Аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 03:49, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ результативности российской аграрной политики в той её части, которая непосредственно касается ПБ страны. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность аграрной политики;
- рассмотреть аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и сущность аграрной политики………………………….………….4
2. Аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности ………………………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТпоГЭП.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..   3

1. Понятие и сущность  аграрной политики………………………….………….4

2. Аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности ………………………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  мире происходят серьезные изменения  основ аграрной политики. Идет переосмысление, в том числе роли сельского  хозяйства и значения крестьянства в целом, меняется его миссия. Продовольственная  безопасность страны - это важнейшая  функция крестьянства, но его роль и значение становятся намного разнообразнее:

- обеспечение национальной безопасности в своем государстве;

- сохранение и поддержание сельского образа жизни;

- устойчивое развитие сельской территории;

- развитие туризма;

- демографическая роль.

Опыт развитых стран убедительно  показывает, что им присуще особое отношение к селу и сельскому  хозяйству. Так, новое восприятие роли и значения сельского хозяйства  в ЕС привело к существенной корректировке  всей аграрной политики, в частности  политики протекционизма. От узконаправленных субсидий, поддерживающих непосредственно  производственную сферу, здесь переходят  к субсидированию развития сельских территорий: охрана природы, поддержание  уклада жизни и национальных традиций, сохранение безопасных технологий производства продуктов питания, создание социальной инфраструктуры.

Целью данной работы является анализ результативности российской аграрной политики в той её части, которая непосредственно касается ПБ страны. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность аграрной политики;

- рассмотреть аспекты  реализации аграрной политики  России в контексте достижения  продовольственной безопасности

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

Аграрная политика - это  политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и  обеспечения на этой основе роста  жизненного уровня населения и общественного  процесса в стране.             Выделение аграрной политики как относительно самостоятельной области в общей экономической политике государства обусловлено особенностями сельскохозяйственного производства, спецификой регулирования аграрных отношений. В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности как в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.

Агробизнес проявляется  в разных сферах неодинаково: в сфере  АПК - как подчинение промышленным капиталом  аграрного производства; в сфере  экономики в целом - как подчинение финансовым капиталом АПК.

Аграрно-промышленный комплекс (АПК) - это народнохозяйственный комплекс отраслей, объединяющий следующие сферы  экономики: производство средств производства для сельского хозяйства; собственно сельское хозяйство; транспортировка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Каждое государство осуществляет свою агарную политику в соответствии со своими методами и целями.

Единая аграрная политика основывается на системе гарантированных  цен и других инструментах регулирования  рынка, а также на таможенном протекционизме в торговле с другими странами. В рамках этой политики важная роль отводится механизму цен на продукцию  сельского хозяйства, на большинство  его товаров установлено не менее  трех цен: единая контрольная цена (высший уровень); рыночная цена (определяемая на основе спроса и предложения) и единая закупочная цена или цена «вмешательства» (низший уровень). Если предложение существенно превышает спрос и рыночные цены снижаются до уровня цен «вмешательства».

Существует также и  максимальные импортные или пороговые  цены, применяемые при падении  цен внутреннего рынка, ниже уровня которых ввоз данного продукта из третьих стран запрещен. При всей сложности государственного регулирования  этого сектора экономики, свидетельствует  о достаточно высокой его эффективности.

Экономическая ситуация в  АПК еще более обострилась  в связи с финансово-бюджетным  кризисом, вследствие которого объемы специального фонда льготного кредитования предприятий и организаций АПК  и лизингового фонда явились  значительно меньшими, чем предусматривалось. Финансовое состояние сельского  хозяйства дошло до критической  отметки, и предприятия перестали  покупать технику, оборудование, удобрения, строительные материалы.

Основные направления нового курса аграрной политики: усиление государственного регулирования агропромышленного комплекса; защита российского продовольственного рынка; кооперация и интеграция отраслей АПК, создание региональных и федеральных союзов и ассоциаций; техническое и технологическое обновление агропромышленного производства; формирование эффективных моделей хозяйствования на селе; учеба кадров.

Сегодня значительная часть  населения земного шара живёт  в странах, в экономике которых  преобладает аграрный сектор. Кроме  того, для многих стран, в том числе  и России, продолжает оставаться актуальной проблема продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а  перерабатывающую промышленность сырьем. Примерно 70% предметов потребления  производится из продукции сельского  хозяйства, поэтому от эффективности  этой отрасли прямо зависит жизненный  уровень населения. Продовольственная  безопасность страны, являясь составной частью её национальной безопасности, выступает как гарантия стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ  АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В  КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение продовольственной  безопасности (ПБ) страны является важнейшей  целью аграрной политики государства  независимо от его национальных, институциональных  и иных особенностей. К концу XX века Россия оказалась в числе тех  государств, которые утратили свою продовольственную независимость. Такая экономическая и политическая ситуация характеризуется, с одной  стороны значительным снижением  объемов отечественного производства продовольствия, а с другой, резким возрастанием импорта традиционно  производимых в стране видов продовольственных  продуктов и разрушением производственного  потенциала АПК.

В качестве объекта анализа  взята государственная программа  развития сельского хозяйства(с/х) и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 гг.. Оценку результативности аграрной политики можно провести по следующим направлениям ее реализации:

- развитие растениеводства;

- развитие животноводства;

- обеспеченность с/х техникой;

- импорт с/х продукции и продовольствия.

