных методов, к которой нужно серьезно отнестись, и, с другой стороны, на факте, что количественные методы не могут  быть использовано универсально. Под пропагандой качественной альтернативы понимают, конечно, также основополагающую методологическую гипотезу о том, что в социальных науках (особенно в их объекте), возможно, не существует определенной последовательности образа действий научного познания, и социальные науки ориентируются на пример естественных наук как в случае количественных методов.

      Дискуссии о преимуществах и недостатках  качественных и количественных методов  будут продолжаться и впредь противоречить  друг другу. Очевидно лишь одно: количественные и качественные методы могут взаимно дополнять друг друга и почти каждый отдельный метод эмпирического социального исследования может использоваться в качественном или количественном проявлении.

 

      2. Сущность и виды  группировок. Таблицы  и графики: их роль в анализе социологических данных

      Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. Научно организованная обработка  материалов наблюдения (по заранее  разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов и производных показателей (средних, относительных величин), называется в статистике сводкой.

      Сводка представляет собой второй этап статистического исследования. Целью сводки является получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности.

      Статистическая  сводка осуществляется по программе, которая  должна разрабатываться еще до сбора  статистических данных, практически  одновременно с составлением плана  и программы статистического  наблюдения. Программа сводки включает определение групп и подгрупп; системы показателей; видов таблиц.

      Группировка – это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

      При проведении группировки приходится решать ряд задач: 
1) выделение группировочного признака; 
2) определение числа групп и величины интервалов; 
3) при наличии нескольких группировочных признаков описание того, как они комбинируются между собой;

      4) установление показателей, которыми  должны характеризоваться группы, т.е. сказуемого группировки.

      Статистические  группировки и классификации  преследуют цели выделения качественно  однородных совокупностей, изучения структуры  совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

      Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей).

      Структурная дает возможность описать составные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги.

      Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.

      В зависимости от числа положенных в их основание признаков различают  простые и многомерные группировки.

      Группировка, выполненная по одному признаку, называется простой.

      Многомерная группировка производится по двум и более признакам. Частным случаем многомерной группировки является комбинационная группировка, базирующаяся на двух и более признаках, взятых во взаимосвязи, в комбинации.

      Структурная группировка применяется для характеристики структуры совокупности и структуры сдвигов.

      Структурный называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью технологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какого либо варьирующему признаку. Например, группировка населения по размеру среднедушевого дохода. Анализ структурных группировок взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменения структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития. 

 

      3. Состав отчета  о социологическом  исследовании

      Отчет – это вид коммуникации, в которой  одна из сторон передает другой информацию о событиях и фактах, в которых заинтересована принимающая сторона, оплачивающая усилия передающей стороны по сбору и анализу информации. Уже из этого определения становится очевидным отличие делового отчета по материалам заказного исследования от отчетов, подготовленных для научных фондов и от научных публикаций.

      • Отчет, по возможности, должен содержать  всю интересующую Заказчика информацию по предмету договора. К научной публикации такого требования не предъявляется – автор вправе использовать только ту информацию, которую он считает необходимой.

      • Отчет должен содержать только ту информацию, которая интересует Заказчика, и не включать никакой другой информации. В отличие от этого, в научной публикации не только допустимо, но и желательно указать на новые, не реализованные пока проблемы и направления.

      • Все данные, использованные в отчете, должны быть достоверны. Для статистических показателей должна быть дана статистическая оценка их достоверности. Все факты и цитаты должны иметь ссылку на источник.

Необходимо  помнить, что, согласно ГК РФ, заимствование чужих текстов допускается только в кавычках и с указанием источника. В этом отношении требования к отчету и публикации совпадают.

      • Отчет, как и публикация, должен иметь  четко выраженную логическую структуру. Оформление отчета должно быть таким, чтобы читатель всегда мог четко представлять, какой именно раздел он читает. Это может достигаться за счет использования колонтитулов и подзаголовков.

      • Язык отчета должен быть максимально  простым и доступным с тем, чтобы его мог понять не только специалист по социологии, но и Заказчик. Кроме того, текст должен быть доступен любому потенциальному читателю, чье мнение может быть важно для Заказчика и Исполнителя (например, внешнему эксперту или потенциальному Заказчику). В отношении научной публикации это требование также желательно, но не обязательно.

      Таким образом, перед тем, как начинать работу над отчетом, необходимо еще  раз обратиться к техническому заданию, с тем, чтобы четко представлять:

      • с какой целью пишется отчет;

Информация о работе Анализ социологических данных