Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:40, реферат
Вебер (Weber) Макс (1864-1920) немецкий социолог, историк, экономист. Его труды в значительной степени определили в ХХ в. направление развития на Западе социально-научного знания. Предлагаемая ниже работа опубликована в 1905 г.
В книге М. Вебера “ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА” автор сравнивает предпринимательские способности представителей капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий, в частности он сравнивает католиков и протестантов. Сравнивая, Вебер отмечает, на первый взгляд сложнообъяснимую, особенность: среди преуспевающих коммерсантов преобладают сторонники протестантизма. Вебер пишет: “При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии.
Санкт-Петербургская Государственная
Академия Культуры
Кафедра социологии и психологии
работа по курсу
Социология”
аналитический обзор книги М.
Вебера “ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА”
Студента 262 группы
Кострова А. Ю.
Преподаватель:
Божков О. Б.
Санкт-Петербург
2000 г.
Вебер (Weber) Макс (1864-1920) немецкий
социолог, историк, экономист. Его труды
в значительной степени определили в ХХ
в. направление развития на Западе социально-научного
знания. Предлагаемая ниже работа опубликована
в 1905 г.
В книге М. Вебера “ПРОТЕСТАНТСКАЯ
ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА” автор сравнивает
предпренимательские способности представителей
капиталистического мира, придерживающихся
различных христианских конфессий, в частности
он сравнивает католиков и протестантов.
Сравнивая, Вебер отмечает, на первый взгляд
сложнообъяснимую, особенность: среди
приуспевающих комерсантов приобладают
сторонники протестантизма. Вебер пишет:
“При ознакомлении с профессиональной
статистикой любой страны со смешанным
вероисповедным составом населения неизменно
обращает на себя внимание одно явление,
неоднократно обсуждавшееся в католической
печати и литературе и на католических
съездах Германии. А именно – несомненное
преобладание протестантов среди владельцев
капитала и предпринимателей, среди высших
квалифицированных слоев рабочих, среди
высшего технического и коммерческого
персонала современных предприятий”.
Далее автор делает различные предположения,
о природе данного факта преобладания
протестантов. Он пытается объяснить его
с позиции исторической – “В XVI в. многие
богатейшие области империи в силу благоприятных
естественных условий и близости торговых
путей, приняли протестантскую веру; последствия
этого факта способствуют успехам протестантов
в их борьбе за существование и экономическое
процветание”. Так же с позиции экономической
(финансовой) и общеобразовательной: “Тот
факт, что процент католиков среди учащихся
и выпускников средних учебных заведений
"повышенного типа" значительно ниже
их процентного отношения ко всему населению,
можно, объяснить имущественными различиями.
Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков
процент окончивших учебные заведения,
которые готовят к технической и торгово-промышленной
деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству,
также значительно ниже, чем среди протестантов
– этот факт никак нельзя объяснить финансовой
причиной”.
М. Вебер в данном труде проводит
большое социологическое исследование,
имеющее своей целью показать особенности
присущие протестантскому направлению
мировоззрения, в общем, и касательно предпринимательства
и капитализма в частности. Так он сравнительно
анализирует взаимосвязь между приверженностью
к той или иной христианской конфессии
и успехом в коммерции. В своей работе
Вебер достаточно подробно и доступно,
простым литературным, разговорным языком
ведет исследователя по пути разносторонних
сравнений, то есть он сравнивает одни
и те же особенности, рассматривая их с
разных сторон.
Вот, например одна из особенностей
“национальные и религиозные меньшинства
(в разных странах) добровольно или вынужденно
отказываются от политического влияния
и политической деятельности, концентрируют
все свои усилия в сфере предпринимательства.
Так обстояло дело с поляками в России
и Восточной Пруссии, где они шли по пути
экономического прогресса так же с гугенотами
во Франции Людовика XIV, с нонконформистами
и квакерами в Англии. Но так же надо сказать,
что и в те времена, когда в Англии и Голландии
католиков либо преследовали, либо только
терпели, они в отличие от протестантов
ничем особенным не проявляли себя в области
экономики. Скорее можно считать установленным,
что протестанты как в качестве господствующего,
так и в качестве подчиненного слоя населения,
как в качестве большинства, так и в качестве
меньшинства проявляли специфическую
склонность к экономическому рационализму,
которую католики не обнаруживали и не
обнаруживают ни в том, ни в другом положении.
Причину различного поведения представителей
названных вероисповеданий следует поэтому
искать прежде всего в устойчивом внутреннем
своеобразии каждого вероисповедания,
а не только в его внешнем историко-политическом
положении”.
Можно заметить, что Вебер строит
изложение своей теории иногда на отрицании
или перефразировании своих ранее изложенных
мыслей, предположений и доводов. То есть
он строит предположение, а потом далее
или утверждает, или отрицает его.
