Введение в професию "социальная работа"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:37, реферат

Краткое описание

Объект исследования: история социальной работы в России. Предмет исследования: основные этапы формирования в России социальной поддержки и защиты. Цель исследования: раскрыть основные этапы развития и становления социальной поддержки и защиты в России. Задачи: 1. Проанализировать литературу. 2. Раскрыть понятие социальная работа. 3. Определить основные этапы развития социальной работы в России. 4. Сделать выводы, обобщения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «социальная работа» 5
2. История социальной работы 7
3. Основные этапы формирования в России исторических форм социальной поддержки и защиты 9
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Введение в профессию контр.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:


Введение 3

1. Понятие «социальная работа» 5

2. История социальной работы 7

3. Основные этапы формирования в России исторических форм социальной поддержки и защиты 9

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

Введение 
   Многие века складывались на Руси традиции милосердия и благотворительности. Без опоры на эти традиции не может формироваться социальная работа. В современных условиях ее становление как особой профессии вызвано не только возросшими потребностями населения в социальной поддержке, но и изменением содержания этих потребностей. В условиях перехода России к рыночным экономическим отношениям, когда резко ухудшилось положение основной части населения, углубился кризис во всех сферах жизнедеятельности, социальная работа приобретает более индивидуализированный характер, обусловленный глубокими личностными интересами в решении социальных проблем. Справиться с этими проблемами только силами государственных структур не представляется возможным. Вот почему и сегодня важно развитие благотворительных общественных формирований, способствующих улучшению положения трудящихся групп населения.  

Актуальность  данной темы заключается в том, что  изучение опыта, накопленного благотворительной  Россией, поможет студенту расширить  и углубить его гуманитарные знания, восстановить и применить на практике утраченные или забытые национальные традиции русской социальной помощи. И поэтому мной была выбрана тема контрольной  работы: «Основные этапы  формирования в России исторических форм социальной поддержки и защиты.».

Объект  исследования: история социальной работы в России.

Предмет исследования: основные этапы формирования в России социальной поддержки и  защиты.

Цель  исследования: раскрыть основные этапы  развития и становления социальной поддержки и защиты в России.

Задачи:

1.    Проанализировать литературу.

2.    Раскрыть понятие социальная работа.

3.    Определить основные этапы развития социальной работы в России.

4.    Сделать выводы, обобщения.

 

1. Понятие  «социальная работа»

Понятие «социальная работа» идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности в результате различных биосоциальных и социопсихологических факторов. Это понятие объединяет определенную логику научного подхода, который, с одной стороны, осмысляет самое себя как определенную реальность, а с другой стороны - личность и ее проблемы в обществе как специфическом пространственно-временном и социокультурном континууме. В этой связи мы говорим о разнона-правленности знания: знание как самопознающее и как познающее другую реальность. Отсюда мы наблюдаем достаточно большой разброс тем, суждений, связанных и объединенных общим понятием - социальная работа. Среди них: социальное планирование, социопсихологическое консультирование, социальное обслуживание, гештальт терапия, алкоголизм, физическая и психическая неполноценность, социальный менеджмент и т.д.

Помимо  научных определений и описания сущности знания социальной работы, существуют и имплицитные подходы, связанные  с обыденными представлениями о  данном явлении. Эти представления  существуют как у клиентов, субъектов, нуждающихся в помощи, так и  у парапрофессионалов, имеющих отношение  к социальной работе, но еще не присвоивших  ее язык и профессиональные мифы. Так, студенты одной из французских школ социальной работы делились следующими представлениями о сущности социальной работы, которая им представлялась как:

    • фактор общественной эквилибристики;
    • фактор, закрепляющий общественный порядок;
    • осознанная форма социальной политики;
    • образная критика;

Несмотря  на то что область знания возможно описать и структурировать, определить возможные границы, выделить предмет  и объект познания, дать точное определение на сегодня не представляется возможным. Этот процесс наблюдается практически во всех странах, где существует социальная работа. И если в США знание социальной работы связывают с представлениями о специфической деятельности, позволяющей субъектам восстанавливать и сохранять способность к общественному функционированию, то в Англии это знание сфокусировано вокруг принципов организации индивидуальной помощи.

Разнополярность взглядов и представлений о сущности знания социальной работы пока не позволяет  говорить о единстве подходов к феноменологии  процесса помощи, однако многообразие подходов свидетельствует о его  наличии. Видимо, философия познания социальной работы и раскрывается в  этой противоречивой логике, когда  единство проявляется в многообразии.

В самом  общем виде социальная работа –  это вид деятельности людей и  организаций по оказанию помощи различным  слоям населения. Парадигма этой помощи очень широка. В помощи нуждаются  многие люди, находящиеся на разных стадиях и в различных ситуациях  своей жизни: ребенок и пожилой  человек, больной и инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т.д. Очень широк ,и спектр оказания помощи:  человек – человеку; община – человеку; взрослый – ребенку, сироте; здоровый – больному; служба социальной помощи – безработному, пенсионеру, многодетной семье и т.д.

В то же время социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, она несет в себе общецивилизационное  назначение, а именно: поддержание  и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация  дестабилизирующих факторов. Именно под этим углом зрения следует  в целом рассматривать социальную работу, выполняющую роль общественного  амортизатора.

 

2. История  социальной работы

Основными факторами образования новой  для России отрасли знания послужили  указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности  в учебные заведения по различным  формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой  дисциплины.

С 1992 года начинаются исследования по истории  и теории социальной работы. Причем, в современных трудах рассматривается  или отечественный, или зарубежный опыт работы. Исследований по истории  социальной работы в России настолько  мало, что может возникнуть впечатление, что она появилась только в  начале 90-х гг. ХХ в, но на самом - то деле история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. В  учебнике «Основы социальной работы»  Павленок П.Д. пишет, что «Началом ее следует считать договор 911 г. князя  Игоря с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой».