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Наиболее важными отраслями  в с/х России являются производство зерна и продукции животноводства. Зерно является основой питания  людей и важным условием для развития животноводства.

Развитие растениеводства  имеет стратегическое значение для  реализации высоких потенциальных  возможностей страны на внутреннем и  мировом рынках. Одним из направлений  обеспечения ПБ страны является формирование резервов и запасов. В с/х для  регулирования рынка образован  интервенционный фонд зерна. Создание такого фонда позволяет стабилизировать ситуацию на рынке зерна, включая поддержку цен реализации с/х товаропроизводителей.

Одной из главных целей  Госпрограммы являлось повысить урожайность  зерновых культур в среднем по Российской Федерации в 2008 - 2012 гг на 14% по сравнению с аналогичным  показателем за предшествующий период (2002 - 2006 годы) и достигнуть 21,3 ц/га.

Таблица 1.

Валовый сбор зерна (млн.тонн) и урожайность зерновых культур (ц/га)

Год

Посевные

Площади, млн.га

Валов.сбор зерна, Млн.тонн

Урожайность, ц/га

2006

43

78.2

18

2008

47

108.2

23.8

2009

45

97.1

22.7

2010

44

61.0

19.2

2011

44.1

93.9

23.2

2012 ( на декабрь)

44.9

75.1

19.2


Источник: Росстат, Минсельхоз

Как видно из приведенных  в таблице данных, посевные площади  в 2012 г увеличились на 1.9 млн га, по сравнению с 2006 г. В 2010 г была сильная  засуха, которая сказалась на урожае зерна, отмечался самый низкий показатель валового сбора зерна (61%) за последние  годы. В 2011 году урожай зерновых значительно  вырос и составил, 93.9 млн. тонн. Рост составил 54% по сравнению с предыдущим годом. Однако, в 2012 г опять наблюдалось  снижение объема собранного зерна на 20% по сравнению с 2011г. Таким образом, сложно однозначно говорить о появлении стабильной положительной тенденции в развитии отрасли. Что касается урожайности, то она остается на довольно низком уровне, что во многом обусловлено отсутствием с/х техники в должном объеме, а также тем, что большая часть парка уже устарела.

ЖИВОТНОВОДСТВО

Животноводство в России, как и растениеводство, развивается  медленными темпами. Важнейшими показателями развития животноводства является поголовье  скота и птицы.

Приоритетной задачей  Гос.Программы было увеличение производства животноводческой продукции к 2012 году на 32,9% по отношению к 2006 году. В абсолютных (натуральных) показателях объем  производства скота и птицы (в  живом весе) к 2012 году по сравнению  с 2006 годом предположительно должен был достигнуть 11,4 млн. тонн. К 2012 году производство молока должно было достигнуть 37 млн. тонн, что превысит уровень 2006 года на 17,8 %.

Таблица 2.

Производство молока, скота  и птицы на убой, млн.тонн

Год

Скот и птица

Молоко

2006

5.3

31.3

2008

6.3

32.4

2009

6.7

32.6

2010

7.2

31.8

2011

11.0

31.6

2012 (данные на декабрь)

10.2

В % к 2006

29.9

В % к 2006

 

92.4

 

- 4.6


Источник: Росстат, Минсельхоз

Судя по представленным данным, цели Программы в отношении производства мяса практически достигнуты, а в  отношении производства молока, напротив, произошел «откат» назад.

Перелом к лучшему обозначился  за счёт роста поголовья птицы  и свиней и производства мяса птицы  и свинины. Производство говядины и  молока продолжает снижаться. Так, удельный вес мяса птицы в объеме произведенных  мясных ресурсов в 2011 г. составил 42%, свинины  – 33%, говядины – 22%.

Таблица 3.

Поголовье скота в хозяйствах всех категоpий ( млн.голов)

Годы

КРС

В т.ч.коровы

Свиньи

Овцы и козы

Птица

2006

21.6

9.4

16.2

20.2

375

2008

21.0

9.1

16.2

21.8

405

2009

20.7

9.0

17.2

22.0

434

2010

20.0

8.8

17.2

21.8

449

2011

20.8

8.9

18.6

24.3

487

2012

20.9

В % к 2006

9.0

В % к 2006

19.6

В % к 2006

26.1

В % к 2006

512

В % к 2006

- 3.2

- 0.42

20.9

29.2

36.5


Источник: Росстат, Минсельхоз

В 2012г в целом по России численность крупного рогатого скота (КРС) к уровню 2006 г снизилась на 1.6 млн голов,(что составляет 3.2%), но к уровню 2011 - увеличилась на 0.1 млн.голов. В целом, за период с 2006 – 2011 наблюдалось сокращение поголовья  КРС. Что касается поголовья свиней, то по сравнению с 2006 – численность  возросла на 3.4 млн.гол.(20.9%). Также отмечается рост поголовья птицы и овец и  коз. Резкое сокращение молочного скота  крайне обострило ситуацию с производством  мяса говядины, которое на 98% обеспечивается за счет молочного стада. Также это повлияло на производство молока, так к 2012 г не были достигнуты заявленные в программе 37 млн тонн молока, отмечается даже сокращение производства молока на 5% по сравнению с 2006 г.

Информация о работе Аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности