Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа
Объект – Болонский процесс, как фактор, влияющий на систему Российского образования
Предмет – реформы сферы образования в России
Целью данной работы является - описать основные принципы реформирования системы подготовки научных кадров России, в рамках Болонского процесса.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…….3
1. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ …………….……………5
1.1 История Болонского процесса ………………………………….…………..5
1.2 Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство …………………………………………………7
1.3 Необходимость модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский процесс ………………………...…15
1.4 Проблемы реализации Болонского процесса в России …………………...19
2. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.24
2.1 Причины проведения реформ ……………………………………………24
2.2. Цели и последствия реформы образования ………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
Список литературы ……………………………………………………………33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…….3
1. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ …………….……………5
1.1 История Болонского процесса ………………………………….…………..5
1.2 Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство …………………………………………………7
1.3 Необходимость
модернизации российской
1.4 Проблемы реализации Болонского процесса в России …………………...19
2. РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.24
2.1 Причины проведения реформ ……………………………………………24
2.2. Цели и
последствия реформы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..31
Список литературы ……………………………………………………………33
ВВЕДЕНИЕ
Реформы в России редко совершались эволюционно, чаще они становились революциями, от разрушительной силы которых общество впоследствии долго приходило в себя. Особенно опасны революционные реформы в сфере образования, ибо они претендуют на системный слом сложившихся за десятилетия, а порой и века традиций, убеждений, норм, методик, организационных структур, консервативного мышления правительства. Образование касается глубинных оснований бытия государства, нации, всего настоящего и будущего общества, поэтому в реформировании образования особенно необходимо чувствовать разницу и грань между цивилизационными изменениями и культурой, которая не может быть модернизирована по воле реформаторов. В настоящее время традиционная учебно-методическая модель, которая веками применялась в школах всех типов и уровней, устарела. Если раньше изменения, происходящие на протяжении жизни одного поколения, были едва ощутимы, то теперь они достигли небывалых масштабов. Современный мир развития предусматривает значительную социальную и профессиональную мобильность, участие все большего числа людей в созидании более совершенного общества. Вместо авторитарного словесного обучения, опирающегося на прошлое и основанного на передаче и воспроизведении информации, нам нужно образование, ориентированное на будущее, развивающее инициативу и самостоятельность учащихся, образование, которое пробуждает у ученика интерес и желание учиться дальше, учит его творческому мышлению и решению проблемы, приучает использовать огромные возможности "параллельного образования" (например, средств массовой коммуникации).
Существующие отличия российской системы подготовки научных кадров от европейской системы дают ясное осознание того, что приходиться преобразовывать что-то старое и создавать нечто новое, приводя наше высшее образование в соответствие с основными положениями Болонской декларации. При этом стоит учитывать особенности Российской Федерации – ее обширную территорию, простирающуюся далеко от европейских стран, ее национальное и культурное разнообразие и пр. Переход на Болонскую систему должен быть осуществлен успешно, построив надежную эффективную систему подготовки научных кадров, которая определит развитие национальной экономики в долгосрочном будущем. Исследования в сфере Болонского процесса в России сегодня являются одними из самых популярных. Именно поэтому тема курсовой является актуальной.
Проблема – противоречие между ожидаемым результатом от проведения реформ и их реальной эффективностью
Объект – Болонский процесс, как фактор, влияющий на систему Российского образования
Предмет – реформы сферы образования в России
Целью данной работы является - описать основные принципы реформирования системы подготовки научных кадров России, в рамках Болонского процесса.
1.РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
1.1 История Болонского процесса
«Болонский процесс» был начат 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг. В Болонской декларации выдвигается требование принятия общей системы сравнимых ученых степеней. Во всех странах, присоединившихся к Болонскому процессу, вводятся два цикла учебы по формуле 3+2 (первый, бакалаврский цикл, должен продолжаться не менее трех лет, а второй, магистерский, — не менее двух, кроме того, они должны приниматься на европейском рынке труда в качестве образовательных и квалификационных уровней). Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.
Болонский процесс в ходе своего развития прошёл ряд этапов, на каждом из которых расширялся круг стран-участниц процесса и декларировались новые цели. Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражское коммюнике. Одним из наиболее важных решений этого саммита стало решение о содействии повышению привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования для остальных регионов мира.
Очередной этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября 2003 года, где также было подписано соответствующее коммюнике, но на этот раз представителями уже 40 стран Европы. На этом саммите было отмечено, что европейское пространство высшего образования и европейское пространство исследовательской деятельности — это две взаимосвязанные части «общества знаний».