Подлинным толчком для развития благотворительности  в России стало принятие христианства в 988 году. «Отменная набожность, усердие  строению храмов и милосердие к нищим  снискали любовь общую» к Ивану Калите, Владимиру Волынскому, Георгию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Святославу Киевскому, Олегу, Владимиру Мономаху, Святополку, Изяславу, Ярославу Мудрому. В летописи отмечается, что «в 1209 году первой женой  Всеволода была Мария, славная благочестием и мудростью. Она призывала сыновей  жить в любви, что междоусобица губит  князей и отечество, возвеличенное  трудами предков, советовала быть трезвыми, приветливыми и в особенности  уважать старцев». Летописец хвалит ее за многие благотворительные деяния. Многие благородные дела князей Нестор отмечает действием христианского учения: гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия, помощь ближнему – явились непреложными истинами.

После принятия христианства средоточием социальной помощи стали церкви и монастыри. 

Конец эпохи  нищелюбия пришелся на время царствования Петра I. По его инициативе были открыты  госпитали, смирительные дома, содержание и обучение сирот и солдат в  монастырях. Система государственного призрения в России сложилась  при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем  в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного  призрения, занимающиеся вопросами  помощи нуждающимся.

Период  с 1861 по 1917 гг. принято считать временем расцвета российского предпринимательства. Так оно и было на самом деле. «Впервые за всю предыдущую и последующую  историю России самостоятельные  люди получили возможность свободного развития, реализации всех заложенных в них деловых качеств».

 

3. Основные этапы формирования в России исторических форм социальной поддержки и защиты

Одна  из первых работ, посвященных истории  помощи, где рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки  и защиты нуждающихся принадлежит  отечественному ученому А. Стогу. В  работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы  помощи. Характерно, что  автор  рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные  формы  помощи  в  логике целостного подхода. Всю совокупность  мер  и  форм  поддержки  на  различных временных этапах он предлагает рассматривать  как  проявление  одной  формы, единого паттерна, характерного  для  его  (Стога)  исторического  времени  – общественного призрения. Эволюцию этой системы в ее  временном, культурном, историческом   своеобразии   отражает,   по   мнению   ученого,   российское законодательство об общественном призрении, которое и является  основой  для исторической реконструкции процесса помощи  в  России.  Рассмотрение  этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей   с   периодизацией становления российской государственности

Историю общественного призрения в  России  А.  Стог  делит  на  пять основных этапов:

    • первый – с 996 г. по XIV столетие;
    • второй – XIV-XVII вв.;
    • третий – с 1701 по 1775 гг.;
    • четвертый – с 1775 по 1801 гг.;
    • пятый – с 1801 по 1818 гг.

Отличительная особенность периодизации А. Стога, помимо типологии процесса, заключается  в стремлении показать его динамику.

Однако  есть и другой подход, позволяющий  нам  рассматривать  не  только  ранние  формы поддержки, которые, как  правило,  связывают  с принятием  христианства  на Руси, но и архаические родовые формы, которые являлись формами всех последующих систем помощи и защиты. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, которые могут расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, такими как смена идеологии, разрушение геополитического  или социокультурного пространства, глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты, массовый голод.

Таким образом, в качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющие различную номинацию  данного процесса, целесообразно  представить следующие периоды:

1. Архаический  период – родоплеменные и общинные  формы помощи и взаимопомощи  у славян в Х в. Современный  историк, повествуя о временах  древних славян, говорит о них:  «сии люди на войне жестокие, возвращались домой с одним  своим природным добродушием.  Они не знали ни лукавства,  ни золота, хранили древнюю простоту  нравов и обходились с пленными  дружелюбно», кормили их за  своим столом, охотно отпускали  на волю. Столь же единогласно  хвалят летописи «гостеприимство  славян, редкое в других землях. Всякий гость был для них  священным: встречали  его  с ласкою,  провожали  с  благословением. Славянин, выходя из дому, оставлял  отворенную  дверь  и  пищу  готовую  для странника».

В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась  в том, что на работу приглашали соседей  не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в строительстве  нового дома, моста, ремонте ветхого  жилья и сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали  в первую очередь. Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян.

2. Период  княжеской и церковно-монастырской  благотворительности – XII-XIII вв  «Поворотным пунктом в развитии  благотворительности на Руси, по  мнению В.И. Курбатова, стало  ее крещение». Христианство, призывавшее  людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву,  стало государственной религией. По свидетельству летописцев, наиболее  выдающимися правителями этого  периода были князь Владимир  Красно Солнышко, Ярослав Мудрый  и Владимир Мономах. «Блестящее  и счастливое правление Ярослава  оставило в России памятник, достойный  великого монарха. Сему князю  приписывают древнейшее собрание  наших гражданских уставов под  именем «Русской Правды». Он  первый издал законы письменные  на языке славянском, которые  не полагали никакого различия  между россиянами варяжского  племени и славянами». Ярослав  Мудрый учредил в Новгороде  училище для сирот, в котором  на его средства содержались  и обучались 300 юношей из семей  священнослужителей. Дело Ярослава  продолжил его внук Владимир  «славными победами за русскую  землю». «Летописцы хвалят его  нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего  яснее и лучше изображает его  душу поучение, им самим для  сыновей написанное». В нем  он призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами сирот,  не давайте сильным губить  слабых. Не оставляйте больных.  Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов.  Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо». Святослав Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было праздника для богатых без милости для бедных». Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами». Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве».

Информация о работе Введение в професию "социальная работа"