По мнению Вебера над миром господствует
рационализм. Именно рационализм определяет
отношения человека к природе, отношения
между людьми, причем господство рационализма
растет вместе с развитием техники и науки.
М.Вебер обосновал рационализм науки и
искусства. Это вовсе не значило, что искусство
и наука совмещаются. Истинность, красота,
рациональность всегда будут различны,
но вопрос ставился о развитии этих ценностей
на Западе.
Большая "отчужденность от
мира", свойственная католицизму, аскетические
черты его высших идеалов должны были
воспитать в его приверженцах известное
равнодушие к земным благам. Эта аргументация
действительно лежит в основе распространенной
в наши дни сравнительной оценки обоих
вероисповеданий. Протестанты, используя
эту схему, подвергают критике аскетические
идеалы жизненного уклада католиков, католики
же в свою очередь упрекают протестантов
в "материализме", к которому привела
их секуляризация всего содержания жизни”.
М.Вебер пытался проанализировать
все формы религии и те способы действия
людей, которые они порождают. В этом заключается
его глубокое социологическое исследование.
Социология по Веберу - наука, которая
занимается социальными действиями, толкуя
и понимая эти действия. Таким образом,
социальные действия – это предмет ее
изучения. Социология образует типовые
понятия и ищет общие правила совершающегося,
противоположно исторической науке, которая
стремится объяснить только частные события.
Анализируя психологию и мировоззрение
протестантов, Вебер приходит к выводу,
что духовные источники капитализма лежат
в протестантской вере, и он ставит перед
собой задачу: найти связь между религиозным
убеждением и духом капитализма.
Один современный писатель сформулировал
противоположность обоих вероисповеданий
так: "Католик... предпочитает устойчивое
обеспеченное существование, пусть с меньшим
доходом… …протестант склонен хорошо
есть, тогда как католик предпочитает
спокойно спать". Однако такого рода
аргументация оказывается несостоятельной
в тех случаях, когда отдельные люди и
группы людей сочетают виртуозность в
сфере капиталистических деловых отношений
с самой интенсивной формой набожности;
подобные случаи отнюдь не единичны, более
того, их можно считать характерными для
тех протестантских церквей и сект, которые
имели наибольшее историческое значение.
Существуют различные формы
капитализма:
политический,
авантюрный,
экономический.
Основная форма – экономический
капитализм. Он ориентирован на постоянное
развитие производительных сил, здесь
важен не столько результат, сколько процесс
даже при ограничении собственного потребления.
М.Вебер вырабатывает связь
между религиозным убеждением и духом
капитализма. М.Вебер считает, что религия
содействовала утверждению рационализма.
Можно считать характерным,
что среди прозелитов французских гугенотских
церквей, преобладали монахи и представители
торгово-промышленных кругов (купцы, ремесленники),
причем это положение сохранилось и в
период преследований гугенотов. Уже испанцам
было известно, что "ересь" (то есть
нидерландский кальвинизм) способствует
развитию "торгового духа"”.
Важно также отметить, что для
М. Вебера было наиболее ценно в человеческих
и деловых отношениях понимание долга,
ответственности. В деловом мире очень
важно понимание этики ответственности.
Реальная политика капитализма всегда
целенаправленна. М. Вебер считает, что
подлинные стремления людей можно выяснить
только в ходе дискуссии.
...во франклиновском подходе
содержится гамма ощущений, которая тесно
соприкасается с определенными религиозными
представлениями. Ибо на вопрос, почему
же из людей следует "делать деньги",
Бенджамин Франклин действует без какой-либо
конфессиональной направленности в своей
автобиографии отвечает библейским изречением,
которое он в молодости постоянно слышал
от своего отца, строго кальвиниста: "
Видел ли ты человека, проворного в своем
деле? Он будет стоять над царями". Приобретение
денег при условии, что оно достигается
законным путем, является при современном
хозяйственном строе результатом и выражением
деловитости человека, следующего своему
призванию, а эта деловитость, как легко
заметить, составляет альфу и омегу морали
Франклина”
И далее он пишет:
Современный капиталистический
хозяйственный строй это чудовищный космос,
в который каждый отдельный человек ввергнут
с момента своего рождения и границы которого
остаются, во всяком случае, для него как
отдельного индивида, раз навсегда данными
и неизменными”.
Заключение
Социальная теория М. Вебера
исходит из индивида, из его субъективной
осмысленности своих действий. Работа
“ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА”
показывает глубину мысли М. Вебера. Многое
из того, что он нам дал в своих работах
и исследованиях, широко используются
в средствах массовой информации и в научной
среде, что очередной раз показывает значимость
его работ для нашего времени.
Информация о работе Аналитический обзор книги М Вебера "Протестантская этика и дух капитализма"