Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Объект – Болонский процесс, как фактор, влияющий на систему Российского образования
Предмет – реформы сферы образования в России

Целью данной работы является - описать основные принципы реформирования системы подготовки научных кадров России, в рамках Болонского процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…….3

1. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ …………….……………5

1.1 История Болонского процесса ………………………………….…………..5

1.2 Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство …………………………………………………7

1.3 Необходимость модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский процесс ………………………...…15

1.4 Проблемы реализации Болонского процесса в России …………………...19

2. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.24

2.1 Причины проведения реформ ……………………………………………24

2.2. Цели и последствия реформы образования ………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31

Список литературы ……………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Болонский процесс.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…….3

 

1. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ …………….……………5

 

1.1 История Болонского процесса ………………………………….…………..5

 

1.2 Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство …………………………………………………7

 

1.3 Необходимость  модернизации российской системы  образования как причина вступления  России в Болонский процесс ………………………...…15

 

1.4 Проблемы  реализации Болонского процесса в России …………………...19

 

2. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.24

 

2.1 Причины проведения реформ ……………………………………………24

 

2.2. Цели и  последствия реформы образования ………………………………26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31

 

Список  литературы ……………………………………………………………33

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реформы в России редко совершались эволюционно, чаще они становились революциями, от разрушительной силы которых общество впоследствии долго приходило в  себя. Особенно опасны революционные  реформы в сфере образования, ибо они претендуют на системный слом сложившихся за десятилетия, а порой и века традиций, убеждений, норм, методик, организационных структур, консервативного мышления правительства. Образование касается глубинных оснований бытия государства, нации, всего настоящего и будущего общества, поэтому в реформировании образования особенно необходимо чувствовать разницу и грань между цивилизационными изменениями и культурой, которая не может быть модернизирована по воле реформаторов. В настоящее время традиционная учебно-методическая модель, которая веками применялась в школах всех типов и уровней, устарела. Если раньше изменения, происходящие на протяжении жизни одного поколения, были едва ощутимы, то теперь они достигли небывалых масштабов. Современный мир развития предусматривает значительную социальную и профессиональную мобильность, участие все большего числа людей в созидании более совершенного общества. Вместо авторитарного словесного обучения, опирающегося на прошлое и основанного на передаче и воспроизведении информации, нам нужно образование, ориентированное на будущее, развивающее инициативу и самостоятельность учащихся, образование, которое пробуждает у ученика интерес и желание учиться дальше, учит его творческому мышлению и решению проблемы, приучает использовать огромные возможности "параллельного образования" (например, средств массовой коммуникации).   

Существующие  отличия российской системы подготовки научных кадров от европейской системы дают ясное осознание того, что приходиться преобразовывать что-то старое и создавать нечто новое, приводя наше высшее образование в соответствие с основными положениями Болонской декларации. При этом стоит учитывать особенности Российской Федерации – ее обширную территорию, простирающуюся далеко от европейских стран, ее национальное и культурное разнообразие и пр. Переход на Болонскую систему должен быть осуществлен успешно, построив надежную эффективную систему подготовки научных кадров, которая определит развитие национальной экономики в долгосрочном будущем. Исследования в сфере Болонского процесса в России сегодня являются одними из самых популярных. Именно поэтому тема курсовой является актуальной.

 

Проблема  – противоречие между ожидаемым результатом от проведения реформ и их реальной эффективностью

 

Объект – Болонский процесс, как фактор, влияющий на систему Российского образования

Предмет – реформы сферы образования в России

 

Целью данной работы является - описать основные принципы реформирования системы подготовки научных кадров России, в рамках Болонского процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

 

1.1 История Болонского процесса

«Болонский  процесс» был начат 19 июня 1999 года в  г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг. В Болонской декларации выдвигается требование принятия общей системы сравнимых ученых степеней. Во всех странах, присоединившихся к Болонскому процессу, вводятся два цикла учебы по формуле 3+2 (первый, бакалаврский цикл, должен продолжаться не менее трех лет, а второй, магистерский, — не менее двух, кроме того, они должны приниматься на европейском рынке труда в качестве образовательных и квалификационных уровней). Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.

Болонский процесс  в ходе своего развития прошёл ряд  этапов, на каждом из которых расширялся круг стран-участниц процесса и декларировались новые цели. Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражское коммюнике. Одним из наиболее важных решений этого саммита стало решение о содействии повышению привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования для остальных регионов мира.

Очередной этап Болонского процесса состоялся в  Берлине 18-19 сентября 2003 года, где также  было подписано соответствующее коммюнике, но на этот раз представителями уже 40 стран Европы. На этом саммите было отмечено, что европейское пространство высшего образования и европейское пространство исследовательской деятельности — это две взаимосвязанные части «общества знаний».

Наконец, 19 мая 2005 года в норвежском городе Бергене  состоялся последний на сегодняшний  день и чрезвычайно важный для  Украины этап Болонского процесса. На это раз коммюнике подписали 45 стран и среди них — Украина.

Важно также  отметить, что ещё одной составляющей Болонского процесса является т.н. «Великая Хартия университетов» — результат предложения о создании содружества университетов, с которым еще в 1986 году Болонский университет обратился к ведущим университетам Европы. На встрече в Болонье в июле 1987 года делегаты из 80 европейских университетов избрали Совет из руководителей ряда университетов и представителей Совета Европы для разработки проекта Хартии — своеобразной Конституции европейских университетов. 18 сентября 1988 года во время торжеств, посвящённых 900-летию Болонского университета, ректоры 430 университетов подписали Хартию. В Хартии провозглашается принадлежность европейских университетов к академическому содружеству, преодолевающему политические и социальные барьеры и формирующему принципы интеграции Европы в единое общество. Предполагается, что общество это всем гражданам предоставляет необходимые права и свободы, а также разнообразные адекватные услуги в сфере культуры, науки и образования. Хартия подтвердила обязанности университета в качестве ключевого института общества и выдвинула требование автономии и академической свободы для университета.