Наконец, 19 мая 2005 года в норвежском городе Бергене состоялся последний на сегодняшний день и чрезвычайно важный для Украины этап Болонского процесса. На это раз коммюнике подписали 45 стран и среди них — Украина.
Важно также отметить, что ещё одной составляющей Болонского процесса является т.н. «Великая Хартия университетов» — результат предложения о создании содружества университетов, с которым еще в 1986 году Болонский университет обратился к ведущим университетам Европы. На встрече в Болонье в июле 1987 года делегаты из 80 европейских университетов избрали Совет из руководителей ряда университетов и представителей Совета Европы для разработки проекта Хартии — своеобразной Конституции европейских университетов. 18 сентября 1988 года во время торжеств, посвящённых 900-летию Болонского университета, ректоры 430 университетов подписали Хартию. В Хартии провозглашается принадлежность европейских университетов к академическому содружеству, преодолевающему политические и социальные барьеры и формирующему принципы интеграции Европы в единое общество. Предполагается, что общество это всем гражданам предоставляет необходимые права и свободы, а также разнообразные адекватные услуги в сфере культуры, науки и образования. Хартия подтвердила обязанности университета в качестве ключевого института общества и выдвинула требование автономии и академической свободы для университета.
1.2 Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство
Подписав Болонскую декларацию в сентябре 2003 года,
Россия тем самым определила контуры предстоящей
На сегодняшний день существует два четко сформировавшихся противоположных мнения: первое – вхождение в Болонский процесс ведет за собой развал отлично зарекомендовавшей себя отечественной системы образования; второе – вхождение в Болонский процесс есть необходимая в современных экономических и исторических условиях мера и отличная возможность провести действенные образовательные реформы архаичной отечественной системы высшего образования. По мнению как Сазонова Б.А., так и авторов монографии «”Мягкий путь” вхождения российских вузов в Болонский процесс», обе позиции являются крайностями. Болонская система представляет собой вполне гибкий инструмент, имеющий определенный ряд обязательных требований, а также значительное число рекомендательных параметров. Это позволяет утверждать, что возможен «мягкий путь» вхождения России в Болонский процесс, гарантирующий поэтапность данного перехода, свободу выбора и наличие различных моделей реформирования. Такие изменения требуют определенных преобразований, в первую очередь, законодательных актов, в частности касающихся высшего образования, которые на сегодняшний день уже постепенно осуществляются.
Вступая в ряды стран-участниц европейского образовательного пространства, Россия не просто «перенимает» модель подготовки кадров, она также получает возможность влиять на формирование стандартов, норм и требований, действующих в едином образовательном проекте. Тем более, ее особое географическое положение дает возможность выполнять роль своеобразного посредника в сфере образования, формируя адаптивные механизмы для различных стран и даже континентов. Метафора «российского моста» между Европой, Азией и Америкой, недостаточно эффективно функционирующая на деле в сфере экономики из-за неразвитой транспортной инфраструктуры страны, может заработать в области образования.
Естественно то, что России предстоит распространить нормы Болонского процесса по всей своей территории. Но очевиден тот факт, что, например, Северо-Западный регион будет вовлекаться в новую образовательную систему в разы быстрее и действеннее, чем Дальневосточные территории, вузы которых наверняка будут больше ориентироваться на образовательные системы США и близлежащих стран региона. Но и это можно мудро использовать во благо новой формирующейся системы высшего образования: обширные территории влекут за собой специализацию регионов, из чего следует формирование адоптивной среды, сочетающей в себе черты, например, американской и европейской образовательных систем, что представляет собой дальнейшую интеграцию мирового образовательного пространства.
На современном этапе далеко
не все институты и университеты могут
стать полноправными участникам
Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом рынках труда.[13] Такая формулировка наиболее удачно отражает основную причину присоединения России к Болонскому процессу. Также представляется логичным связать причины вступления России в этот процесс с теми целями, на которые он направлен. Согласно Болонской Декларации, первостепенными целями для создания европейской зоны высшего образования являются:
§ Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому.
§ Принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения длительностью не менее трех лет.
§ Внедрение
системы зачетных баллов по типу ECTS
— европейской системы
§ Содействие мобильности студентов и преподавателей путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения.
§ Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.[18]
Выгода России от принятия системы легко понимаемых и сопоставимых степеней очевидна. Если диплом российских вузов станет европейским, если российские степени бакалавра и магистра будут безоговорочно признаваться в Европе, студентам из СНГ будет целесообразно обучаться в России, а уже потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках.
Приложение
к диплому сделает его