 

1.2 Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство

 

 

      Подписав  Болонскую декларацию в сентябре 2003 года, Россия тем самым определила контуры предстоящей образовательной  реформы, которая, однако, воплощается  в жизнь неспешно и с отдельными трудностями. Тем не менее, шаги в «болонском» направлении уже делаются – на уровне федеральном и на уровне отдельных высших учебных заведений. Так, например, при Министерстве образования и науки действует Рабочая группа, наделенная функциями организационного и аналитического центра, снабжающего вхождение России в Болонский процесс соответствующим научно-методическим сопровождением, а также оперативно управляющего проведением данного мероприятия.      

На  сегодняшний день существует два  четко сформировавшихся противоположных  мнения: первое – вхождение в  Болонский процесс ведет за собой развал отлично зарекомендовавшей себя отечественной системы образования; второе – вхождение в Болонский процесс есть необходимая в современных экономических и исторических условиях мера и отличная возможность провести действенные образовательные реформы архаичной отечественной системы высшего образования. По мнению как Сазонова Б.А., так и авторов монографии «”Мягкий путь” вхождения российских вузов в Болонский процесс», обе позиции являются крайностями. Болонская система представляет собой вполне гибкий инструмент, имеющий определенный ряд обязательных требований, а также значительное число рекомендательных параметров. Это позволяет утверждать, что возможен «мягкий путь» вхождения России в Болонский процесс, гарантирующий поэтапность данного перехода, свободу выбора и наличие различных моделей реформирования. Такие изменения требуют определенных преобразований, в первую очередь, законодательных актов, в частности касающихся высшего образования, которые на сегодняшний день уже постепенно осуществляются.      

Вступая в ряды стран-участниц европейского образовательного пространства, Россия не просто «перенимает» модель подготовки кадров, она также получает возможность  влиять на формирование стандартов, норм и требований, действующих в едином образовательном проекте. Тем более, ее особое географическое положение дает возможность выполнять роль своеобразного посредника в сфере образования, формируя адаптивные механизмы для различных стран и даже континентов. Метафора «российского моста» между Европой, Азией и Америкой, недостаточно эффективно функционирующая на деле в сфере экономики из-за неразвитой транспортной инфраструктуры страны, может заработать в области образования.       

Естественно то, что России предстоит распространить нормы Болонского процесса по всей своей территории. Но очевиден тот факт, что, например, Северо-Западный регион будет вовлекаться в новую образовательную систему в разы быстрее и действеннее, чем Дальневосточные территории, вузы которых наверняка будут больше ориентироваться на образовательные системы США и близлежащих стран региона. Но и это можно мудро использовать во благо новой формирующейся системы высшего образования: обширные территории влекут за собой специализацию регионов, из чего следует формирование адоптивной среды, сочетающей в себе черты, например, американской и европейской образовательных систем, что представляет собой дальнейшую интеграцию мирового образовательного пространства.      

На  современном этапе далеко не все  институты и университеты могут  стать полноправными участниками  болонского процесса. Наиболее престижные и финансово обеспеченные вузы могут позволить себе установить партнерские отношения с европейскими университетами, формировать профессиональную образовательную сеть, регулярно направлять своих сотрудников, перспективных молодых ученых, а также талантливых студентов для обмена опытом, знаниями и укрепления связей. Остальным вузам, так называемым «аутсайдерам», остается только наращивать свой потенциал, развиваться, осваивая предлагаемые Болонским процессом модели вхождения, и подтягиваться до уровня успешных в этом плане вузов. 

Об основной цели вступления России в Болонский  процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует  цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом рынках труда.[13] Такая формулировка наиболее удачно отражает основную причину присоединения России к Болонскому процессу. Также представляется логичным связать причины вступления России в этот процесс с теми целями, на которые он направлен. Согласно Болонской Декларации, первостепенными целями для создания европейской зоны высшего образования являются:

§ Принятие системы  легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому.

§ Принятие системы, основанной на двух основных циклах –  достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать  успешного завершения первого цикла  обучения длительностью не менее трех лет.

§ Внедрение  системы зачетных баллов по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего  средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.

§ Содействие мобильности  студентов и преподавателей путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения.

§ Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.[18]

Выгода России от принятия системы легко понимаемых и сопоставимых степеней очевидна. Если диплом российских вузов станет европейским, если российские степени бакалавра и магистра будут безоговорочно признаваться в Европе, студентам из СНГ будет целесообразно обучаться в России, а уже потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках.

Приложение  к диплому сделает его образовательные  степени узнаваемыми и признаваемыми  по всей Европе, что существенно  увеличит шансы выпускников на трудоустройство  по специальности. С дипломом бакалавра или магистра и Приложением европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом, возрастут его перспективы найти работу по профессии. Со временем Приложение полностью отменит необходимость дополнительного сопоставления дипломов. Выпускники российских вузов станут полноценными конкурентами для иностранных бакалавров и магистров не только в совместных предприятиях на территории России и в представительствах иностранных компаний в Российской Федерации, но и за рубежом.[15]

Информация о работе Болонский процесс